Борис Урусов: "Неудавшийся субъект федерации"? К 20-летию Карачаево-Черкесии

Черкесск, 5 июля 2011, 13:04 — REGNUM  

Третьего июля Карачаево-Черкесия отметила 20 лет со дня выхода из состава Ставропольского края и повышения административного статуса до уровня республики. В этот день в 1991 году Верховный Совет РСФСР принял закон "О преобразовании Карачаево-Черкесской автономной области в Карачаево-Черкесскую Советскую Социалистическую Республику в составе РСФСР".

Прошедшие двадцать лет показали определенную противоречивость Карачаево-Черкесии как субъекта федерации. Изначально формирование этого административного образования проходило на фоне острого политического кризиса. В этот период шла борьба национальных движений за полную реабилитацию карачаевского народа, подвергшегося сталинской депортации в 1943г. Реабилитация, согласно федеральному закону, могла включать и восстановление карачаевской автономии.

Вскоре после принятия Закона РСФО о реабилитации репрессированных народов, в ноябре 1991г. в г. Карачаевске был объявлен бессрочный митинг, требовавший восстановления автономии. Он стал продолжением борьбы, начатой карачаевскими активистами еще в 1988-89гг. Под давлением митингующих депутаты карачаево-черкесского областного совета приняли решение ходатайствовать перед Москвой о восстановлении самостоятельной автономии карачаевского народа в статусе республики Карачай. И это обращение послужило основанием для внесения президентом РФ Борисом Ельциным в начале 1992г. в российский парламент законопроектов о восстановлении самостоятельных Карачаевской и Черкесской автономных областей.

Немногим ранее, в 1991г., активисты казачества Карачаево-Черкесии на одном из съездов депутатов всех уровней Зеленчукского и Урупского районов республики провозгласили Зеленчукско-Урупский территориальный округ.

В ответ на это региональное руководство, понимавшее, что в новом субъекте им может и не найтись места в системе государственной власти, во главе с тогдашним лидером Карачаево-Черкесии Владимиром Хубиевым инициировало в марте 1992 г. плебисцит с весьма неоднозначными вопросами, касавшимися сохранения единства региона, в результате чего это единство было сохранено, а команда Хубиева осталась у власти.

Позднее требование административного разделения республики появились уже в политической повестке черкесских национальных общественных организаций. Уже в декабре 1994 г. первый съезд черкесского народа принял резолюцию, в которой делегаты обращались к Народному Собранию (парламенту) Карачаево-Черкесской республики с просьбой одобрить решения первого съезда черкесского народа о восстановлении Черкесской автономной области в составе Ставропольского края и провести референдум по данному вопросу. Вопрос административно-территориального размежевания периодически актуализировался черкесскими общественниками вплоть до конца 2008 - начала 2009 гг.

Все последние 20 лет Карачаево-Черкесию сотрясают различные конфликты, которые, почти в каждом случае, региональные власти оказывались не способны разрешить без помощи и вмешательства федерального центра. Это конфликты между политическими группировками, выливающиеся в противостояние ветвей власти и межэтнические трения, как было, например:

- в 1994-1995 гг. - конфликт между исполнительной и законодательной ветвями власти, разрешенный после вмешательства комиссии Сергея Филатова;

- в 1999-2000 гг. - межэтнический кризис, возникший по результатам первых выборов главы республики - вмешательство комиссии Николая Аксененко и рассмотрение дел в Верховном Суде РФ;

- в 2002-2003 гг. - новый кризис, вызванный уже вторыми выборами главы КЧР, жалобы на ход которых рассматривались в Верховном Суде РФ;

- в 2004 гг. - неоднократные штурмы резиденции президента КЧР, спровоцированные событиями, связанными с убийством семерых молодых людей, - вмешательство полпреда в ЮФО Дмитрия Козака и федеральных "силовиков";

- в 2005 гг. - события связанные с акциями протеста абазинской общины республики, спровоцированные затягиванием принятия решения по образованию Абазинского района и вновь потребовавшие вмешательства Козака;

- в 2008-2009 гг. - протесты черкесских активистов, связанные с нарушением негласного правила этнического квотирования портфелей в кабинете министров предыдущим президентом КЧР, что привело к вмешательству полпреда президента РФ в СКФО Александра Хлопонина.

События, сопровождавшие весь 20-летний период существования Карачаево-Черкесии, приводят ряд местных экспертов к выводу, что республика является не состоявшимся субъектом, единство, которого удерживается административным обручем федеральной власти. Так, например учредитель Карачаевского научно-исследовательского института, кандидат исторических наук Рашид Хатуев не скрывает свой скепсис относительно будущего КЧР, отмечая периодическую конфликтность политической жизни республики: "Двадцать лет существования КЧР не позволяет считать ее удавшимся самостоятельным субъектом РФ. Подтверждение тому - непрекращающиеся все эти годы внутренние конфликты. Первый тип конфликтов - между ветвями власти: исполнительной и судебной в 1995-1997 гг. и в 2003-2007 гг., исполнительной и законодательной в 1992-95 гг., законодательной и судебной в 2006 г. Второй тип конфликтов основан на межэтнических противоречиях. Это политические баталии между национальными организациями субъектообразующих народов, в ходе которых постоянно возникала идея разделения республики. Последние по времени массовые акции этнических движений проходили в правление предыдущего президента КЧР. Третий тип конфликтов - между правящей верхушкой и структурами гражданского общества. Самая яркая иллюстрация тому - кризис осени 2004 года, когда криминализация власти привела к драматическим событиям, включавшим двойной захват республиканского Дома правительства протестующей оппозицией".

