Адыгея, 23 июня, 2011, 19:46 — ИА Регнум. Во вторник, 21 июня в Общественной палате России состоялись слушания на тему "Разделенные народы: правовой статус и трансграничное сотрудничество". Слушания были посвящены проблемам народов, которые оказались разделены государственной границей после распада СССР. Основное внимание было уделено разделенным народам Кавказа.
От лица лезгинской общины с докладом выступил президент Федеральной лезгинской национально-культурной автономии Ариф Керимов, который проследив историю лезгин с раннего средневековья, остановился на причинах, приведших к разделению территории проживания лезгиноязычных народов между Россией и Азербайджаном, а также на современных проблемах, которые стоят перед лезгинами Южного Дагестана и Северного Азербайджана, живущими по разные стороны государственной границы. Среди этих проблем он назвал ассимиляцию, сдерживание экономического роста, создание административных препятствий в получении высшего образования и в социальном продвижении. Керимов привел статистические данные об имеющихся в Азербайджане больших перекосах в обеспечении народов правом на изучение родного языка, создание национальных СМИ, развитие культурных проектов и программ. По его данным, азербайджанская община Дагестана намного лучше обеспечена возможностями для сохранения и развития языка и национальной культуры, нежели лезгинская община Азербайджана.
Проблемы, стоящие перед осетинским народом по причине его разделенности между Россией, Грузией и Южной Осетией, озвучил Станислав Бидихов, заместитель постоянного представителя Республики Северная Осетия - Алания при президенте РФ. В его выступлении были озвучены проблемы защиты собственных прав осетинским населением внутренних народов Грузии и Южной Осетии, обретения суверенитета Южной Осетией. Он озвучил те же вопросы, которые были подняты в выступлении предыдущего докладчика, однако применительно к осетинскому народу - ассимиляция, сдерживание экономического роста, поощрение миграции осетин из Грузии со стороны грузинского правительства. Бидихов подчеркнул необходимость возвращения беженцев из Южной Осетии и необходимость развития образовательных и гуманитарных проектов.
Участники слушаний единодушно отметили, что распад СССР привел к печальным последствиям на всей территории огромной страны: были нарушены производственные связи, транспортная и прочая инфраструктура между бывшими республиками СССР и отдельными экономическими макрорегионами, в результате чего начался кризис и упадок социально-экономического развития на всем постсоветском пространстве. Одним из последствий "парада суверенитетов" союзных республик стало появление так называемых разделенных народов. Среди российских народов, ставших разделенными, участники Слушаний назвали следующие: русские, лезгины, черкесы, осетины, аварцы, цахуры, рутульцы. Большая часть этих народов разделена между Россией и Азербайджаном. Черкесы стали народом, разделенным морской границей, в результате последствий Кавказской войны и их миграции с исторической родины во второй половине 19 века.
Сложности в районах проживания разделенных народов, на взгляд большинства участников, вызваны следующими обстоятельствами:
- превращение данных районов в депрессивные (нарушены производственные и экономические связи в целом, многие объекты социальной сферы стали недоступны, оказавшись на территории другого государства), вследствие чего резко выросла безработица и имеет место отток населения в более благополучные регионы;
- пограничный режим (исчезновение свободного общения и перемещения населения между частями единой в прошлом территории, отчуждение земель, в том числе имеющих большую природную и хозяйственную ценность);
- неотработанность законодательной базы, обеспечивающей возможности репатриации на историческую родину: закон "О государственной политике Российской Федерации в отношении соотечественников за рубежом" в его новой редакции дает возможности для получения гражданства РФ, но программы по развитию и укреплению связей с соотечественниками имеют ограниченный период действия.
Гаджи Махачев, постоянный представитель Республики Дагестан при президенте РФ, обратил внимание участников слушаний, что "разделенные народы - это не исключение, а правило", и призвал к ответственности тех политиков и общественных деятелей, которые призывают к конфронтации и пересмотру политических границ. Как один из лидеров аварского народа, разделенного между Россией, Азербайджаном и Грузией, дагестанский политик затронул сложности, с которыми сталкиваются аварцы, проживающие за пределами России - непредставленность во власти, отсутствие печатных СМИ на родном языке, проблемы пересечения государственной границы при посещении родственников на территории России. Махачев также говорил о важности современных информационных технологий и интернета, о возможности их использования для коммуникаций разделенных народов.
