Исход встречи в Казани, аналитический и политический кураж вокруг безрезультатных результатов, способен резко, но ненадолго затушевать насущную проблему внутриполитической повестки Армении, которая в обществе сродни известным "гамлетовским" терзаниям духа - быть или не быть внеочередным выборам в Армении?

То, что "благородно духом" идти на выборы для протестного электората и оппозиционного Армянского национального конгресса (АНК) казалось бы однозначно и ясно. Правда, неожиданная смена словарного запаса координатора центрального офиса АНК Левона Зурабяна на последней пресс-конференции, посвященной пиар-акции запланированного на 30 июня митинга АНК, слегка настораживала. На протяжении первого получаса Зурабян ни разу не употребил примелькавшееся в его лексиконе словосочетание о внеочередных выборах. Вместо этого он предпочел говорить о том, что "диалог должен решить судьбоносные вопросы с точки зрения осуществления системных изменений в стране".

И не прозвучи "провокационный" вопрос журналистов, все обошлось бы. Но "случайность" произошла и послужила прекрасной мотивацией, дабы координатор центрального офиса АНК со свойственной подготовленностью и моралите обратил внимание присутствующих на то, что часто и "не всуе" употребляемые им "системные изменения" и есть не что иное, как прямой синоним внеочередных выборов.

Отметим, что уже в интервью Лрагир.ам 28 июня Левон Зурабян окончательно вернулся "на круги своя". "Мы должны превратить выборы в Армении в шанс обретения мощи. А это значит - следует путем досрочных выборов трансформировать социально-экономическую систему и нарастить военно-стратегический потенциал",- сказал он.

В отличие от координатора центрального офиса АНК, другие соратники Конгресса в филологических изысках замечены не были и по-прежнему называли вещи своими именами. В частности, экс-замначальника Службы национальной безопасности Армении (СНБ), ныне член АНК Гурген Егиазарян на пресс-конференции в Ереване 27 июня заявил: "Наши требования не изменились, и переговоры будут вестись по поводу проведения досрочных президентских и парламентских выборов".

Подобным образом реагировали и лидеры входящих в АНК партий. "Если после встречи в Казани не будет никакого заявления, мы сделаем выводы. На мой взгляд, это лучшая возможность ослабить внутриполитическую напряженность в стране и внушить народу надежду на преобразования, а эта надежда обусловлена прежде всего внеочередными выборами", - заметила председатель Социал-демократической партии "Гнчакян" Людмила Саркисян в беседе с "7or".

Иными словами, нескрываемый презент АНК в виде митинга на день рождения президента Армении не обойдется без озвучивания известного шекспировского выражения в современной политической и однозначной трактовке.

Понятно, что правящая Республиканская партия Армении (РПА), по всем драматургическим канонам развития конфликта, в долгу не останется и будет активно отстаивать противоположную точку зрения, утверждая на разных уровнях и всеми доступными средствами - для проведения внеочередных парламентских выборов предпосылок нет.

С этой точки зрения, особенно усиливается роль и место, которое займут в конфликте остальные политические силы, да и в целом - верят ли они вообще в подобный форс-мажор. В этом смысле особого внимания заслуживает, конечно же, курс политической силы, имеющей солидную биографию и опыт в партийном строительстве - Армянской революционной федерации "Дашнакцутюн" (АРФД).

С учетом этого вряд ли можно считать неожиданным и странным прозвучавшие в начале июня из Лос-Анджелеса мессиджи представителя Верховного органа АРФД Армена Рустамяна. Как передавал телеканал "Горизон" дашнакцаканский деятель выступил перед самой многочисленной армянской общиной США и говорил о том, что парламентские выборы в Армении 2012 года необходимо считать судьбоносными для страны, и к этому вопросу "Дашнакцутюн" относится с величайшей серьезностью.

Безусловно, никто не собирается подвергать сомнению серьезность отношения АРФД к любого уровня выборам, в чем неоднократно приходилось убеждаться. Но в преддверии 31 собрания "Дашнакцутюн" (что является несомненным событием в жизни партии и созывается раз в 3-4 года), или же все той же Казанской встречи (о судьбоносном и важном значении которой так много писалось и пишется ныне), в условиях нарастающего напряжения и очевидного давления международного сообщества по вопросам статуса-кво и карабахского урегулирования, которые дашнакцаканы всегда считали своими приоритетами, вдруг возникла такая вот неожиданная перипетия - резкий переход, по Аристотелю, "от счастья к несчастью".

