Соседство стран Прибалтики с Россией и Белоруссией создало для жителей приграничных территорий этих стран условия настоящего клондайка контрабандистского движения. Зачастую именно контрабанда является основой теневой экономики, которую мы недавно уже рассматривали в одном из сравнений ситуации в странах Прибалтики. Так или иначе, контрабанда плотно прижилась и стала неотъемлемой частью повседневности в Литве, Латвии и Эстонии. Практически каждый простой обыватель знает, где находится "точка" по нелегальной продаже топлива, сигарет или спиртного или как выйти на нее через своих друзей-знакомых. Однако эти товары - только три главных слона контрабандистского движения, масштабы которого как никогда расцвели в период экономического кризиса.

Корреспонденты ИА REGNUM в Литве, Латвии и Эстонии проанализировали масштабы контрабанды в своих странах для очередного, уже традиционного, сравнения стран Прибалтики по различным категориям, которое мы публикуем сегодня, 1 июля.

Литва

Что контрабандисты пытаются нелегально ввезти в Литву? Все, от памперсов до летательных аппаратов. Постоянно растет количество нелегально ввозимых лекарств, товаров, подделанных под известные бренды. Растет наркотрафик.

Вопреки расхожему мнению, основной товар для литовских контрабандистов - отнюдь не бензин и дизельное топливо. В Литве сегодня главное направление контрабанды - это нелегальный ввоз табачных изделий. Во-первых, этому способствует "вилка" цен на сигареты в странах Евросоюза и третьих странах, например, России или Белоруссии. К слову, потоки контрабанды из названных регионов можно охарактеризовать как плавающие. Они зависят от многих обстоятельств, но примерно одинаковы.

Во-вторых, изделия из табака удобны с точки зрения транспортировки. По всей Литве ходят "байки" о российских или литовских "ихтиандрах", переправляющих под водой на себе сотни пачек сигарет. Несколько лет назад автор этих строк продавал отслуживший свое легковой Passat. Покупатели нашлись на удивление быстро и за цену не держались. Их не интересовало ни состояние салона, ни внешний вид. Лишь бы двигатель был в порядке.

Как позже выяснилось, из салона выбросили все, кроме водительского сиденья, а образовавшиеся полости в кузове, в дверках, под панелями превратили в тайники для перевозки сигарет. В подготовленный таким образом Passat можно спрятать тысячу пачек сигарет.

Одна "ходка", таким образом, не только покрывает расходы на покупку и переоборудование автомобиля, но и уже приносит прибыль. В случае неудачи авто не жаль бросить - следующий автомобиль с лихвой компенсирует потери.

В-третьих, Литва весьма привлекательна с точки зрения логистики - современные контрабандисты учитывают и этот географический фактор.

"Несмотря на тот факт, что литовский нелегальный рынок табака действительно не мал, в соседних странах он примерно такой же. На этом фоне результаты литовских таможенников выглядят даже предпочтительней, чем у зарубежных коллег. Мы точно знаем, что примерно 80% задерживаемых нами сигарет предназначено для внутренних рынков западноевропейских стран", - считает генеральный директор Таможенного департамента Антанас Шипавичюс.

"Например, в Польше, по данным 2009 года, было задержано 200 миллионов штук сигарет. В Литве - 100 миллионов. Если сравнить население соседних стран, получается, что на душу населения у нас задержано значительно больше контрабандного табака, чем у поляков", - пояснил главный литовский таможенник.

По его словам, если задержан миллион пачек, но этот факт не оказал никакого влияния на государственный рынок табака - гордиться нечем. Можно задержать 100 тыс. пачек, но если одновременно существенно вырастет продажа легальных сигарет - значит, таможня сработала хорошо. То есть результат лишь тогда можно считать положительным, когда увеличивается доля легального рынка.

