Более 20 млн рублей недополучили бюджеты всех уровней Воронежской области в 2010 году от недобросовестных поставщиков товаров, работ и услуг для государственных и муниципальных нужд. Об этом, как сообщили корреспонденту ИА REGNUM в пресс-службе губернатора, доложил 4 июля на еженедельном совещании в правительстве области председатель Контрольно-счётной палаты Воронежской области Вячеслав Олемской.

Он сообщил, что в ходе контрольных мероприятий, проведенных КСП в 2010 году и первом полугодии текущего года, была проверена деятельность около 200 бюджетных учреждений. При этом одним из вопросов проверки было осуществление контроля исполнения государственных или муниципальных контрактов. По данным Вячеслава Олемского, четвертая часть организаций при нарушении подрядчиками или поставщиками условий контрактов не пользуются такой эффективной мерой как применение штрафных санкций. Между тем практически ни одно строительство или ремонт не обходится без подобных нарушений, факты неприменения санкций выявлены и при проверках закупок оборудования, транспорта и даже продуктов питания.

По словам председателя КСП, нередки случаи отсутствия в некоторых контрактах нормы, предусматривающей ответственность подрядчика за неисполнение обязательств по поставке товаров или предоставлению услуг. К примеру, не оговаривалось применение штрафных санкций администрацией Каменского района при заключении контракта на строительство полигона твердых бытовых отходов. Работы были выполнены и оплачены на 42% стоимости контракта, строительство полигона не велось больше года, и только потом контракт был расторгнут. Штрафные санкции к подрядчику не применялись, хотя можно было взыскать до 500 тысяч рублей. Например, ОГУ "Специализированное монтажно-эксплуатационное управление" при заключении контракта на поставку оборудования для регулирования дорожного движения также не оговорило в договоре условия, предусматривающие ответственность поставщика. В итоге оборудование было получено с задержкой в три месяца, а коммерческая структура никакого наказания не понесла.

При проверках КСП выявлены и факты, когда заказчик при срыве подрядчиком сроков выполнения работ не только не применял штрафные санкции, но и заключал дополнительные соглашения, изменяющие сроки контрактов. Тогда как, по словам Вячеслава Олемского, это является грубым нарушением законодательства и приводит к неэффективному освоению бюджетных средств, "зависанию" областных денег у подрядчиков. Так, почти на год продлялись сроки окончания работ по строительству инфраструктуры в с. Александровка Новоусманского района, до полугода - на строительство инженерных сетей в с. Ямное Рамонского района. Однако, как сообщил председатель КСП, наиболее часто встречаются ситуации, когда заказчики игнорируют прописанные в контрактах условия, предусматривающие применение санкций. Общая сумма недополученных бюджетами разных уровней средств за 2010 год составила, по оценке Контрольно-счетной палаты, более 20 млн рублей. Проверки показали, что нарушения договорных обязательств допускались при ремонте и содержании автомобильных дорог, строительстве газовых сетей, при капитальном ремонте многоэтажных домов и социальных объектов и даже при обеспечении продуктами питания пожилых граждан и инвалидов.

Для исключения подобных ситуаций впредь на оперативном совещании принято решение усилить контроль за исполнением государственных и муниципальных контрактов, а также повысить ответственность исполнителей заказов. Для этого, в частности, предполагается сформировать новый список недобросовестных подрядчиков и поставщиков товаров, работ и услуг для государственных и муниципальных нужд. Кроме того, проштрафившиеся компании могут лишиться и лицензии на осуществление того или иного вида деятельности.