Эксперт уверен, что внутренний потенциал всех трех типов конфликтов в данном субъекте РФ далеко не исчерпан. "Кстати, по случайному (?) совпадению наиболее горячий политический сезон у нас - осень... И еще: вопрос о разделе Карачаево-Черкесии будет стоять во всем обозримом будущем, нравится это кому-то или нет. Причиной тому - фактор разделенных народов. Например, адыги "разбросаны" по четырем субъектам РФ, карачаево-балкарцы - по трем. Как и все другие народы, к объединению они будут стремиться всегда", - отмечает Хатуев.

Старший научный сотрудник Карачаево-Черкесского института гуманитарных исследований, кандидат исторических наук, Наталья Кратова проявляет больший оптимизм: "За этот период Карачаево-Черкесия стала полноправным субъектом РФ, был повышен статус, открылись новые перспективы и возможности. Карачаево-Черкесия получила возможность самостоятельно решать насущные проблемы. В республике была принята Конституция, сформированы ветви власти, проведено районирование, в том числе в рамках Карачаево-Черкесии были образованы национальные районы: Абазинский и Ногайский. Были созданы условия для возрождения и сохранения национальной культуры и религиозных традиций. Воссозданы и активно используются традиционные механизмы регулирования общественной жизни: советы старейшин, тёре, возрождаются традиции куначества. В школах изучается родной язык, история и культура народов КЧР. Повсеместно открываются новые мечети, храмы, молельные дома. Желающие получили возможность обучаться религии: в Карачаево-Черкесии действуют исламский института имени имама Абу-Ханифа и православный лицей Сергия Радонежского, в школах преподаются основы религиозной культуры".

"Конечно, за эти двадцать лет не все было гладко. Период становления республики ознаменовался чередой серьезнейших социально-политических кризисов, сопровождавшихся борьбой за власть, переделом собственности и небывалым ростом межэтнической напряженности. Одной из форм противостояния стало формирование этнических мифов, имевших целью удревнить свой народ, обосновать свои права на те или иные земли. Сложной остается экономическая ситуация. Да и в целом, республика, к сожалению, до сих пор остается дотационной. Очевидно, что Карачаево-Черкесия не смогла в полной мере реализовать открывшиеся возможности", - считает эксперт.

Если Вы заметите ошибку в тексте, выделите её и нажмите Ctrl + Enter, чтобы отослать информацию редактору.
Главное сегодня
NB!
25.04.17
Отставка председателя правительства Астраханской области была предсказуема
NB!
25.04.17
Путин присвоил звание Героя Труда пяти гражданам РФ
NB!
25.04.17
Минтимер Шаймиев — Герой Труда
NB!
25.04.17
Радио REGNUM: второй выпуск за 25 апреля
NB!
25.04.17
Депутаты Новосибирска требуют от области вернуть 3,5 млрд рублей от НДФЛ
NB!
25.04.17
Выборы президента Франции: чего опасаются российские финансисты
NB!
25.04.17
Венесуэла: число погибших выросло до 26
NB!
25.04.17
МИД Латвии: ситуация в Прибалтике такая же опасная, как и в Корее
NB!
25.04.17
Законопроект о правилах транзита внесен в ГД: Коридоры и новые сборы
NB!
25.04.17
Реализация промышленных товаров в ДНР достигла 35% от довоенного уровня
NB!
25.04.17
«В предвыборный год на Бурятию прольется поток федеральных щедрот»
NB!
25.04.17
Солдат-Победитель с шоколадной обертки напугал эстонских пограничников
NB!
25.04.17
Пост председателя правительства Астраханской области стал вакантным
NB!
25.04.17
Налог на бездетность в РФ: Бесполезно, дорого и невыгодно
NB!
25.04.17
Ставрополье: На мемориале у Вечного огня подростки устроили карточный клуб
NB!
25.04.17
«Человек без лица»: кому социологи предсказывают пост президента Франции
NB!
25.04.17
«Лая, но не кусая»: Трамп подрывает репутацию США и провоцирует Пхеньян
NB!
25.04.17
Подходы согласованы: цена на водку будет меняться один-два раза в год
NB!
25.04.17
Роль отца в семье: опрос
NB!
25.04.17
Обвал на складе в Липецкой области: под завалами могли находиться двое
NB!
25.04.17
Старт ОФЗ для граждан: Выгоднее, чем депозиты
NB!
25.04.17
«Царь Николай II спаивает караульных офицеров»