"Фукусима" показала необходимость предоставления информации о радиационной аварии в МАГАТЭ и в соседние страны: эксперты

Москва, 27 июня 2011, 16:22 — REGNUM  20-24 июня в Вене (Австрия) прошла министерская конференция МАГАТЭ, посвященная урокам "Фукусимы". Россия передала МАГАТЭ поправки к Конвенции о ядерной безопасности. В частности, российская сторона предлагает дополнить конвенцию регламентом координации и взаимодействия стран, эксплуатирующих АЭС организаций и регулирующего органа в целях управления аварией и снижения уровня ее последствий. Кроме того, Россия выдвинула предложение предусмотреть ответственность страны, использующей ядерную энергию, по обеспечению уровня ядерной безопасности не ниже стандартов МАГАТЭ, а также создание в странах, начинающих использование атомной энергетики, инфраструктуры в соответствии с рекомендациями агентства и при содействии страны-поставщика реактора. Также Россия считает необходимым усовершенствовать действующие стандарты МАГАТЭ в области безопасности.

"Гармонизация требований к ядерной и радиационной безопасности важна, особенно в современной обстановке. МАГАТЭ должно создать согласованный со всеми странами - пользователями атомной энергетики набор нормативов, обязательный для всех, - уверен заместитель директора - генерального конструктора ОАО "НИКИЭТ" по НИОКР Александр Лопаткин. - И утвердить его на высоком уровне - на конференции МАГАТЭ стран-участниц. Национальные требования не должны быть мягче, чем требования МАГАТЭ (в существенной мере это на сегодня реализовано, но не является обязательным). Международное сотрудничество эксплуатирующих национальных организаций по оценке безопасности АЭС (так называемые стресс-тесты) очень полезно. Совместные проверки, обмен результатами национальных проверок, привлечение экспертов МАГАТЭ или международного объединения эксплуатирующих организаций - формы могут быть разные. Однако такое сотрудничество должно проходить в рамках национального законодательства и по заказу (под контролем) национальных организаций, поскольку есть опасность из полезного действия перерасти в элемент конкурентной борьбы и промышленной разведки".

"Фукусима" показала настоятельную необходимость разработки и утверждения регламента предоставления (сроки, техническое описание событий, радиационный фон и т.д.) информации о ядерной/радиационной аварии в МАГАТЭ и в соседние страны. Международная техническая помощь, посещение аварийного объекта должны допускаться только по запросу страны - обладателя АЭС. МАГАТЭ следовало бы организовать экспертную группу по сбору и оценке информации по авариям на ядерных объектах (в первую очередь по Фукусиме) для выработки типовых рекомендаций по мероприятиям при запроектных (катастрофических) авариях. Реализовать это предложение возможно и необходимо, трудно представить несогласие с такой постановкой вопроса, поскольку речь идет о существовании атомной энергетики как отрасли", - полагает Лопаткин.

"МАГАТЭ - это своего рода ООН в области атомной энергетики. В моем понимании, прежде чем создавать какую-то международную группу экспертов, можно начать с повышения статуса самого агентства, и надо дать ему определенные полномочия вплоть до закрытия каких-то станций, которые не хотят выполнять международные требования, - заявил директор Института развития НИЯУ МИФИ, эксперт ядерной секции Государственной думы профессор Николай Кузелев. - Мы совершенно четко накладываем жесткие меры в случае потери топлива или неправильного его использования, за счет этого сдерживая распространение. Такие же меры могут и должны быть с позиции безопасности".

"Совершенно очевидно, что международные соглашения могут быть не только на уровне МАГАТЭ, как сейчас это происходит. Они могут быть на уровне государств и первых лиц. Без этих соглашений будет сложно работать тем же экспертам. Ведь в этом случае к ним обязаны будут прислушиваться, а не как это было в Японии, когда наши специалисты приехали и уехали. На самом деле экспертов в мире достаточно много, и они разбросаны сильно. Даже наши специалисты работают при МАГАТЭ, находясь в разных точках мира. С моей точки зрения, узкопрофессиональное общение можно организовывать чаще, чем один раз в полгода. Я сейчас ратую за дистанционные курсы повышения квалификации. От этого сегодня никуда не деться - это современные требования, после которых напрашивается и экзамен-тестирование для экспертов. Как бы мы ни уважали мнение какого-то специалиста, оно не должно быть основополагающим для всего мира. Экспертное сообщество как раз и будет осуществлять такую функцию. Ведь не зря говорят, что одна голова - хорошо, а две - лучше, - отметил он. - Если взять опыт "Фукусимы", то в этой связи специалисты высказывали общие тезисы, единые для них, так как есть огромнейшая школа, большой опыт, за счет которого приходили к конкретным выводам. Это значит, что у нас уже есть экспертное общество, в котором пусть и разными словами, но говорили об одном и том же. Чтобы его слушали, надо законодательно обеспечить это на самом высоком уровне. И второй важный момент - необходимо это экспертное мнение быстро формировать. Для этого нужны современные методы коммуникации, которые можно использовать через Интернет в режиме онлайн. И это направление надо развивать так, чтобы не любой желающий мог влезть, а процесс серьезно контролировался, как на АЭС. В этом случае информация для общественного мнения будет появляться в нужный момент и не приходилось бы ее ждать. Эта информация будет еще и объективно подконтрольна, и соответственно будет подразумевать ответственность".

"Гармонизация требований к ядерной и радиационной безопасности важна, особенно в современной обстановке. МАГАТЭ должно создать согласованный со всеми странами - пользователями атомной энергетики набор нормативов, обязательный для всех, - считает заместитель директора - генерального конструктора ОАО "НИКИЭТ" по НИОКР Александр Лопаткин. - И утвердить его на высоком уровне - на конференции МАГАТЭ стран-участниц. Национальные требования не должны быть мягче, чем требования МАГАТЭ (в существенной мере это на сегодня реализовано, но не является обязательным). Международное сотрудничество эксплуатирующих национальных организаций по оценке безопасности АЭС (так называемые стресс-тесты) очень полезно. Совместные проверки, обмен результатами национальных проверок, привлечение экспертов МАГАТЭ или международного объединения эксплуатирующих организаций - формы могут быть разные. Однако такое сотрудничество должно проходить в рамках национального законодательства и по заказу (под контролем) национальных организаций, поскольку есть опасность из полезного действия перерасти в элемент конкурентной борьбы и промышленной разведки".

"Фукусима" показала настоятельную необходимость разработки и утверждения регламента предоставления (сроки, техническое описание событий, радиационный фон и т.д.) информации о ядерной/радиационной аварии в МАГАТЭ и в соседние страны, - уверен Лопаткин. - Международная техническая помощь, посещение аварийного объекта должны допускаться только по запросу страны - обладателя АЭС. МАГАТЭ следовало бы организовать экспертную группу по сбору и оценке информации по авариям на ядерных объектах (в первую очередь по Фукусиме) для выработки типовых рекомендаций по мероприятиям при запроектных (катастрофических) авариях. Реализовать это предложение возможно и необходимо, трудно представить несогласие с такой постановкой вопроса, поскольку речь идет о существовании атомной энергетики как отрасли".

Если Вы заметите ошибку в тексте, выделите её и нажмите Ctrl + Enter, чтобы отослать информацию редактору.