На прошедшей 24 июня в Казани трехсторонней встрече президентов России, Армении и Азербайджана прорыва быть не могло, и это было понятно из царящих в странах конфликта общественных настроений. Как передает корреспондент ИА REGNUM, об этом на пресс-конференции в Ереване 4 июля заявил директор Института Кавказа, политолог Александр Искандарян.

Встреча президентов России, Армении и Азербайджана прошла 24 июня в Казани. Она завершилась без достижения договоренностей по Основным принципам урегулирования проблемы вокруг Нагорного Карабаха, но стороны констатировали прогресс на пути к этой цели. МИД России в преддверии встречи анонсировал ее в качестве "рубежной". Между тем авторитетные западные СМИ и эксперты прогнозировали изменение формата Минской группы ОБСЕ в случае провала казанской встречи.

Искандарян не считает возможным изменение формата МГ ОБСЕ и тем более замену этого формата Евросоюзом. "Минская группа - единственный формат, через который осуществляются армяно-азербайджанские взаимоотношения. При таких условиях отменить и, тем более, заменить МГ ОБСЕ было бы глупостью", - разъяснил он, добавив, что сейчас со стороны ЕС предпринимаются попытки повысить свою роль в урегулировании конфликта, однако это, ни в коем случае, не означает замену Минской группы ОБСЕ.

"Подобные дискуссии являются надутым в прессе пузырем, которые базируются на недовольстве Азербайджана действующим форматом", - уверен политолог.

Искандарян не считает, что по итогам встречи Казани что-то существенно изменилось в вопросе прямого участия Нагорного Карабаха в переговорах. Эксперт добавил, что посредники и до встречи в Казани хорошо понимали, что в окончательном разрешении конфликта игнорировать позицию Карабаха невозможно.

"Нагорный Карабах сейчас косвенно участвует в переговорах. Но прямое участие в переговорном процессе сейчас невозможно, так как этому категорически противится Баку", - заметил директор Института Кавказа, добавив, что если НКР вернется за стол переговоров, это будет "началом конца конфликта".

Недавно на пресс-конференции в Ереване постоянный представитель президента Армении в парламенте Гарник Исагулян по этому поводу заметил, что после казанской встречи переговорный формат может измениться только вступлением Степанакерта в переговорный процесс. Если сейчас Азербайджан согласится на вступление НКР в переговорный процесс, это означает, что Баку готов к реальным компромиссам, подчеркнул Искандарян. "Но сейчас Азербайджан использует переговоры как рычаг давления, нежели как путь разрешения карабахской проблемы", - резюмировал политолог.

Искандарян считает, что Россия в определенной степени недовольна отсутствием результатов в карабахском процессе. "Начиная с 2008 года, Москва почти единолично занимается конфликтом, и до сих пор существенного прогресса не видно", сказал эксперт. "У России есть карт-бланш в карабахском вопросе, но этим правом она наделена в результате консенсуса между посредниками", - подчеркнул он.

Примечательно, что после казанской встречи в западной прессе начали тиражироваться статьи о том, что Россия на самом деле не заинтересована в окончательном урегулировании карабахского конфликта, так как она желает продвигать в регионе только свои интересы, блокируя интересы Запада. Например, эксперт американского аналитического центра Stratfor Юджин Чаусовски в статье под названием "Россия контролирует Карабахский конфликт" отмечает: "Россия делает вид, что пытается сделать все возможное в роли переговорщика для достижения соглашения, однако в реальности делает все возможное с целью предотвратить заключение такого соглашения".

В плане карабахского урегулирования, как заметил Искандарян, Азербайджан и Армения для России "как два пальца одной руки". "Какую из них не отрежешь, все ровно будет больно. То есть у России есть интересы, как в Армении, так и в Азербайджане. С другой стороны, это и положительный момент, так как в комплексе с влиянием других посредников приводит к пролонгации процесса урегулирования", - разъяснил Александр Искандарян.

Армянский политолог считает, что Иран желает играть более значимую роль в регионе, и в частности в карабахском процессе. "Тегеран, по понятным причинам, не может прямо участвовать в переговорном процессе по Карабаху, так как против этого выступают страны-посредники - США, Россия и Франция", - подчеркнул он.

Напомним, спикер иранского парламента Али Лариджани по результатам визита в Баку на пресс-конференции 2 июля заявил, что Иран может стать посредником в урегулировании карабахского конфликта, если азербайджанская сторона будет заинтересована в этом. Говоря о возможном обострении отношений Ирана с Западом, Искандарян заметил, что сейчас вероятность войны с Ираном ровна нулю. "В этом плане у США сейчас достаточно много забот, чтобы еще одну прибавить к ним", - заметил политолог, добавив, что Армения или Карабах не нужны США для нанесения ракетных удар по Ирану, как об этом говорят некоторые эксперты.

Он пояснил, что американские войска сейчас дислоцированы везде вокруг Ирана - Ирак, Афганистан, Персидский залив. "В таком раскладе рассуждения о том, что территории Армении и НКР нужны Америке для атаки на Иран, вызывают сомнения", - подытожил он.

Искандарян не считает большой вероятность возобновления войны на карабахском фронте. В тоже время он заметил, что перестрелки в прифронтовой зоне продолжатся, но они не смогут перерасти в войну. "Война и отдельные нарушения режима прекращения огня - совсем разные вещи. Для войны нужны другие ресурсы и обстоятельства", - подчеркнул он.

Как заметил директор Института Кавказа, власти Азербайджана не сошли с ума, чтобы начинать войну и, тем самым, поставить на карту все. "Если и начнется война, то она продлится максимум 5 дней, после чего ее приостановят. За эти пять дней Баку не сможет достичь существенных успехов, однако понесет большие потери в социальном и экономическом плане", - заключил Александр Искандарян.