Молдавско-приднестровское урегулирование: "Любые уступки России европейским партнёрам в приднестровском вопросе будут односторонними по определению". Конституционная реформа: "Верховный Совет решил не драться с главой государства".

Молдавско-приднестровское урегулирование: "Любые уступки России европейским партнёрам в приднестровском вопросе будут односторонними по определению"

Похоже московская встреча, намеченная на 21 июня, станет хорошим индикатором почти для всех процессов, которые происходят в молдавско-приднестровском регионе последние 20 лет, пишет ИА "Ольвия-пресс". Напомним, что Постоянное совещание по политическим вопросам в рамках переговорного процесса по приднестровскому урегулированию проходит в пятистороннем формате (Приднестровье и Молдавия - стороны конфликта, Украина и Россия - страны-гаранты переговорного процесса и посредники, ОБСЕ - посредник, США и ЕС - наблюдатели). Позиции стран-гарантов и посредников России и Украины перед встречей предельно ясно сформулировал недавно глава российского внешнеполитического ведомства. "Мы полны решимости возобновить процесс политического урегулирования. С этой целью хотим договориться со всеми заинтересованными сторонами, прежде всего с Кишиневом и Тирасполем, об официальном возобновлении на Московской встрече 21 июня политического урегулирования в формате "5+2". Безусловно, решающая роль принадлежит сторонам", - сказал министр иностранных дел России Сергей Лавров, выступая на пресс-конференции в Одессе по итогам работы со своим украинским коллегой Константином Грищенко.

В Одессу были приглашены также главы внешнеполитических ведомств Республики Молдова и Приднестровской Молдавской Республики для того, чтобы обсудить сложившуюся ситуацию в молдавско-приднестровском урегулировании, продолжает ИА "Ольвия-пресс". Однако молдавская сторона отказалась приехать в Одессу. После активных консультаций с американскими и европейскими дипломатами глава МИД РМ заявил, что его не устраивает присутствие его приднестровского коллеги в качестве равноправного участника встречи. Нежелание официального Кишинева видеть Тирасполь в качестве равноправной стороны за столом переговоров говорит о его неготовности к конструктивной работе, так считают в Приднестровье.

Активные консультации с западными кураторами молдавская сторона ведет и сегодня. И судя по всему, ЕС, США, а, следовательно, и Молдавия, заинтересованы в том, чтобы переговоры не возобновились, пишет ИА "Ольвия-пресс". По крайней мере, в ближайшем будущем и на условиях равноправия сторон конфликта. Для этих трех участников формата "5+2", возможно, было бы выгодно отложить возобновление диалога между Кишиневом и Тирасполем. А в это время постараться сделать все, чтобы лишить Приднестровье статуса равноправного переговорщика. Кроме того, РМ, ЕС и США добиваются вывода российских военных из Приднестровья, в том числе и миротворцев. И если это произойдет, если формат миротворческой операции на берегах Днестра изменится, считают эксперты, тогда, по всей вероятности, в регионе по просьбе Кишинева проведут некую операцию "по принуждению к миру", как это любят называть американцы, а, по сути, силой принудят ПМР стать частью Молдавии. Далее, не исключают аналитики, Молдавия войдет в состав Румынии, которая уже является членом Североатлантического альянса. Западу важно ликвидировать пророссийское Приднестровье прямо у границ подконтрольного США Евросоюза. Все разговоры о том, что европейцев очень заботит неурегулированный конфликт, который, якобы, представляет какую-то угрозу для них - не являются истинной причиной. Не это смущает Брюссель, а также Вашингтон. Если бы приднестровцы вдруг на каком-нибудь референдуме проголосовали за то, чтобы изменить свой политический вектор с пророссийского на прозападный, не исключено, что государственность ПМР признали бы сразу во всех европейских столицах.

В этом контексте стоит отметить, что идеи некоторых российских политиков удержать Молдавию в сфере влияния России посредством Приднестровья, сделав его субъектом федеративной Республики Молдова, не выдерживают никакой критики, продолжает ИА "Ольвия-пресс". Следует отдавать себе отчет, что на дворе не конец 80-х начало 90-х прошлого столетия. За 20 лет в Молдавии вырастили (на деньги ЕС и США, и немалые) целое поколение, которое поддерживает идею объединения с Румынией, отказа от нейтралитета, вступления РМ в НАТО. Для них то и существование молдавской государственности под большим вопросом, что уж говорить о развороте в сторону России. "Теперь трудно сразу определить - кто живет в Молдавии, что это за народ, что это за национальность - румыны или все же молдаване. Прозападный курс может быть разным, одно дело - желать повысить уровень жизни в своей стране, но мы знаем, что ничего просто так Запад давать не будет. Все элементы, которые работают на Молдавию, они формируются Западом. Куда чаще всего и больше всего ездят молдавские политики? Они ездят в Брюссель, Вашингтон, Германию. В то же время видим, что в Россию выезды становятся все реже и реже. То есть это четко обозначает вектор взаимоотношений", - считает сопредседатель от Приднестровья в Объединенной контрольной комиссии Олег Беляков. Поэтому "отдавать" Приднестровье взамен на некие голословные обещания со стороны европейцев или американцев, рассчитывая что Молдавия останется нейтральной страной, было бы крайне опрометчиво.