У контрабанды три "мотора": коррупция, безнаказанность и прибыльность. Причем прибыльность всегда впереди. Если контрабанда - экономическое преступление, важно сделать так, чтобы были не достигнуты экономические результаты, которые намечались, когда преступление задумывалось и организовывалось. Если вдруг в результате контрабанды все-таки получены незаконные доходы, государство обязано сделать все, чтобы они не были легализованы.

Это так сказать, теория в ее классическом виде. Но как говорят сами контрабандисты, в литовском Сейме 141 депутат думает, как уменьшить контрабандные потоки. Вне Сейма 3 миллиона граждан Литвы изобретают способы обмана депутатов.

Недаром, по проведенным опросам, примерно 66% населения терпимо относится к контрабандным товарам и контрабандистам, почти 80% - приобретают нелегально ввезенные товары и лишь 1,3% признались, что никогда не покупали товар, о котором можно подумать, что он ввезен нелегально.

К слову сказать, Литва, которая пытается бороться с контрабандой, не так давно ввела квоту на сигареты с иностранной акцизной маркой (не Евросоюза), согласно которой штрафовать будут не только продавца, но и покупателя таких сигарет. Налоговики решили заставить граждан, у которых оказались такие сигареты, декларировать товар. Грубо говоря, оказалось у условного курильщика дома пять блоков сигарет, которые он добровольно не задекларировал - получи штраф. Налоговики надеялись и на "сознательность" населения. Мол, увидел сосед Йонас, как его сосед Пятрас курит сигареты, а на пачке - "Сделано в России" (или Белоруссии), и позвонил куда надо. Тогда к Пятрасу нагрянут с проверкой, прошерстят квартиру, а когда найдут незадекларированные, а значит, нелегальные сигареты, выпишут такой штраф, что желание курить отпадет на всю оставшуюся жизнь. Однако из этой затеи ничего не вышло, и граждане спешат сообщать литовским правоохранительным органам о том, что в их подъезде сосед напротив мусорит на лестничной площадке сигаретами, которых даже не существует в Литве.

Как уже говорилось, самые ходовые товары в виде топлива, сигарет и спиртного - только верхушка айсберга. Литва признана европейскими структурами как страна-транзитер и страна-изготовитель синтетических наркотиков. Это еще одна головная боль таможенников, пограничников и спецслужб.

Отдельный черный рынок существует на фармацевтическом направлении. Например, в соседней Калининградской области в аптеках иностранцев узнают по сделанной покупке. Большинство лекарств в Литве можно купить исключительно по рецепту врача. К своему врачу можно попасть по записи, обычно едва ли не через две недели, или даже месяц, или пойти на прием к частному, который, по сути, всего лишь за выписку рецепта возьмет деньги за прием. У больного человека, если он еще и работающий и активный, как правило, нет времени для такой длинной процедуры, какая существует в государственных учреждениях, поэтому он отдает деньги частному доктору за пятиминутный прием только ради выписывания рецепта для покупки нужного антибиотика. Такая система породила не только поток контрабандных лекарств, которые можно купить с рук или из-под прилавка на рынке, но и бытовую контрабанду, когда литовцы, оказавшиеся в России или Белоруссии, даже если они трижды здоровые, обязательно посещают аптеки для шопинга "про запас". Вот таких фармацевтических туристов калининградские аптекари видят издалека, а иногда, при очередной оптовой закупке спрашивают у гражданина сочувственно: "Вы из Литвы, да?"

Латвия

Контрабандой в Латвию и через Латвию чего только не везут - и золото, и иконы, и драгоценные камни, и товары попроще - одежду, обувь, бытовую технику и электронику. Но самыми ходовыми контрабандными товарами в Латвии являются сигареты, топливо и алкоголь.

По данным, полученным в ходе исследования, проведенного компанией TNS Latvia, нелегальный рынок табачных изделий в Латвии в конце 2010 года достиг 38%. Исследование проводилось по заказу Национальной ассоциации производителей табака. В 2010 году число курильщиков, выбирающих контрабандные сигареты, выросло во всех регионах Латвии, но особенно велико оно в Даугавпилсе и окрестностях - там 60% курильщиков "смолят" сигареты с иностранной акцизной маркой. Сказывается близость российской и белорусской границ. В Рижском регионе таких курильщиков насчитывается 35%, в Валмиере - 32%, в Лиепае - 25%.