Александр Журавский, директор Департамента межнациональных отношений Министерства регионального развития РФ отметил, что Россия гораздо в большей степени, чем многие страны мира, обеспечила права народов, проживающих на ее территории, на изучение национальных языков, культуры, на создание национальных СМИ. С его слов, сегодня в России обучение детей в государственной системе образования осуществляется на 89 языках, тогда как в 1989 году дети обучались на 55 языках. Кроме того, Журавский отметил, то Россия одна из немногих стран, где языки малых народов не исчезают, а наоборот, обретают письменность и развиваются.
Журавский остановился на работе по подготовке диагонального соглашения о сотрудничестве между Республикой Дагестан и Республикой Азербайджан, а также на некоторых базовых международных методологических принципах, касающихся миграционных подходов. Журавский подчеркнул, что при определении статуса соотечественника нужно учитывать и моральное измерение проблемы.
Модератор cлушаний Максим Шевченко в продолжение встречи высказал свое мнение относительно определения статуса разделенных народов. Он призвал в рамках данной дискуссии под "разделенными народами" иметь в виду народы, территории проживания которых в силу исторических потрясений оказались разделенными государственными границами против воли самих народов. Шевченко предложил в рамках слушаний остановиться именно на этом определении и не включать в категорию разделенных народов те народы, которые проживают в разных субъектах России, и народы, представители которого добровольно переселились в другие государства. Также он призвал не касаться проблем национальных меньшинств и сообществ внутри других государств.
Депутат Народного Собрания Республики Дагестан Эдуард Хидиров отметил, что после подписания лидерами России и Азербайджана Договора о делимитации российско-азербайджанской границы и ратификации этого Договора российским парламентом в июне 2011 года, проблемы разделенного между этими двумя государствами лезгинского народа получили особую остроту. Политик внес предложение участникам встречи поддержать обращение в Государственную Думу РФ о поддержке постановления Народного Собрания Республики Дагестан о принятии Федеральной целевой программы переселения жителей российских сел Храхоба и Урьяноба с территории Азербайджана на территорию Дагестана.
Константин Казенин, заместитель главного редактора ИА REGNUM, остановился на проблемах аварцев и цахуров, проживающих в Азербайджане. Казенин призвал открыть новые переходы через границу между Азербайджаном и Россией, что значительно улучшит положение цахуров, а также организовать системный независимый мониторинг положения этих народов. Казенин подчеркнул, что достоверная информация об анклавах этих народов в Азербайджане практически отсутствует. Эльхан Османов, юрист мусульманской общины "Лезги мечеть" города Баку, отметил, что конструктивный диалог между властями соседних стран, в которых проживают разделенные народы, возможен только в ситуации, когда наличие всего комплекса проблем признается обеими сторонами.
Аскер Шхалахов, председатель Комитета по связям с соотечественниками Республики Адыгея, рассказал о позитивном опыте репатриации соотечественников в этом регионе. Шхалахов предложил подумать о проекте федерального закона "О репатриантах".
Итоги дискуссии подвел заведующий сектором Кавказа Центра цивилизационных и региональных исследований Института Африки РАН Энвер Кисриев, который назвал провалом российской дипломатии подписанный между Азербайджаном и Россией договор о делимитации государственной границы, в результате которого два села с российскими гражданами остались на территории Азербайджана. Ученый предложил продолжить взаимодействие с МИД России в целях снижения негативных последствий, возникших после подписания и ратификации данного договора.
По итогам слушаний были выработаны рекомендации органам государственной власти федерального, регионального и республиканского уровня по разрешению проблем разделенных народов России и повышению уровня и эффективности трансграничного сотрудничества между органами государственной власти России и сопредельных регионов.