В ежегодном докладе правозащитной организации Freedom House говорится, что многие страны на постсоветском пространстве, включая Азербайджан, становятся все более уязвимы для кризисов, подобных происходящим сейчас в арабском мире. Исследование касалось демократических процессов на территории бывшего СССР, и, согласно его выводам, 80 процентов населения данного региона, свыше 220 миллионов человек, жили в 2010 году при авторитарных режимах. Freedom House, анализируя ситуацию на постсоветском пространстве, проводит параллели с последними событиями в странах арабского мира. В докладе отмечается продолжающееся разрушение институциональной ответственности и демократии во многих бывших республиках Советского Союза. Также отмечается, что руководство в подавляющем большинстве этих авторитарных стран остается у власти без перспективы осмысленной ротации властной элиты и без признаков серьезных реформистских инициатив. Поскольку в этих странах не видно на горизонте осмысленных реформ и серьезных усилий по либерализации, им серьезно грозят перспективы политического застоя в обозримом будущем. Когда же наконец настанет время и возможности для их реформирования, это будет сделать гораздо сложнее, говорится в докладе Freedom House.

Для Азербайджана необходимость политических и экономических реформ также является крайне актуальной, давно востребованной обществом и постоянно игнорируемой властью темой. Эта тема, хотя сегодня приобрела особую политическую актуальность, но синдром реформаторских ожиданий в азербайджанском обществе возник гораздо раньше - сразу после президентских выборов 2003 года. Поводом для провоцирования широкого общественного интереса к данной теме послужил один из первых указов нового президента И.Алиева, в котором декларировался курс на экономические реформы. Данная инициатива президента попала на благодатную почву. Реформы в сфере экономики, были востребованы обществом по крайней мере с конца 1990-х годов. Но прежний президент Гейдар Алиев, "зацикленный" в основном на проблемах нефти, Карабаха и укреплении режима собственной власти, не уделял внимания вопросам политико-экономического реформирования страны. Не случайно, что у общества в тот период пропал интерес к реформам. Реанимация надежд и ажиотажный всплеск интереса к теме реформ началась после прихода к власти Ильхама Алиева. Это было обусловлено рядом причин:

- во-первых, стараниями официальной пропаганды Ильхам Алиев воспринимался определенной частью общества как "лидер реформаторского крыла" правящей элиты,

- во-вторых, интерес к реформам активно подогревался внешними кругами, всячески содействующими укреплению реформаторского имиджа нового президента,

- в третьих, объективное (кризисное) состояние социально-экономических процессов в стране и ход развития мировых тенденций постепенно сформировали во всем обществе атмосферу ожиданий комплексных реформ,

- наконец, новоявленный президент Ильхам Алиев, сразу после избрания, лично продекларировал приверженность курсу реформ и издал ряд соответствующих указов.

В силу этих факторов представлялось, что курс реформ востребован не только обществом и ситуацией, но и самой логикой политического самоутверждения нового президента. По логике вещей, реформы были необходимы не только обществу, но и самому И.Алиеву: благодаря такой политике он мог приобрести позитивный имидж реформатора, самоутвердиться как прогрессивный президент и нагрузить современным содержанием задачу "продолжения курса отца".

И действительно, вскоре после избрания - 2 февраля 2004 года - президент Ильхам Алиев провел бизнес-форум и на нем четко обозначил приоритетные проблемы (монополизм, бюрократический и полицейский произвол, коррупция, издержки судебной и налоговой системы и т.д.), которые необходимо решить для успеха курса реформ. Президент даже сделал серьезное и последнее предупреждение тем, кто будет стоять на пути реформ. Тогда многие поверили в искренность намерений президента и с принятием (11 февраля) госпрограммы социально-экономического развития регионов общество настроилось на подтверждение оптимистических ожиданий. Позади уже 7 лет тщетных ожиданий.