Половину всего объема контрабанды составляют сигареты марки More, ввозимые из России. Вторые по популярности - Winston, на их долю приходится 8%. На черном рынке представлены также марки, которые вообще невозможно приобрести в Латвии легально: Jing-Ling, Kiss, Premyer и наиболее вредная для здоровья Прима - по мнению медиков, ее смело можно причислять к химическому оружию массового поражения. Петер Халац, гендиректор балтийского отделения British American Tobacco и председатель Национальной ассоциации производителей табака, считает, что объем контрабанды в Латвии, по сравнению с другими странами, шокирующе высок. По оценке Халаца, главным игроком на черном рынке сигарет в Латвии является оргпреступность, из-за которой госбюджет теряет ежегодно 113,83 миллиона евро.

По данным исследования, в 73% случаев продажа контрабандных сигарет осуществляется из рук в руки и лишь 12% - на открытых рынках. Глава отдела корпоративных отношений Japan Tobacco International в Прибалтике Рамун Мацус назвал эту тенденцию весьма тревожной: подобные продажи при тесном контакте продавца с покупателем означают, что правоохранительные органы не могут раскрыть такие преступления. Нередко продавец и покупатель - давние знакомые, состоящие в доверительных отношениях, и никто из них не заинтересован в огласке. Один делает бизнес, другой покупает сигареты по приемлемой цене - этот симбиоз разрушить в нынешних экономических условиях почти невозможно.

Национальная ассоциация производителей табака считает, что для обуздания контрабанды нужны изменения в нормативных актах, в частности, запрещающие продажу СГД с аукционов оборудования для производства сигарет, конфискованного у пойманных нелегальных производителей. Кроме того, нужно ужесточить наказания, настаивает ассоциация.

В первые месяцы текущего года уровень контрабанды сигарет составил 37,75% - это столько же, сколько за весь прошлый год (38%), свидетельствует исследование агентства TNS Latvia. Самыми популярными марками контрабандных сигарет в этом году являются More (44,2%), Premyer (11,7%) и Prima (7,8%). Более чем на трети пачек, которые предъявили курильщики, надписи на русском языке.

Директор Уголовного управления таможни Марьян Бурый отметил в разговоре с ИА REGNUM, что в борьбе с контрабандой сигарет важно сотрудничество правоохранительных органов и представителей табачной индустрии. Он добавил, что в результате повышения акцизного налога разница в стоимости сигарет еще более возрастет, и это будет только способствовать нелегальной торговле. Только с улучшением ситуации в экономике положение изменится в лучшую сторону, считает Бурый. По его словам, можно бесконечно усиливать меры по борьбе с контрабандой, но пока есть спрос, будет и предложение. Это особо больной вопрос для Латгалии, где покупательная способность населения самая низкая.