Тот факт, что Молдавия при поддержке Евросоюза и США будет стараться вывести ПМР за скобки переговорного процесса, подтверждает еще один симптоматичный случай, пишет ИА "Ольвия-пресс". Речь идет о скандале, устроенном молдавскими политиками на приеме в посольстве Российской Федерации в Республике Молдова. Следует особо отметить, что прием этот был по случаю важного государственного праздника - Дня России. То, что молдавские политики устроили скандал в такой день, да еще фактически на территории России, уже говорит о многом. Хотелось бы посмотреть, позволили бы они себе такое поведение, например, в американском посольстве по случаю, скажем, Дня независимости США. Причиной конфликта, по версии молдавской стороны, стало то, что министру иностранных дел ПМР предоставили возможность выступить на приеме и представили его как главу внешнеполитического ведомства Приднестровья. Молдавская сторона заявила, что это нечто выходящее из ряда вон, хотя ничего экстраординарного не произошло. Возможность выступить на подобных мероприятиях предоставлялась главе МИД ПМР и раньше, при этом никто из молдавских политиков не падал от этого в обморок и валерьянку не глотал. И тем более не покидал мероприятия.

Премьер-министр Молдавии Владимир Филат так вошел в образ потерпевшего, что назвал произошедшее "оскорблением народа Молдавии", продолжает ИА "Ольвия-пресс". Хотя ничего оскорбительного в факте существования в Приднестровье внешнеполитического ведомства для народа Молдавии нет. И неужели Филат до сих пор был не в курсе, что в ПМР есть МИД? То-то его известие подкосило... Впрочем, конечно молдавский премьер Филат и глава МИД РМ Юрий Лянкэ знали о существовании в Приднестровье министра иностранных дел, знали и о том, как его именуют российские и украинские коллеги. Понятно, что все брызги слюной и позы униженных и оскорбленных - это фарс, умело разыгранный молдавскими политиками и умело срежиссированный западными дипломатами. Ведь Молдавия не может позволить себе самодеятельность уже давно. А причина произошедшего, считают эксперты, в том, что молдавская сторона и далее продолжает отдавать предпочтение провокациям, а не реальной работе. При этом отрицается даже возможность равноправных переговоров с Тирасполем. Наверняка многие заметили, что случай в российском Посольстве произошел в преддверии очередного раунда неофициальных консультаций в формате "5+2". Поэтому вывод напрашивается сам собой - Кишинев не готов к конструктивной работе по нормализации отношений РМ и ПМР. Он не просто к этому не готов, ему это не нужно, есть другие сценарии, которые устраивают молдавскую сторону. И пишут эти сценарии не в Москве, подводит итог агентство.

21 июня в Москве, в рамках переговорного процесса по урегулированию молдавско-приднестровского конфликта, должна состояться встреча в формате "5+2", пишет "Приднестровье". Как правило, в средствах массовой информации можно прочесть комментарии по такому поводу всех в той или иной степени заинтересованных сторон, кроме непосредственного участника и жертвы агрессии Молдавии 1992 года - Приднестровья. Создаётся устойчивое впечатление, что мнение приднестровцев мало кого интересует. И это, несмотря на время от времени звучащие заявления России о соблюдении равенства сторон в переговорном процессе, действительно подтверждается на протяжении всего периода конфликта.

Более того, осмелимся утверждать, что сама горячая фаза противостояния между Кишинёвом и Тирасполем, приведшая к кровопролитию и многочисленным жертвам с обеих сторон, была в немалой степени спровоцирована тогдашней позицией Кремля, продолжает "Приднестровье". Его многочисленные эмиссары, посещавшие Кишинёв и Тирасполь в процессе выхода Молдавии из состава Союза ССР, настойчиво уговаривали приднестровцев во что бы то ни стало остаться в составе устремлённой в Румынию Республики Молдова. Такая, с позволения сказать, странная политика буквально заставила Кишинёв поверить в то, что Бессарабская часть самоликвидировавшейся Молдавской ССР вправе претендовать, вопреки очевидному, и на Приднестровье, а значит, имеет полное право навести силой оружия "конституционный порядок в своём восточном регионе"!