Вместе с тем, с самого начала было ясно, что эффективность политики реформ и успех реализации госпрограммы социально-экономического развития страны, предполагают основательное преобразование коррумпированной бюрократической команды. Коррумпированность и бюрократический консерватизм, присущий многим членам правящей команды изначально ставили под сомнение успех политики реформ, грозя превратить благое намерение в имитационное и пропагандистское шоу. Рассеять сомнения президент мог и должен был решительными мерами по борьбе с коррупцией, монополизмом, бюрократизмом и действенными шагами по реорганизации команды.

Однако, всего этого не последовало и реализация политики реформ вскоре приобрела сугубо парадный и пропагандистский характер (в духе советских "краснознаменных пятилеток"). Соответственно, и оптимистические ожидания общества постепенно пошли на убыль. Пропаганда успехов затмила реальные реформы. Вскоре тема реформ постепенно сошла на нет даже в официальной политической риторике. Выступления официальных лиц государства стали все больше напоминать трафаретную риторику 1970-1980-х годов советского застоя: поток лакированной пропаганды о колоссальных успехах страны, масштабах модернизации, рекордных темпах развития экономики, демократических завоеваниях, торжестве порядка и справедливости, росте благосостояния общества, счастливых гражданах, рассыпающихся в благодарности власти за прекрасную жизнь. Вместе с тем, как и в застойные советские годы, реалии Азербайджана на каждом шагу опровергают победные рапорты и демонстрируют иную картину: разгул коррупции, чиновничьего и полицейского произвола, несвободу, несправедливость, безработицу, крайнюю степень социальной поляризации, низкий уровень жизни значительной части общества, а также задавленные взгляды граждан, излучающих усталость, неверие или недовольство. Такова изнанка, оборотная сторона пропаганды о развитии и модернизации.

Конечно, было бы неверным ставить под сомнение реальные успехи в деле модернизации и социально-экономического развития страны за истекшие годы. Они несомненны. Безусловно, Азербайджан, благодаря потоку нефтедолларов, стремительно обогащается, перестраивается и модернизируется. На глазах видоизменяется облик страны и столицы. Реализуются глобальные проекты, развивается сфера услуг, обновляется инфраструктура, укрепляется армия, благоустраиваются многие сферы жизни и пр. Нет оснований подвергать сомнению и данные о темпах роста экономики, бюджета, ВВП, инвестиций, товарооборота и т.д. Все это и многое другое, действительно, говорят о позитивной динамике в развитии страны. Страны, но не в жизни рядовых граждан. Весь вопрос в том, что реальная жизнь за окнами президентского дворца и роскошных особняков номенклатурных олигархов далеко не соответствует победным рапортам. Как и в советские времена, налицо явный разрыв между словами и делами: между официальной пропагандой успехов "широко шагающего Азербайджана" и реальным состоянием дел в стране и, главное, в жизни её граждан.

Между тем, рядовым гражданам, по большому счету, нет дела до рекордных темпов развития экономики, роста бюджета и ВВП, потока инвестиций, стратегических трубопроводов, миллиардов в нефтяном фонде, грандиозных дворцов и прочих прожектов, поскольку всё это почти не отражается на их повседневной жизни. Старшее поколение страны уже сыто по горло баснями о коммунизме в прежней советской жизни. А молодежь прагматично настроена на решение своих конкретных личных проблем. Что им всем до пропагандистской статистики нынешних и грядущих завоеваний Азербайджана, если реальная жизнь на каждом шагу демонстрирует противоположное: рост цен, стресса, произвола, безответственности, коррупции, фальши, несвободы и всевозможных проблем?! Что им до глобальных проектов модернизации, если нет работы, денег и нормальных условий существования; если рапортуемые успехи страны не ведут к росту уровня, качества, комфорта и правовой защищенности жизни рядовых граждан?!

По сути, в целом ряде постсоветских авторитарных стран, включая Азербайджан, реформаторские ожидания общества не оправдались и граждане вновь оказались в расколотом, в раздвоенном мире, когда пропаганда формирует одну, а реалии совершенно другую картину жизни. Между тем, как справедливо предрекают эксперты Freedom House, дальнейшее уклонение от реформ или их тихое саботирование сулит авторитарным постсоветским странам, и в том числе Азербайджану, неизбежное скатывание в ситуацию политического застоя. Может, настало время прислушаться к этим предостережениям?