Государственная полиция (ГП) начала ведомственную проверку в связи с заявлением латвийской национальной авиакомпании AS Air Baltic Corporation (airBaltic) о действиях министра экономики Артиса Кампарса ("Единство"). Авиакомпания изначально обратилась в Генеральную прокуратуру, которая направила заявление начальнику ГП для организации проверки и принятия решения, пояснила корреспонденту ИА REGNUM пресс-секретарь прокуратуры Лаура Пакалне. Как заявил корреспонденту ИА REGNUM пресс-секретарь ГП Андис Ринкевицч, заявление airBaltic было передано Управлению по борьбе с экономическими преступлениями ГП, начата ведомственная проверка.

Как ранее сообщало ИА REGNUM, министр экономики Артис Кампарс ("Единство") признал, что за первые пять месяцев 2011 года airBaltic потерпела убытков на 25,61 миллиона евро и близка с неплатежеспособности. Как пояснил Кампарс в беседе с Rietumu radio, он допускает, что столь крупные убытки были созданы руководством компании намеренно, с тем чтобы "выкачать из предприятия деньги".

"Информация, имеющаяся в моем распоряжении, неприятна, она очень даже тревожная. В прошлом году правительство Латвии инвестировало в предприятие свыше 21,34 миллиона евро, чтобы обеспечить airBaltic возможность приобрести самолеты в лизинг и развиваться. Руководитель airBaltic и один из совладельцев Бертольт Флик показывал правительству свой бизнес-план, в котором и на этот, и на будущий год планировалась большая прибыль. Но налицо огромные убытки", - рассказал министр, отметив, что не видит никаких обоснованных аргументов, почему такие убытки могли бы возникнуть. Ведь вулкан извергался и рейсы отменялись в прошлом году, а не в этом.

Кампарс раскритиковал созданную Фликом модель управления авиакомпанией, в которой большая часть крайне важных для airBaltic процессов - управление финансами, обеспечение сервиса, поставки топлива - передана компаниям, прямо связанным с частным бизнесом самого Флика. А акционеры этих частных фирм скрываются в офшорах, пояснил министр.

"Это заставляет думать, что были осознанные действия, направленные на выкачивание денег из предприятия", - заявил Кампарс. Если окончательно выяснится, что компания airBaltic близка к неплатежеспособности, то нужно помнить, что сознательное доведение до банкротства является в Латвии уголовным преступлением. И в этом случае государство вряд ли бросится на помощь, как это было с Parex, прогнозирует министр.

В свою очередь, руководство национальной авиакомпании airBaltic было возмущено высказываниями министра экономики Артиса Кампарса о скором банкротстве предприятия, а также обвинениями в сознательном доведении airBaltic до неплатежеспособности. В связи с публичными клеветническими заявлениями министра компания обратилось в прокуратуру и суд с требованием компенсировать ей ущерб, заявил корреспонденту ИА REGNUM вице-президент airBaltic по корпоративным связям Янис Ванагс.

Сегодня, 5 июля, правительство продолжит анализировать ситуацию в авиакомпании, и на заседание приглашен ее руководитель и совладелец Бертольт Флик, заявил журналистам вчера, 4 июня, премьер-министр Валдис Домбровскис. Неизвестно, будет ли Флик присутствовать на заседании.

Как уже сообщало ИА REGNUM, правительство рассматривает пути обеспечения ликвидности авиакомпании до конца текущего года. Одно из предложений - увеличить основной капитал airBaltic.

Во вчерашнем (4 июля) интервью газете Diena Флик заявил, что латвийское государство сейчас усиленно изображает, будто оно произвело в airBaltic какие-то огромные инвестиции, но с первого дня вложения в компанию совершали в основном только частные акционеры. "Могу сказать четко и ясно: в самом начале государство вложило в компанию 6 миллионов долларов, да еще в прошлом году - 30,99 миллиона долларов - как конвертируемые облигации. И это всё за 16 лет. За это же время частные акционеры вложили в airBaltic 150 миллионов евро", - утверждает Флик.

Бизнесмен рассказал, что компания дошла до точки, когда с такой базой капитала дальше развиваться невозможно. Поэтому, мол, пора принять логичное стратегическое решение: государство должно стать в airBaltic миноритарным акционером, позволив привлечь в компанию необходимые средства. "Пока государство не готово увеличить капитал со своей стороны, но не дает этого сделать и частникам, никакого движения вперед в развитии не будет", - подчеркнул Флик.

Решение об увеличении капитала airBaltic будет принято в июле. Флик при этом исключает возможность продажи своих долей в Baltijas aviācijas sistēmās, потому что видит большой потенциал в airBaltic. Но если государство не допустит развития авиакомпании, надежнее будет расстаться с акциями, откровенно признал бизнесмен.