Молдавско-приднестровская проблема возникла не по вине Приднестровья, пишет "Приднестровье". В процессе распада Советского Союза Приднестровье действовало строго в русле правовых и демократических международных норм, включая и участие во Всесоюзном референдуме 17 марта 1991 года (власти Кишинева бойкотировали проведение Всесоюзного референдума о сохранении СССР 17 марта 1991 года, который был проведен только в Приднестровье и Гагаузии местными властями, где более 98% проголосовавших высказались за сохранение Советского Союза - прим. ИА REGNUM). Однако в выигрыше оказалась Молдавия. И это несмотря на то, что она действовала в нарушение всех норм, в том числе противореча официальным решениям собственного парламента, признавшего незаконным образование МССР 2 августа 1940 года. Этот неопровержимый правовой акт, дающий Приднестровью юридическое право на самоопределение, упорно не замечается, игнорируется как самой Молдавией, что вполне объяснимо, так и странами-гарантами Россией и Украиной, что вызывает недоумение.

К слову сказать, и по сей день формула урегулирования молдавско-приднестровской проблемы, предлагаемая Москвой, заключается в "сохранении территориальной целостности Республики Молдова", продолжает "Приднестровье". Иными словами, Приднестровье должно непременно стать частью государства, которому никогда не принадлежало и которое, строго говоря, не имеет на него никакого юридически и исторически обоснованного права! Да, сегодня Россия оказывает приднестровцам материальную поддержку, и за это ей огромное спасибо. Но это как раз тот классический случай, когда говорят, что лучше голодному дать не рыбу, а удочку. Было бы гораздо продуктивнее для Приднестровья и выгоднее для России, если бы она на правах страны-гаранта настояла на выполнении положений Московского меморандума 1997 года, по которому Приднестровье наделялось правом осуществлять полноценную свободную экономическую деятельность. В рамках этого положения приднестровские предприятия могли бы, поддерживая тесное и взаимовыгодное сотрудничество с российскими предприятиями на уровне регионального сотрудничества, успешно развиваться и более существенно пополнять бюджет Приднестровья. На практике получалось, как говорится, с точностью до наоборот. Когда Россия, решив "приструнить Кишинёв", наложила вето на поставку винно-коньячной продукции из Молдавии, то под удар попали и приднестровские производители высококачественной алкогольной продукции, что не могло не отразиться на бюджете и общем состоянии экономики Приднестровья. В народе по такому поводу грустно шутят: бей своих, чтобы чужие боялись!

Позиция России, заключающаяся в непременном стремлении вернуть непокорное Приднестровье под юрисдикцию Кишинёва, странным образом совпадает с позицией Запада, пишет "Приднестровье". Однако в Москве, очевидно, не теряют надежды таким "подарком" заручиться нейтралитетом Молдавии с сохранением её в зоне прежде всего политических интересов РФ. Запад сохранением "территориальной целостности Республики Молдова", а правильнее сказать - оккупацией Приднестровья Молдавией, добивается окончательного вытеснения России из данного региона, что расчистит путь для расширения НАТО на Восток путём поглощения Молдавии, а затем и Украины. Невозможно не видеть и не понимать такой перспективы. История не служит уроком некоторым российским политикам, безосновательно считающим, что "холодная война" закончилась, и с Запада на Россию через прорези прицелов глядят не враги, а "наши западные партнёры".

Как быстро забылись клятвенные уверения западных политических деятелей в том, что в НАТО не будет вовлечена восточная часть объединённой Германии, что Североатлантический альянс и шагу не сделает в сторону стран бывшего соцлагеря, и, наконец, что ни одна из бывших республик СССР не станет членом НАТО, продолжает "Приднестровье". И где эти обещания? Точно такая же метаморфоза произойдёт и с нейтралитетом Молдавии, как только последний русский солдат покинет территорию присоединённого к Молдавии Приднестровья. В Тирасполе такой вариант развития событий считают даже не вполне возможным, а неизбежным! И только в Москве живут грёзами об "особом, надёжном, ну очень надёжном статусе Приднестровья" в составе свято соблюдающей обещанный нейтралитет Молдавии с умильно глядящими на эту идиллию "западными партнёрами".

