Деятельность республиканского парламента Чувашии с приближением выборов обрастает новыми скандальными деталями. Вслед за попыткой создания прецедентного для России права досрочного лишения мандатов, Госсовет Чувашии создаёт ещё один не менее скандальный правовой прецедент: главный законодательный орган региона публично, показательно игнорирует решение Верховного суда Чувашской Республики, передаёт корреспондент ИА REGNUM. Произошло это 5 июля на очередной сессии республиканского парламента, где бурное начало заседания и не менее эмоциональное её завершение было посвящено лишению депутатского мандата Тамары Романовой (фракция КПРФ).

Как ранее сообщало ИА REGNUM, 22 марта 2011 года на сессии Госсовета Чувашии 31 депутат из 38 присутствующих проголосовал за досрочное прекращение полномочий Тамары Романовой "в связи с несоблюдением ею ограничений, связанных с депутатской деятельностью, установленных федеральным законом". Официальным предлогом для досрочного сложения полномочий стал выход из КПРФ "на основании личного заявления" Романовой от 29 июня 2009 года" и решение об исключении из коммунистической фракции в Госсовете 28 февраля 2011 года, которое принималось без её участия и даже без её собственного заявления.

В свою очередь Тамара Романова подтвердила, что было два заявления, но одно из них - об отзыве заявления о выходе из партии, написанное 29 августа 2009 года и сразу отозванное, другое - о выходе из "КРФ". "Других заявлений я не писала. А было требование господина Шурчанова (Валентин Шурчанов, лидер чувашских коммунистов и депутат Госдумы - ИА REGNUM), трижды или четырежды, написать заявление по собственному желанию о выходе из КПРФ, на что я ответила категорическим отказом. Сказала, что больше увлекаться заявлениями не буду - исключайте", - сообщила Романова. И высказала свою позицию относительно внутрипартийного конфликта: "При тех обстоятельствах, когда чувашское региональное отделение КПРФ под руководством господина Шурчанова отдалилась от интересов народа и превратилась из оппозиционной партии в партию лоббирования интересов бывшего президента Чувашии Николая Федорова, я решила не отказываться от взятого мною курса, не сворачивать вправо или в центр".

Как стало известно ИА REGNUM, Валентин Шурчанов остался чуть ли не в одиночестве, инициируя рассмотрение вопроса о выходе из оппозиционной партии главного своего оппозиционера, и следующим этапом - лишение Романовой депутатского мандата. Несмотря на отсутствие неформальной поддержки, формально воле политического шефа подчинились его соратники - члены фракции КПРФ в Госсовете.

Юристы соглашаются, что лишать Тамару Романову мандата по тем основаниям, по которым было предложено Госсоветом, - незаконно. Депутат, избравшийся по партийным спискам, может быть лишён мандата, если он выйдет из партии, однако Романова из коммунистической фракции и из КПРФ не выходила, её - исключили. При этом она не вступала в какие-либо другие партии, что также могло бы стать законным основанием для досрочного сложения депутатских полномочий.

Тамара Романова, лишённая депутатского мандата, дошла до Верховного суда Чувашии, который 1 июня при рассмотрении кассационной жалобы отменил постановление Ленинского районного суда Чебоксар от 26 апреля, признавшего законным лишение депутатского мандата Тамары Романовой. Юристы обращают при этом на ст.367 Гражданского процессуального кодекса РФ, согласно которому кассационное определение вступает в законную силу с момента его вынесения.

Однако постановление суда, видимо, не закон для самих законодателей. Тамара Романова, несмотря на то, что в повестку дня не был включён вопрос о восстановлении её депутатских прав, пришла на сессию и заняла своё прежнее место. Все промолчали. При утверждении официально обозначенных вопросов депутат-справоросс Игорь Моляков запротестовал, потребовав включить вопрос о восстановлении депутатского статуса Романовой: "Если мы этот вопрос в повестку дня не внесём, то в таком случае мы не будем иметь право работать дальше. Мы будем являться фактически не правовым органом". Моляков заявил, что нужно отменить "наше постановление по Романовой, в котором мы лишали её депутатских полномочий". В противном случае, по мнению депутата, нужно распустить Госсовет "за невыполнение решения Верховного суда Чувашии". "Это ваше желание, оно не исполнимо", - прервал оратора спикер Госсовета Чувашии, лидер чувашских единороссов Михаил Михайловский. И заметил: "Обвинять в целом Государственный совет, мне кажется, нет никаких оснований".

Спикер был готов к объяснениям: его выступление пестрило юридическими терминами, статьями, фактами. Он пояснил, что "в настоящее время надзорная жалоба на определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда Чувашской Республики от 1 июня находится на рассмотрении президиума Верховного суда Чувашской Республики". По словам Михайловского, 29 июня 2011 года "вынесено определение о передаче надзорной жалобы Государственного совета для рассмотрения в судебном заседании надзорной инстанции Верховного суда Чувашии с указанием на имеющиеся нарушения при рассмотрении в кассационной инстанции Верховного суда Чувашской Республики норм материального и процессуального права". Заседание президиума назначено на 15 июля 2011 года. "Таким образом, правовой спор между Романовой Тамарой Ивановной и Государственным советом Чувашской Республики находится на рассмотрении в судебных органах и в настоящее время окончательно не разрешён. Будет разрешён спор - будем принимать решения. Другого пути нет. Всем это должно быть понятно", - охладил Михайловский эмоциональный пыл "уважаемого депутата", подчеркнув, что "нет необходимости и правовых оснований" для включения вопроса в повестку дня, поэтому "голосовать не будем".

