В Свердловской области обозначили перспективы децентрализации, объявленной ранее президентом России Дмитрием Медведевым. Для её успешного проведения эксперты предлагают вернуть прямые выборы губернаторов и либерализовать межбюджетные отношения, сообщает корреспондент ИА REGNUM.

По словам депутата областной Думы Георгия Перского, сама по себе децентрализация совсем не предполагает увеличение ответственности руководителей регионов, по крайней мере, перед федеральным центром. Если брать ту модель децентрализации, которая была опробована в последнее десятилетие, то её нельзя признать в полной мере эффективной. Тогда регионам передавали отдельные федеральные полномочия, а на их реализацию выделяли субвенции из федерального бюджета. Но зачастую субвенции не покрывали все расходы, связанные с реализацией полномочий, поэтому субъекты федерации были вынуждены выкручиваться. "В настоящее время децентрализация возможна путём изменения налогового и бюджетного законодательства при расширении видов собственных доходных источников как региональных, так и муниципальных бюджетов. Сейчас даже в достаточно богатой Свердловской области не всегда хватает доходов на реализацию имеющихся полномочий, поэтому принятие новых, не подкреплённых доходными источниками, приведёт к ещё большей зависимости от федерации, а следовательно - к централизации. В сложившейся системе назначения губернаторов у Москвы достаточно как правовых, так и политических механизмов контроля за деятельностью руководства регионов. Потому, даже при проведении заявленной децентрализации, усиления ответственности глав субъектов не произойдёт. И даже если механизмы финансирования реализации отдельных полномочий изменятся таким образом, что вместо федеральных субвенций они будут подкрепляться собственными доходами система отношений региональной власти и центра существенно не изменится. Но децентрализации и в таком виде будет достаточно сильно противостояние в столице. Если регионы и муниципалитеты получат дополнительные собственные доходы, то вполне естественно, что распоряжаться ими будут представители уже местных элит. Заявленная децентрализация была бы действительно эффективна при соблюдении двух условий. Во-первых (как отмечалось выше), при увеличении собственных доходных источников региональных и местных бюджетов. Во-вторых, при создании эффективных механизмов общественного контроля за деятельностью глав субъектов и их ответственности перед населением. Последнее же возможно только при возвращении прямых выборов губернаторов", - уверен Перский.

Своего коллегу по облдуме поддерживает и Евгений Артюх. Он отмечает, что децентрализация возможна лишь в том случае, если будут проведены экономические и политические преобразования. По его словам, реформа не должна свестись к искусственному перераспределению административных полномочий между федеральным, региональным и муниципальными уровнями власти. "В экономической области необходимо либерализовать межбюджетные отношения. Больше налогов оставлять на региональном и муниципальном уровнях. С тем, чтобы это перераспределение, которое повлечёт усиление региональных и местных элит, не приобрело деструктивные формы и не привело к сепаратизму необходимо развивать идеологию федерализма как принципа построения государства, объединяющего в рамках исторической общности, взаимодействия культур, экономических интересов, различные субъекты федерации, являющиеся государственными образованиями. Федеральные органы власти в субъектах, включая суды, прокуратуру, органы МВД должны работать на сохранение единого экономического и правового пространства. Иными словами, либерализация межбюджетных отношений должна быть сбалансирована правовыми и политическими гарантиями сохранения целостности государства, а государство в лице федерального центра должно быть эффективным модератором общественной, политической и экономической жизни внутри страны и лоббистом общих интересов на межгосударственном уровне. В политической сфере необходимо вернуться к избираемости глав субъектов, одновременно вернув их по должности в Совет Федерации. Вторая часть Совфеда должна формироваться из представителей законодательных органов субъектов. Избираемость глав приведет к повышению их ответственности перед "единственным настоящим контролером и начальником" избирателями, жителями региона. Вырастет подотчётность глав регионов, прозрачность их деятельности. Главы регионов только в роли лоббистов интересов возглавляемых ими регионов могут быть по-настоящему ответственными", - отметил Артюх. Также он заметил, что вопрос о готовности региональных глав к повышению их ответственности не может стоять, так как во главе регионов должны стоять не лица, назначаемые по сегодняшней схеме аппаратным путём, а те, кто пришёл во власть посредством выборов, взяв на себя ответственность за регион. При этом механизмы контроля за губернаторами известны - это четко действующая система правоохранительных органов и независимые суд и СМИ.

"Возможно, необходимо провести либерализацию избирательной системы на местном и региональном уровнях, разрешив общественным объединениям быть субъектами выдвижения кандидатов в депутаты региональных и местных дум. Возможно, для этого следует разрешить создание избирательных блоков партий и общественных объединений. Данные изменения оживят региональную политическую жизнь, будут способствовать развитию политической и экономической конкуренции на местах, препятствовать окукливанию партий и превращению их в закрытые клубы и избирательные машины, продающие места в списках. Думаю, что предлагаемые меры, особенно в области межбюджетных отношений, маловероятны, так как потребуют значительного сокращения государственных расходов на федеральном уровне. По-настоящему к таким переменам, которые пирамиду межбюджетных отношений поставят с головы на основание, федеральные чиновники не готовы. Для них это будет означать крах государства, но того государства, которое они построили для себя и под себя. Поэтому думаю, что все ограничится разговорами и имитацией реформ", - сказал Артюх.

Партнер юридической компании Vinder Law Office (Екатеринбург) Прохор Савицкий также считает необходимым вернуться к прямым выборам губернаторов. "Я бы выделил два главных механизма, которые могли бы позволить сделать работу глав регионов более эффективной. Во-первых, это возвращение прямых выборов губернаторов и других глав субъектов РФ. На мой взгляд, выборы - это наиболее удачный способ выявления сильных лидеров, способных управлять регионом. И, во-вторых, это перераспределение финансирования в пользу региональных и местных бюджетов. Необходимо, чтобы значительная часть налогов оставалась на местах, а не уходила в центр, как это происходит сегодня. За счёт возвращения налогов в регионы их главы могли бы более эффективно тратить бюджетные средства на экономические преобразования и работу по привлечению новых инвестиций. Другое дело, что президент Дмитрий Медведев заявил, что в ближайшие годы практика назначения губернаторов продолжится. Собственно, это решает проблему контроля над главами регионов РФ со стороны центра на тот случай, если прямое федеральное субсидирование будет сокращаться", - сказал Савицкий. По поводу лоббистских возможностей глав регионов он отметил, что в конечном итоге всё будет зависеть от политической воли будущего президента страны.