Что касается топлива, то, судя по объявлениям на тематических интернет-порталах, немало латвийских автовладельцев готово приобрести топливо по цене, на 28-30 евроцентов меньшей, чем официальная цена на АЗС. В них разве что открытым текстом не пишут: куплю контрабанду. На популярных ресурсах можно встретить не одно и не два объявления о покупке топлива по цене от 85 до 92 евроцентов за литр при объеме поставок около 200 литров. В то же время на АЗС Statoil топливо стоит 1,29 евро за литр с тенденцией к удорожанию. Мы позвонили по одному из таких объявлений. "Хочу купить топливо примерно на 28 евроцентов за литр дешевле, чем на заправках. Мне все равно, контрабандное оно или нет", - заявил мужчина. Другой рассказал, что поставщики обычно не привозят товар к покупателю, а договариваются о встрече на нейтральной территории. С доставкой на место может быть продан только крупный объем, порядка 1,5 тысяч литров. "Например, я в Салацгриве, продавец - в Алуксне. Мы договариваемся встретиться где-то посередине. Я езжу на Audi с дизельным мотором, и 90% топлива, которое заливаю в бак - российское", - поделился анонимный покупатель. По его словам, на качество пожаловаться нельзя. Если залитое на АЗС Lukoil топливо при -27 градусах не всегда позволяет завести мотор, то с российским топливом таких проблем нет и в помине. "Там перевозчики заправляют свои машины на ближайшей к границе заправке Statoil. Для перевозки используют старые машины с объемными баками. Например, в бензобак Chrysler влезает 130 литров. За одну поездку 120 литров можно продать", - пояснил он. Открылся еще один секрет. В отличие от легальных торговцев, контрабандисты свой "дизель" еще дополнительно фильтруют. А чтобы удостовериться, что на встречу явился покупатель, а не полиция или борцы с контрабандой, у них есть свои методы - ни один покупатель не пожелал рассказать, какие именно.

С алкоголем ситуация тоже непростая. Крупнейший в Латвии производитель алкогольных напитков АО Latvijas balzams не исключает переноса своего производства за пределы страны, если контрабанда алкоголя в стране продолжит расти. Об этом корреспонденту ИА REGNUM заявил председатель правления Latvijas balzams Карлис Андерсонс. "До убытков мы пока не дожили, что уже хорошо. Но могу сказать, что за последние год-два наметился значительный спад продаж в Латвии и прирост на экспортных рынках. Впрочем, прогноз Объединения производителей и торговцев алкоголем (ARTA) неутешителен: реализация будет только уменьшаться", - отметил Андерсонс.

Он отмечает, что ситуация с контрабандой алкоголя в Латвии очень серьезная. Если в других государствах ее доля составляет 5%-10%, то в Латвии - 35%. "Если контрабанда займет 50% рынка, а государство продолжит недальновидную политику повышения акцизов и не перестанет выдвигать к крепкому алкоголю более жесткие требования по сравнению с другим спиртным, тогда ни один легальный производитель не сможет с ней конкурировать", - заявил Андерсонс.

Есть и случаи совершенно неожиданной контрабанды.

Таможенное управление Службы госдоходов (СГД) еще в феврале 2004 года начало уголовное преследование девяти лиц, подозреваемых в крупной контрабанде майонеза и кетчупа известной российской компании "Балтимор". По данным СГД, фирмы участники контрабандной схемы не уплатили государству налоги на сумму 1 млн 102 тыс. 725,65 евро. Схема ухода от налогов была следующей. Из России кетчуп и майонез "Балтимор" ввозился в Латвию, но в документах указывалось, что товар будет экспортирован обратно в РФ. Затем из Латвии продукция известной питерской фирмы с помощью нескольких фирм-автоперевозчиков транзитом перевозилась на территорию литовского таможенного терминала, после чего переоформлялись документы на груз, и он снова направлялся на два таможенных склада в Латвии. Тут получателями товара значились зарегистрированные на территории Латвии фиктивные предприятия. Примечательно, что среди девяти лиц, в отношении которых СГД начало уголовное преследование, есть и два высокопоставленных сотрудника латвийской таможни.

1 февраля 2008 года работники управления экономической полиции в аэропорту "Рига" по подозрению в контрабанде в большом количестве швейцарских часов и ювелирных украшений задержали 40-летнего мужчину. У задержанного полиция обнаружила и конфисковала ручные часы Franck Muller, Piaget швейцарского производства и ювелирные изделия с бриллиантами Piaget на общую сумму около 157 тысяч евро. Согласно имеющейся в распоряжении полиции информации, мужчина занимался нелегальной торговлей этими эксклюзивными товарами в Латвии на протяжении долгого времени. По факту контрабанды идет уголовный процесс.