На брошенную из зала реплику Молякова о том, что решение суда вступило в силу, спикер посоветовал "не затевать спор между Михайловским и Моляковым". "Зачем это? - удивился Михайловский. - Мне, например, дело Романовой... если бы не исходило от КПРФ, мы бы не рассматривали, вопросов бы не было. Нам всё-таки надо дойти до истины. Другого не дано. Прецедент создавать в Государственном совете Чувашской Республики мы не можем". "Он уже создан", - крикнул с места справоросс. "Нет, он не создан. Это благодаря действиям регионального отделения партии КПРФ создавался этот прецедент, - высказал неоднозначные мысли спикер. - В конце концов выясним, и Тамара Ивановна будет присутствовать в качестве депутата и работать".

Тамара Романова сразу встала и молча покинула зал заседаний. Но вновь села на привычное место, когда депутаты начали рассматривать последний вопрос повестки дня. И вновь был поднят вопрос, с которого началась сессия. На этот раз не выдержал Андрей Кулагин (фракция ЛДПР), отметив "прессинг" в отношении Романовой: "Есть решение Верховного суда - всё уже, значит, можно человеку приступать к дальнейшей работе. Мы же с вами законодательный орган, мы должны с вами пример показывать, как мы умеем читать законы". И высказал недовольство в адрес комиссии по депутатской этике: "Я в прошлый раз говорил, что вы не умеете читать законы". "В суд подам ещё, знаем или не знаем законы", - выкрикнул с места кто-то из депутатов, перебив выступающего. "Подавайте", - последовал ответ.

После перехода на личности депутатов, размеренно голосовавших и неохотно вступавших в дискуссии, словно подменили. Трёхминутные выступления, предусмотренные регламентом под "занавес" сессии, следовали один за другим - уже и по другим темам. Кулагин высказал мнение, что принятое решение о повышении осенью зарплаты учителям - не что иное, как подготовка к выборам. "Я понимаю, все вопросы, связанные с заработной платой, в адрес "Единой России". Но надо понять: это федеральная политика, которая идёт от Медведева, Путина. Вы эту политику хотите заглушить или что-то сказать?" - вышел из себя всегда спокойный и редко выступающий вице-спикер Госсовета Владимир Мидуков (фракция "Единая Россия"). И заключил: "Слава Богу, что поднимается заработная плата". Уже без микрофона из президиума послышалось недовольное в адрес рьяно критикующего депутата: "Ага, мы тут сидим дураки".

"Реальную экономику надо делать, а не показывать пальцем просто куда надо идти и кому", - поддержал коллегу-единоросса Вадим Николаев. И припомнил Игорю Молякову его "выступательную" активность: справоросс был чуть ли не единственным депутатом, задававшим вопросы докладчикам, - чаще, правда, не по теме повестки, но в рамках отрасли, которую курируют выступающие. И позже давал комментарии, также не "вписываясь" в обозначенные вопросы. "Но разве сегодня не шоу было?" - дал свою оценку Николаев этой особенности Молякова. "Он несколько раз пытался сказать, что не умеет кур выращивать", - припомнил он также Молякову его слова о том, что каждый должен заниматься своим делом, а кур он выращивать не умеет. "А кур выращивать большого ума не надо, - со знанием дела заверил Вадим Николаев, возглавляющий ОАО "Чувашский бройлер". - Просто захотеть работать надо в сельском хозяйстве".

И снова вернулись к "делу Романовой", обсуждение которого закрыла сама Романова, попросившись на трибуну - спикер не вымолвил ни слова, аудитория притихла. Свою речь депутат зачитала по бумажке - по-прежнему в свойственной ей эмоциональной манере. Она поблагодарила всех, кто оказывал ей "поддержку в период изгнания из Госсовета" - от коллег-депутатов до жителей деревни, особая благодарность была высказана судьям Верховного суда - "за честную принципиальную позицию при рассмотрении жалобы". Романова выразила свой вотум недоверия аппарату и юристам Госсовета, а также "группе депутатов" за "очень низкий уровень знания юридических вопросов", за неспособность "осознать закон и толковать". "Тогда бы Госсовет не играл с депутатами в игру "Кошки-мышки". Игра, затеянная с благословения господина Шурчанова, и подхваченная господином Михайловским, до сих пор ещё продолжается", - отметила в своей пламенной речи Романова, обратив внимание на то, у 12 человек в Госсовете - дипломы юристов, двое народных избранников являются докторами наук. "Надзорная жалоба не приостанавливает решения Верховного суда, - растолковывала тонкости гражданского права Романова. - Я имею право на компенсацию причинённого мне морального вреда. Размер компенсации буду определять, исходя из суммы среднемесячного дохода в 2010 году каждого из 31 депутата, проголосовавшего за досрочное прекращение моих полномочий".

Выступить хотел и Игорь Моляков. "У нас мероприятие начинается здесь", - раздражённо заметил спикер. "Я имею право", - пытался возразить депутат. "Вы имеете право", - подтвердил Михайловский. "Сколько уже можно иметь право?" - ещё более раздражённо заметил спикер и торопливо объявил о закрытии сессии.

Как ранее сообщало ИА REGNUM, в Чувашии теряются в догадках, почему упорствует республиканский парламент, пытающийся создать прецедентное для России право досрочного лишения мандатов, а по сути, удобного механизма манипуляции и отзыва неугодных депутатов, избравшихся по партийным спискам. Что это - чётко спланированная и одобренная "сверху" акция или недоразумение из разряда уже произошедших - таких, как отзыв на законопроект, получивший скандальный резонанс как "налог на беременность", или не менее скандальное заявление спикера, что "основной язык чувашский, а потом уже русский"? В любом случае, за менее, чем за полгода до новых выборов реноме чувашскому парламенту уже не восстановить, а вернуть отозванный депутатский мандат, возможно, и придётся.