Роль Ирана в Закавказье несколько снизилась после активизации закавказского вектора внешней политики Турции, считает завкафедрой иранистики Ереванского государственного университета, профессор Гарник Асатрян.

"Сейчас Турция более активно работает в регионе, и у нее больше механизмов воздействия по сравнению с теократическим Ираном. Воздействие Ирана также снижает факт его блокады", - подчеркнул эксперт в беседе с журналистами, передает корреспондент ИА REGNUM. Как он считает, достаточно ограничена также степень влияния ИРИ в Азербайджане. "Влияние Ирана в Азербайджане не высоко. Кончено среди оппозиции и в некоторых азербайджанских областях Иран пользуется популярностью, но это еще не свидетельствует о серьезном влиянии", - подчеркнул он.

Профессор Лондонского университета, бывший иранский дипломат Али Гранмае в беседе с журналистами заметил, что до последнего времени Турция была одной из стран-конкурентов Ирана в регионе. "Однако после того как Анкара активно выступила в защиту Тегерана по вопросу ядерной проблемы, ИРИ не желает портить отношения с Турцией, особенно в вопросе Кавказа", - разъяснил Гранмае.

Политика Ирана в Карабахском вопросе

Говоря о роли Ирана в карабахском урегулировании, Асатрян заметил, что у Тегерана достаточно сильное влияние в карабахском конфликте. "Естественно у Ирана существенная роль в карабахском процессе в том плане, чтобы не допустить развертывания нежелательных для себя процессов в зоне конфликта. Но в этом вопросе важнее интересы Армении, чтобы позиции Тегерана и Еревана совпали", - подчеркнул он.

На вопрос журналистов о том, как поступит Иран, если будет принято решение сторонами конфликта по поводу размещении миротворцев в прифронтовой зоне, иранист ответил следующим образом: "Если это в интересах Армении, то позиция Ирана в этом вопросе не будет столь важна".

Иран всегда желал стать медиатором в карабахском урегулировании, однако, к сожалению, его попытки не увенчались успехом, сказал Али Гранмае. По его словам, Армения приветствует посредническую роль ИРИ в карабахском вопросе, чего не нельзя сказать об Азербайджане. Однако в то же время, как он заметил, Баку желает убедить Иран присоединиться к Турции и Азербайджану в вопросе блокады Армении, что "было бы преступлением со стороны Тегерана". "Я как бывший иранский дипломат могу точно сказать, что Иран желает стать медиатором в урегулировании конфликта, однако Азербайджан не радует подобная перспектива", - заметил он.

Иран не активизирует свой кавказский вектор из-за России

Говоря об отношениях между Ираном и Россией в региональном контексте, Гранмае их охарактеризовал как "достаточно близкие". "В вопросе кавказской политики позиции России и Ирана почти не отличаются. Иран, конечно, желает активизировать свою политику в регионе, однако воздерживается от этого из-за проактивной политики России на Кавказе", - заметил он, добавив, что именно поэтому сейчас Тегеран выступает в качестве содействующей российской политике в регионе страны.

На вопрос ИА REGNUM - как поступит Иран, если будет принято решение о размещении миротворцев в зоне карабахского конфликта, профессор заметил, что если это будут локальные силы, то есть российские или казахские миротворцы, Иран не станет противиться. "Если же этими силами будут войска НАТО, тогда Тегеран будет категорически возражать, так как после Афганистана и Ирака, он не желает видеть у своих границ западные силы", - заключил он.