В мае 2008 года, проводя физическую проверку груза в Рижском свободном порту, работники СГД по подозрению в нарушении авторских прав задержала груз. Груз был маркирован такими известными торговыми марками, как Winnie The Pooh, Hello Kitty, Mickey Mouse, Cars, Spider Man, Coca Cola, Sponge Bob и другими торговыми марками компании Disney из различных мультипликационных фильмов. Владельцам авторских прав были отосланы образцы товара, которые были признаны поддельными и нарушающими права интеллектуальной собственности. Кроме того игрушки отличались низким качеством. Установлено, что товар произведен в Китае и его планировалось продать в одном известном латвийском супермаркете. По обнаруженным фактам принято решение оштрафовать фирму на 1707,45 евро и конфисковать контрафактный товар. Общая стоимость поддельных товаров составила более 64,03 тысячи евро.

Эстония

Контрабанда - изобретение не эстонское, но именно эстонцы сумели сделать из этого понятия национальный бизнес. Считается, что еще в IX-XIII веках благодаря активной контрабанде соли из Сольвычегодска и прочих северных городков Руси на Запад появился город Ревель (ныне - Таллин). Не случайно за Таллином закрепилось прозвище "город, построенный на соли". Но контрабанда была не только соляной, но и меховой, медовой, ореховой, медной, серебренной и прочей. В обратном направлении через эстонские земли везли также без уплаты пошлин и без контроля госслужб все, что могло найти применение в русском хозяйстве - от тканей и инструментов до украшений и пряностей. Неслучайно во времена Российской империи эстонцы наряду с финнами, ингерманландцами, ижорой и другими большими и малыми народами Финского залива являлись основными поставщиками контрабандных товаров на рынки Санкт-Петербурга и северо-запад России. Причем иной раз контрабанды весьма специфической - антиправительственной литературы, вооружения и взрывчатки для боевиков-революционеров. Видимо, уже по традиции долгих веков после появления Советского Союза и образования первой Эстонской Республики именно Эстония стала "окном в Европу" для контрабандного товара из СССР, в основном, украшений и драгоценностей царских времен, конфискованных или просто отобранных. Жуткая цифра всего, что перевалилось через Эстонию в период 1920-1924 годов, наверняка вызовет оторопь не только у известного эксперта по вывезенным из России ценностям Владлена Сироткина, но и у любого, кто поинтересуется этой темой. Можно адресовать читателя недавнему телесериалу "Исаев", где масштабное похищение ценностей Госхрана и их транзит через "свободную Эстонию" показаны художественно и подробно. К слову, когда контрабанда и широкий коридор для нее из РСФСР через Эстонию на Запад "закрылся" из-за решений Кремля, в Эстонии в 1924 году наступил первый экономический кризис, приведший к разорению целой кучи ведущих финансовых учреждений и банков-посредников гигантских контрабандных сделок с нефтью, лесом, пенькой, пшеницей и прочая-прочая-прочая.

В музее Харьюского уезда под Таллином в построенном на деньги Евросоюза зале "о жизни местных рыбаков" без зазрения совести на всех ведущих европейских языках, включая русский, посетителю расскажут, что основным занятием рыбаков Харьюмаа была не рыбалка, а контрабанда. В том числе контрабанда спирта в Финляндию, где в 20-30-е годы действовал "сухой закон". С наступлением советского периода, сообщает все тот же аудиогид, часть рыбаков была депортирована (естественно!), а вот остальные занялись... рыболовством и занимались этим вплоть до второй Эстонской Республики 90-х годов. Тем более, что практически все морское побережье Финского залива было объявлено особой пограничной зоной СССР с особым паспортным режимом: не забалуешь...

