Обзор практики по борьбе с картелями в России представили 6 июля на пресс-конференции в Москве заместитель руководителя Федеральной антимонопольная службы России (ФАС) Андрей Цариковский и начальник управления по борьбе с картелями Александр Кинев, передает корреспондент ИА REGNUM.

Начальник управления по борьбе с картелями представил список дел, проведенных в 2010-2011 гг. по раскрытию картельных сговоров. "Чаще всего картели возникают на рынке химической продукции", - сообщил он Кинев. В пример были приведены недавние дела фармацевтических компаний "Р-Фарм", "Ирвин 2", "Оптимальное здоровье" и "РОСТА", которые участвовали в сговоре на торгах при закупках лекарственных препаратов.

Цариковский представил статистические данные по количеству возбужденных уголовных дел по согласованию фирмами своих действий: в период с 2005 по 2010 год их количество увеличилось с 64 до 607.

"Картельный сговор - самое грубое нарушение свободной конкуренции. За ним следует неминуемое наказание, уголовная ответственность", - отметил заместитель руководителя ФАС. На сегодняшний день действует три закона, предусматривающие наказания за картельные сговоры: ст. 178 УК РФ, ст. 11 и 16 в законе о защите конкуренции, ст. 14.32 в Кодексе об административных правонарушениях. В июне 2011 года был представлен "Третий антимонопольный пакет" - документ, вносящий ряд поправок в эти законодательные акты.

"Мы плотно подошли к картелям только в 2008 году. У нас создали специальное управление по борьбе с картелями, которое рассматривает нарушения во всех областях экономики", - сообщил Цариковский. С 2008 года ФАС начал практику совместной работы с МВД. Во многих случаях служба не могла доказать не только причастность компаний к сговору, но и факт самого сговора, отметил он. Поэтому к ФАС, в обязанности которой входит проводить проверки, присоединились еще и силовые структуры, занимающиеся оперативно-разыскной и следственной деятельностью.

Цариковский неоднократно ссылался на западные законы: "В отличие от Европы и Америки, у нас антимонопольное законодательство слабо развито". В России предусмотрена программа смягчения, подразумевающая частичное освобождение от ответственности участника картеля при предоставлении существенных доказательств факта сговора, отметил он.

"На аукционах обычно действия участников картелей разворачиваются по двум сценариям. В первом случае, каждый конкурент подает заявку, выплачивает немаленькую сумму за участие в конкурсе (порой она исчисляется в миллионах рублей). А дальше все представители компаний просто стоят в коридоре и ждут своего лота", - рассказал Кинев. Таким образом, отметил он, создается ситуация при которой один продавец-победитель диктует свою цену. По второму сценарию все участники, присутствуют в зале, но лот достается тому единственному, кто поднял руку. "Это подозрительно, когда один человек поднимает руку, потом руку поднимает его сосед слева, а на следующем лоте - сосед слева", - пояснил Кинев.