Начинать кампанию по выборам в Армении на далеких калифорнийских берегах и посвятить теме "отдаленной перспективы" все выступление, лишь мельком помянув о грозных вызовах - вполне возможная ошибка журналистов, подготовивших телерепортаж, который был пущен в эфир "партийного" телеканала "Еркир Медиа". Подобное децентрализованное и безответственное отношение совсем не вяжется со взвешенными, дисциплинированными и прагматичными действиями как самих членов партии, так и подведомственных СМИ. Почти по известной трагедии, "как часто нас спасала темнота, где дальновидность только подводила".

Более близким к истине представляется нарратив - искушенная в политической борьбе партия вступила в фазу активной подготовки и именно к досрочным выборам. В этом смысле актуальным и "снайперским" по духу и содержанию становится высказывание Рустамяна: "Наша цель - обеспечить содержательное изменение власти. С тем, чтобы эта власть служила всем, народу, а не только отдельной группе лиц, которая приходит во власть, просто имена меняются. Вот в чем проблема, и думаю, у "Дашнакцутюн" есть эта миссия".

В свете не отдаленных, а внеочередных выборов бьют точно в цель и не кажутся агитационными будничными клише мысли искушенного оратора о том, что "каждый гражданин Армении должен знать, что во время выборов любой голос - сила", "избранный при помощи "купленных голосов" президент поставит государство перед новыми фатальными проблемами", "ни одно правительство не должно руководить и развивать страну за счет уступок". И т.д.

Объяснять же, почему "Дашнакцутюн" дезавуировал свою позицию по выборам именно в диаспоре, где пользуется огромным влиянием и откуда в основном поступают основные средства на поддержание жизнедеятельности политической силы, излишне. АРФД необходимо было заручиться поддержкой и получить "добро" основного контингента партийцев.

Вероятно, можно считать или не считать совпадением выступление другого видного представителя АРФД, который чуть ли не день в день, но уже в Ереване 6 июня "предположил" проведение в республике досрочных выборов. Правда, сделано это было в несколько ироничной форме. Как заявил глава фракции партии АРФ Дашнакцутюн Ваан Ованнисян на пресс-конференции, не исключено, что в один прекрасный день президент Армении Серж Саргсян проснется и объявит о своем неожиданном решении провести в республике досрочные выборы.

Заметим, что за неделю до "случайных совпадений", согласно сообщениям ряда СМИ, 30 мая состоялась встреча руководителей всеармянских органов трех национальных партий - Социал-демократической партии "Гнчакян", Партии Рамкавар-Азатакан, Армянской Революционной федерации Дашнакцутюн - Седрака Ачемяна, Майка Харапяна и Гранта Маргаряна. Как писали издания, в ходе встречи обсуждался ряд вопросов, связанных с формированием общеармянской повестки, и проблемы общенационального значения.

Непосредственно перед началом 31-го общего собрания АРФ "Дашнакцутюн" Армен Рустамян на встрече с журналистами заявил, что АРФД примет участие в предстоящих парламентских и президентских выборах отдельно, если не будет форс-мажора. "Мы на все выборы идем самостоятельно, с логикой отдельного участия", - сказал Рустамян. По его словам, в ходе общего собрания этот вопрос не будет обсуждаться, поскольку подобные вопросы по большей части обсуждает Верховный орган партии в Армении.

Вспомним также, что 31-е общее собрание АРФ "Дашнакцутюн" стартовало 24 июня в зале заседаний правительства Армении в Ереване. На участие в общем собрании АРФД были приглашены как представители коалиционных сил, так и парламентской и внепарламентской оппозиции. В дальнейшем, как обычно, собрание продолжилось в традиционном закрытом режиме. Согласно сообщению издания Первый Информационный, общее собрание АРФД прошло в комплексе "Мультирест", который принадлежит лидеру партии "Процветающая Армения" Гагику Царукяну.

Можно полагать, что в настоящий момент Верховный орган партии "Дашнакцутюн", уже пришел к определенным выводам и в формулировках по форс-мажору, и в отношении досрочных выборов. В конспирологических способностях прошедшей через многие горнила испытаний партии сомневаться не приходится.

Однако, к счастью или к сожалению, но в Армении не так много кандидатов "президентского масштаба", или же политических сил, способных повлиять на исход парламентских и президентских голосований. Очевидного кандидата, на которого "поставит" АРФД, с определенным допуском 50/50 и вплоть до 1/99 можно вычислить при помощи простейшего арифметического действия - от Трех отнять Первого и Третьего.

О том, кто есть кто в этой политической арифметике, ясно дал понять в своем выступлении 24 июня на собрании АРФД представитель Бюро "Дашнакцутюн" Грант Маргарян. Он в частности сказал: "Нас обвиняют и в другом: почему оппозиция не формирует единый фронт? А для чего нам объединяться? Объединяться для того, чтобы поменять Сержа Саргсяна на Левона Тер-Петросяна? Для того, чтобы вернулись атмосфера и годы национальной нетерпимости, цинизма и готовности к уступкам в национальных вопросах? Для того, чтобы одна личность просто сменилась другой? Они хотят заставить нас выбирать: либо Серж Саргсян (третий президент Армении), либо Левон Тер-Петросян (первый президент Армении). В чем же разница между ними, и если есть отличия, то для кого они выгодны? И в конце концов, почему мы должны делать выбор в рамках этого сравнения?".

