Тема возобновления официальных переговоров по молдавско-приднестровскому урегулированию была единственной темой обсуждения на состоявшейся 21 июня в Москве встрече в формате "5+2" (Молдавия, Приднестровье - стороны конфликта, Россия, Украина - страны-гаранты, ОБСЕ - посредник, Евросоюз и США). Об этом сообщил на пресс-конференции в Кишиневе 23 июня вице-премьер Молдавии по вопросам "реинтеграции" Евгений Карпов, передает корреспондент ИА REGNUM.

По словам Карпова, все участники дискуссий поддержали позицию официального Кишинева по политическому урегулированию приднестровской проблемы на основе "суверенитета и целостности" Республики Молдова и выразили единое мнение о том, что "приднестровский регион является неотъемлемой частью РМ, и ему должен быть предоставлен особый юридический статус". Карпов отметил, что, поскольку приднестровская сторона не согласилась с совместной позицией сторон о необходимости возобновления официальных переговоров, раунд переговоров в Москве был приостановлен, и его предстоит возобновить в согласованные сроки.

Он также отметил, что представители приднестровской стороны выдвинули ряд условий экономического характера, которые "не имеют отношения к реальным переговорам". В частности, представители Тирасполя, по словам Карпова, потребовали, чтобы "разрешение вопросов о железнодорожном сообщении и регистрации приднестровских компаний в Кишиневе предшествовало официальным переговорам". По мнению молдавского чиновника, бизнес и население из Приднестровья "заинтересованы в разрешении конфликта, потому что больше не хотят жить в непризнанном государстве, хотят иметь возможность перемещения по признанным паспортам и удостоверениям личности, не хотят, чтобы дети в школах учили искусственный язык (31 августа 1989 года Верховный совет Молдавской ССР принял Закон о статусе государственного языка МССР и Закон о "возврате" молдавского к латинской графике, в то время как молдаване Приднестровья сохранили изначальную кириллическую графику молдавского языка. В Конституции Молдавии указано, что государственным языком страны является "молдавский язык на основе латинской графики". В то же время, согласно сегодняшней официальной позиции Румынии, разделяемой также бессарабскими сторонниками румыноунионизма, Молдавия является "вторым румынским государством", молдаване - "румынами", молдавский язык - "румынским". При этом, согласно данным переписи 2004 года, обнародованным Национальным бюро статистики Молдавии, румынами себя назвали 2,2% жителей Молдавии, молдаванами - 75,8%, 78,4% молдаван родным языком указали молдавский язык, 18,8% - румынский. Молдавский и румынский языки, несмотря на ряд региональных отличий, выражающихся в том числе в использовании кириллицы либо латиницы, представляют один и тот же язык, а вопрос идентичности является политическим маркером для населения Молдавии. Исторически румынская идентичность исторически вторична по отношению к молдавской. Понятия "румыны", "румынский народ" и " румынский язык ", созданный трансильванскими лингвистами на латинице, были изобретены в конце XVIII века. Молдавская же письменность существует на кириллице с момента своего появления в XVI веке, - прим. ИА REGNUM)".

Молдавский вице-премьер уточнил, что делегация Республики Молдова также провела дискуссии с посредниками и наблюдателями для достижения успехов в рамках переговоров. Чиновник заявил, что официальный Кишинев выступает за политическое урегулирование приднестровского вопроса, а также за решение проблем, с которыми сталкиваются жители Приднестровья. Вице-премьер по "реинтеграции" отметил, что "цель переговоров по приднестровской проблеме - предоставление особого статуса данному региону как составной части РМ". Он также опроверг информацию о существовании плана федерализации Молдавии и отметил "конструктивную позицию участников и наблюдателей в формате "5+2", в том числе РФ, которая перед переговорами подтвердила неизменность своей позиции о необходимости урегулировании конфликта путем предоставления Приднестровью особого статуса, гарантированного в составе Республики Молдова, на основе территориальной целостности, суверенитета и независимости РМ, в рамках международно-признанных границ".

Как сообщало ИА REGNUM, 21 июня в Москве прошло консультативное совещание по молдавско-приднестровскому урегулированию в формате "5+2". По итогам московской встречи молдавская сторона заявила, что "негибкая позиция делегации из Тирасполя" не позволила принять решение о возобновлении официальных переговоров, на чем помимо Кишинева настаивали посредники и наблюдатели в урегулировании. В то же время МИД Приднестровья заявил, что приднестровская сторона была готова вести работу над согласованием одного из проектов итогового документа встречи, предложенного российской стороной. "К сожалению, этот конструктивный подход не встретил понимания молдавской стороны, настаивавшей на включении в него абсолютно нежизнеспособных положений, не соответствующих целям и задачам процесса нормализации отношений между Республикой Молдова и Приднестровской Молдавской Республикой, установленным ранее подписанными многосторонними договоренностями", - отметили в Тирасполе. Стоит отметить, что накануне московской встречи в МИД России выразили надежду, что встреча 21 июня "позволит достичь договоренности о возобновлении официальных переговоров между сторонами в формате "5 плюс 2", к чему призывали наши партнеры из ОБСЕ, США и Евросоюза". В то же время Тирасполь заявляет, что готов возобновить официальный переговорный процесс с Молдавией на равноправной основе и при условии снятия экономической блокады ПМР, ставшей результатом введенных 3 марта 2006 года Молдавией и Украиной при поддержке Европейского союза и действующих до сих пор правил прохождения грузов через молдавско-украинскую границу.