В обнародованном 23 июня заявлении МИД РоссииM по поводу предстоящего в Казани саммита президентов России, Армении и Азербайджана сказано, в частности, что эта встреча призвана стать рубежной в вопросе карабахского урегулирования.

Заявление является свидетельством, по меньшей мере, двух существенных обстоятельств. Во-первых, публикация документа подобного содержания, составленного, к тому же, в весьма решительном тоне, буквально накануне прибытия президентов в Казань является отражением того беспрецедентного нажима, которому Москва (а за ее спиной и два других сопредседателя Минской группы ОБСЕ по Карабаху) подвергает стороны конфликта, настаивая на принятии Основных принципов урегулирования. Как уже не раз указывалось рядом экспертов, помимо всего прочего, успех переговоров в столице Татарстана стал бы и заметным личным успехом президента РФ Дмитрия Медведева, способствуя повышению его рейтинга на международной арене, особенно же - в глазах "партнеров по перезагрузке".

Судя по последним заявлениям президента Армении Сержа Саргсяна в Страсбурге и президента Ильхама Алиева в Брюсселе, они вполне ощущают это давление. Оба лидера в той или иной форме дают понять, что, действительно, пришла пора "определиться" и уже на новом фундаменте продолжить процесс урегулирования.

В то же время очевидно, что российская сторона допускает: в Казани прорыва может и не быть. Именно поэтому в заявлении МИД нет определения "решающая встреча", а употреблена формулировка "рубежная". Это - прозрачный намек Еревану и Баку относительно того, что сохранения статус-кво в конфликте посредники категорически не приемлют. О чем неоднократно говорилось в различных заявлениях руководителей и представителей стран-сопредседателей Минской группы. В любом случае, Казань станет "рубежом" в процессе длящегося вот уже почти 20 лет, но пока безрезультатного урегулирования. Напомним, как заявил недавно французский сопредседатель посол Бернар Фасье, если стороны не подпишут предлагаемое им соглашение относительно Основных принципов, посредники выступят с иным планом. И далеко не факт, что этот иной план будет, как ранее не раз случалось, еще одним "обновленным вариантом" все тех же "Мадридских принципов", находящихся на столе переговоров с 2007 года.

В случае провала казанского саммита продолжения могут быть достаточно неординарными. Во-первых, сопредседатели могут попытаться принудить стороны конфликта к миру путем подписания юридически обязывающего соглашения об отказе от применения силы и угрозы силой, поскольку именно в вопросе о недопущении новой войны между посредниками существует полный консенсус. Такой вариант, разумеется, был бы более выгоден для армянской стороны, так как заморозил бы существующую ситуацию на неопределенно долгое время. Однако Азербайджан был бы категорически против. Поэтому посредники (и в первую очередь, Россия), могут заявить, что сторона, возобновившая войну, автоматически станет рассматриваться в качестве агрессора - со всеми вытекающими правовыми последствиями. И это уже никак не зависит от того, будет ли подписана в Казани какая-либо декларация. Во-вторых, как уже указывалось экспертами ИА REGNUM, параллельно может быть поставлен вопрос о введении внешнего управления Карабахом и занятыми армянскими силами семью прилегающими районами. Причем в таком раскладе уже не столь актуально, кем будет выдан соответствующий мандат - ООН или ОБСЕ. Важно, кто станет его осуществлять. И тут не исключены коллизии.

Наконец, страны-сопредседатели могут, выждав паузу (чтобы продемонстрировать "неконструктивность сторон"), в одностороннем порядке признать так называемый "временный статус" Карабаха, объяснив это, в первую очередь, причинами гуманитарного характера. В таком случае территориальная целостность Азербайджана будет сохранена, но также будет сохранена и фактическая самостоятельность НКР. Население края получит возможность более свободного передвижения, в определенной степени решатся вопросы, связанные с получением Нагорным Карабахом иностранной материальной помощи, и - что очень существенно - будет возобновлен процесс армяно-турецкой нормализации.

Все эти (и, разумеется, многие другие) сценарии, надо думать, держат в поле зрения посредники. Никто не возьмется сказать, какой именно из них будет, в конечном итоге, реализовываться, если встреча в Казани не даст результата. Но, поскольку уже никто не скрывает, что основной задачей нынешнего этапа миротворчества является обрушение статус-кво, те или иные действия со стороны великих держав должны последовать. Потому-то саммит в любом случае станет "рубежным".