Для вящей достоверности ответа, можно вспомнить выступления того же оратора, но гораздо раннего периода, когда "Дашнакцутюн" проводил рекогносцировку политического поля Армении. В интервью радио Свобода 11 мая Грант Маргарян не исключил, что второй президент Армении Роберт Кочарян проявит политическую активность на президентских выборах 2013 года (без форс-мажора, разумеется). Однако он считает, что побудительная причина для активизации Кочаряна должна быть очень серьезной.

"Я не думаю, что Роберт Кочарян хочет вернуться, а ему этого не позволяют. Он не из тех, кто ждет разрешения. Возможно, он ставит перед собой вопрос целесообразности: целесообразно ли сегодня его возвращение? Кому оно будет полезно, а кому навредит и каковы шансы добиться успеха? Возможно, он делает такие расчеты, но чтобы он кого-то боялся или ждал от кого-то разрешения, такого, я думаю, нет", - сказал Маргарян, предположив, что Кочарян, возможно, вернется в политику только после парламентских выборов 2012 года.

На вопрос, есть ли у Кочаряна шансы вновь претендовать на пост президента, Маргарян отметил: "Мне кажется, что в Армении не шансы играют роль, пока это не так".

Вместе с тем, вспоминая строки великого коммунистического поэта Владимира Маяковского, утверждающего, что называя лидера, "мы подразумеваем партию", и наоборот, легко понять, какая партия ассоциируется с именем второго президента Армении. По мнению руководителя парламентской фракции оппозиционной партии "Наследие" Степана Сафаряна, внутри правящей коалиции Армении появилось стремление изменить нынешний баланс сил: "Статус-кво решило нарушить прокочаряновское крыло коалиции (имеется в виду партия "Процветающая Армения" (ППА) - ред), которое для реализации своих далеко идущих амбиций на парламентских и президентских выборах решило для начала добиться смены премьер-министра и назначения на этот пост своего кандидата".

О том, что разного рода исследования проводятся и появляются в печати не только из социологического энтузиастического радения, известно давно. Поэтому можно считать особенно симптоматичным появившиеся в СМИ несколько дней назад утверждения социолога Аарона Адибекяна о том, что "при досрочных выборах ППА получит 16,8% голосов, еще 4,7% - если войдет в блок". "РПА на втором месте с 13,3%, 4,5 опрошенных хотели бы, чтобы РПА пошла на выборы в блоке. АНК на третьем месте с 7,1%, далее идут "Дашнакцутюн" - 6,2%, "Наследие" - 4,2% и "Оринац еркир" (ПОЕ) - 2,2%. Самым жизнеспособным является блок РПА-ППА-ПОЕ, есть также вероятность вступления в блок АРФД. Социолог считает, что при преодолении разногласий между АНК и АРФД блок АНК-АРФД-Наследие может стать серьезной альтернативой правящей коалиции", - сказал социолог. Почти все по тому же уважаемому классику - "мы знаем, что мы такое, но мы не знаем, чем можем быть".

Нацеленность на сохранение коалиции и всяческое отторжение АРФД и ППА ясно и невооруженным взглядом. Однако и остальные "исследовательские связки" вряд ли выдержат критику, если, конечно, учесть скрытое и неприкрытое противостояние по отношению друг к другу всех трех вершин президентского треугольника Тер-Петросян - Кочарян - Саргсян, в чем все общество, вероятно, за исключением некоторых социологов проинформировано. Точно также невозможно представить даже тысячную долю от процента потенциального союза АРФД - АНК, что подтверждается постоянными и непримиримыми взаимными обвинениями. Так что, исходя из неизвестно кем "проплаченной музыки" исследования, можно все же полагать (с теми же процентными утверждениями), что перспектива альянса "Дашнакцутюн" - "Процветающая Армения" с вполне закономерным выдвижением кандидатуры Роберта Кочаряна на президентских досрочных выборах составит вполне убедительный и солидный для формирования власти двузначный процент, до которого ни правящей РПА, ни оппозиционному АНК уже не дотянуться. Как говаривал великий трагик, хоть и не в этом смысле досрочных выборов, но по этому же информационному поводу: "Есть многое на свете, друг Горацио (читать, АРФ "Дашнакцутюн"), что и не снилось нашим мудрецам (читать - социологам)".

Гамлет Мкртчян - политический комментатор (Ереван)