Несмотря на то, что понятие пластическая хирургия существует в Армении всего лишь 25 лет, армянские пластические хирурги ничем не уступают своим зарубежным коллегам, заявил председатель Армянской ассоциации пластической и эстетических хирургов (AAPRAS) Армен Ованнисян. По его словам, развитие сферы пластической хирургии очень важно для Армении, поэтому местным специалистам, несмотря на весь их профессионализм, следует постоянно учиться у своих зарубежных коллег и "интегрироваться во все процессы в этой области". В результате, как считает председатель Международной федерации пластических хирургов (IPRAS) Марита Эйзенман-Клейн, Армения должна стать примером для других стран региона с точки зрения развитости пластической хирургии.

В этой связи отметим, что в республике есть значительный спрос на услуги пластических хирургов, причем спрос, нередко носящий достаточно специфический характер. Речь идет о стремлении многих граждан и особенно гражданок подправить свои носы, которые им кажутся "слишком уж армянскими". В этой связи напомним, что в стране вот уже несколько лет подряд проводится конкурс "Самый армянский нос", победители и призеры которого, впрочем, отнюдь не стремятся к саморекламе. Ведь состязание проводится не с развлекательными целями. Его лауреаты получают шанс на льготную либо бесплатную операцию в отделении пластической и реконструктивной хирургии одной из ереванских больниц. В прошлом году услугами специалистов по ринопластике воспользовалось более 500 человек, и большинство из них обратилось к специалистам именно в связи с "проблемой носа". При этом врачи отмечают постоянный - иногда до 20 процентов в год - рост числа пациентов.

Представление о таком явлении, как "армянский нос", можно получить по облику знаменитого киноактера Фрунзика Мкртчяна, либо не менее популярного в советские годы композитора Арно Бабаджаняна. Впрочем, для Мкртчяна нос был частью его артистического имиджа и - наравне с большим талантом - способствовал профессиональному успеху актера. А вот многие обычные граждане, получив с рождения такой "подарок", стремятся при первой возможности от него избавиться. Особенно это относится к прекрасной половине, представительницы которой являются основным контингентом отделений ринопластики. Причем речь идет не только о гражданках самой Армении, но и их зарубежных соотечественницах - женщинах из России, Франции, США Турции, стран Южной Америки. Армянки из диаспоры стремятся прооперироваться на исторической родине, поскольку операция здесь дешевле, чем в иных странах. А профессиональный уровень ереванских врачей, как уже сказано, ничем не уступает мастерству их зарубежных коллег.

Анонимные опросы свидетельствуют, что после операции женщины словно заново рождаются. У них к лучшему меняется не только внешний облик, но и - что совсем немаловажно - характер, и они довольно скоро выходят замуж. Кстати, тут есть нюанс. Нередко на операцию одновременно ложатся мать и дочь. Ведь если потенциальный жених видит, что у его избранницы вполне аккуратный и симпатичный носик, а у ее матери - напоминает ятаган, его начинают терзать тревожные сомнения. Чтобы такого не было, под нож ложатся обе. Впрочем, бывают случаи, когда к операции прибегают не из матримониальных соображений, а потому, что считают форму собственного носа фактором, "тормозящим карьерный рост". Но случается и наоборот. Помимо того же Фрунзика Мкртчяна, нос помог и известному французскому дизайнеру армянского происхождения Алану Микли (Миклитарян), имя которого давно стало брендом. Такие звезды, как Катрин Денев, Брюс Уиллис, Жан Рено, Жан-Поль Готье, Боно, Фредерик Бергедер, Педро Альмодовар, Джек Николсон, Элтон Джон и другие щеголяют в очках, произведенных фирмой Микли, поскольку это престижно. А ведь успех дизайнера полностью связан с его носом. Профессиональная карьера Микли началась в 1978 году достаточно необычно: после долгих безуспешных поисков определенной модели очков он задумался о том, чтобы самому создать модель, подходящую его сугубо армянскому носу. С этого все и началось.

Подготовила Ануш Левонян