С тех пор контрабанда в Эстонии если не исчезла, то претерпела некоторые изменения. Эстонские власти кровно заинтересованы в том, чтобы не терять ни евро из того, что поступает на потребительский рынок, а потому в Эстонии создано и реализуется великое множество всевозможных законодательных ловушек, чтобы Налогово-таможенный департамент сохранял для госбюджета доходы от пошлин и акцизов. Так как в Эстонии бизнес-отчетность должна быть "электрифицирована" и "открыта" для проверок, то контрабандистам приходится прибегать ко все большему числу уловок и все больше и больше уходить в тень - в мелочь и чистый криминал.

Как следствие, примеры современной контрабанды выглядят уже не так солидно, как во времена "Бриллиантов для диктатуры пролетариата" Юлиана Семенова. Это в основном "окольцованные" высокими акцизами алкоголь, табак и автотопливо. Из-за тяжелого экономического кризиса, падения уровня жизни, безработицы и последующей "асоциализации" местного населения наблюдается рост как контрабанды, так и числа занимающихся этим людей. Доля контрабандного алкоголя на внутреннем рынка Эстонии составляет сейчас 10-15% (порядка 3 млн литров), контрабандных сигарет - 15-20% (свыше 700 млн сигарет), контрабандных лекарств - до 10%, контрабандного топлива - до 10%. Чем ближе к эстоно-латвийской или эстоно-российской границе, тем процент контрабанды выше. Так, по данным Налогово-таможенного департамента Эстонии, в 2010 году на Нарвском пограничном пункте в Эстонии было конфисковано 5 млн. сигарет - это в три раза больше, чем в 2009 году. При этом контрабандисты проявляют фантазию и сноровку: год назад выяснилось, что для переправки товара через пограничную реку Нарва международная группа эстоно-российских контрабандистов пользовалась услугами профессионального пловца - тот доставлял сигареты в Эстонию в водонепроницаемой упаковке, которая прикреплялась тросом к его костюму.

Впрочем, когда мы говорим о контрабанде пары десятков упаковок корвалола или сигаретных блоков из России и Латвии в Эстонию, мы не должны забывать, что контрабанда в современной Эстонии может носить и куда более масштабный характер, связанный с обратным движением в сторону России. Так как эстонская таможня фактически не занимается задекларированным как "транзитный" товаром - а это тысячи контейнеров и грузовых фур, то с этим валом контрабанды из Европы в Россию приходится иметь дело исключительно российским пограничникам и таможенникам. В качестве примера можно вспомнить, что недавно сотрудники оперативно-розыскного отдела Балтийской таможни Санкт-Петербурга задержали крупную партию контрабандных товаров народного потребления в восьми морских контейнерах. Отправителем выступала некая "полочная" компания из Эстонии. В таможенных декларациях экспортный товар был заявлен как "изделия из мрамора, керамики, стекла" китайского производства. При досмотре груза были обнаружены товары народного потребления - чемоданы, дорожные и женские сумки. Это довольно типичный пример "контейнерной контрабанды" из Эстонии. Выявленная контрабанда - лишь вершина айсберга. В последнее время появился и новый вид контрабанды из Эстонии - "строительный". Пример: в Кингисеппском районе Ленинградской области на международном автомобильном пункте пропуска "Ивангород" был задержан эстонский автомобиль, перевозивший 17 тыс. 940 незадекларированных баллонов дорогостоящей монтажной пены.

Еще одна контрабанда - хотя и в неклассическом понимании этого слова - это перевод через эстонские банки в банки Европы нелегальных или неофициальных финансовых средств на миллиарды долларов от российских финансовых учреждений, бизнес-структур и просто граждан России. Суммы эти настолько велики, что когда в сентябре 2006 года в Таллин по этому вопросу прилетел первый зампред Центробанка России Андрей Козлов, то по возращении из Таллина он был застрелен, унеся с собой в могилу тайну переговоров в Эстонии. Сами эстонские банки, действуя по принципу "Васька слушает да ест", продолжают оказывать финансовую посредническую услугу "с душком", невинно ссылаясь на свободу предпринимательства и "открытый рынок". Эта контрабанда явно устраивает все стороны этого интересного процесса.