Стоит ли после этого удивляться, что посол России в Республике Молдова Валерий Кузьмин всерьёз полагает, что переговорный процесс между Кишинёвом и Тирасполем "постепенно набирает позитивную динамику", пишет "Приднестровье". О некой "динамике" в перспективе урегулирования говорил и глава МИД Молдавии Юрий Лянкэ в Бухаресте, намекая на новый этап экономического давления на Приднестровье с целью его капитуляции: "У них есть своя внешняя торговля, свои интересы и обязательства, что означает существование некоторых рычагов и возможностей для небольшого изменения их мыслей и видения. Для этого мы нуждаемся в поддержке наших партнёров из-за пределов страны". Чем не позиция Шарикова: "А мы котов душили-душили, душили-душили...". Между тем, российский посол выражает надежду на то, что предстоящая встреча в Москве "придаст новый импульс переговорам, позволит им обрести официальный характер". Далее Валерий Кузьмин сказал, что на пути к взаимоприемлемой формуле окончательного решения "Кишинёву и Тирасполю предстоит согласовать целый ряд мер укрепления доверия". Российский дипломат подчеркнул, что "нынешняя фаза процесса приднестровского урегулирования носит, возможно, наиболее деликатный характер, когда особо ценится проявление сторонами конфликта сдержанности и доброй воли, когда очень важен настрой на то, чтобы двигаться навстречу друг другу". Вложите эту фразу в уста рефери на боксёрском ринге, и она обретёт свою истинную ценность и смысл. Удав и кролик тоже движутся навстречу друг другу, но вряд ли это движение говорит об "укреплении мер доверия".

Прежде чем приступать к урегулированию молдавско-приднестровского конфликта с желанием решить его окончательно и бесконфликтно, следует опираться, прежде всего, на правовую составляющую и только на неё, продолжает "Приднестровье". А ведь именно нарушение основ международного права в части игнорирования (в том числе и странами-гарантами) юридической безупречности воссоздания государственности Приднестровья привело к возникновению конфликта. А пренебрежение нормами этого права в угоду большой политической игре не позволяет на протяжении двух десятков лет решить данную проблему. Хотелось бы заметить, что приднестровские переговорщики не вправе отступать от решения подавляющего большинства приднестровских граждан, высказавшихся на всенародном референдуме 2006 года за государственную независимость Приднестровья (17 сентября 2006 года в Приднестровской Молдавской Республике состоялся референдум, по итогам которого более 97% избирателей высказались за независимость Приднестровья от Молдавии с последующим вхождением в состав России - прим. ИА REGNUM). Это первое. И второе - Кишинёв в категоричной форме отвергает любой сценарий федерализации страны (с чем, кстати, не согласен и Тирасполь), о чём глава МИД Молдавии заявил в Бухаресте: "Такие принципы, как суверенитет, территориальная целостность и европейская перспектива РМ, - это красные линии, которые не могут быть перейдены". И уже в тоне диктата победителя капитулирующей стороне уточнил, что обсуждения должны начаться без всяких предварительных условий. Такая постановка вопроса и стиль грубого давления, на мой взгляд, неприемлемы для приднестровской стороны и вряд ли могут послужить причиной, по которой Приднестровье посчитает нужным возобновить столь бессмысленный переговорный процесс.

Сегодня вряд ли можно подвергнуть сомнению тот неоспоримый факт, что в Молдавии нет и не предвидится сколь-нибудь вменяемых, трезвых политиков и политических сил, не поражённых вирусами русофобии и великодержавия, способных адекватно оценить статус-кво, а уж тем более принять решение, основывающееся на факте официальной самоликвидации Республики Молдова в границах МССР, пишет "Приднестровье". Притязания Кишинёва на Приднестровье ничем, кроме спесивого гонора, объяснить невозможно. В то же время нельзя трактовать имеющий место факт существования постановления Верховного Совета Республики Молдова от 23 июня 1990 года о незаконном провозглашении 2 августа 1940 года Молдавской ССР иначе как самоликвидацию МССР, а следовательно, прекращение юрисдикции Кишинёва над Приднестровьем. Осмелимся предположить, что если бы Приднестровье с такой же преданностью отстаивало в данном регионе, скажем, интересы США, Вашингтону ничего решать с помощью кого-либо даже б в голову не пришло. Всё уже решено. Решено той же Молдавией, объявившей о незаконности создания МССР в 1940 году и денонсировавшей пакт Молотова-Риббентропа. Всё уже решено и Приднестровьем, проведшим не один референдум - самую демократичную из процедур, признаваемую мировым сообществом в качестве правового основания для провозглашения государственной независимости. Всё уже решено. Нужно просто зафиксировать постфактум. А для этого нужна политическая воля руководства России и уверенность в абсолютной справедливости данного шага, подводит итог издание.

21 июня в Москве состоится очередной раунд неформальных консультаций в формате "5+2", сообщает Первый республиканский телеканал. Через день после самой трагичной в истории Приднестровской Молдавской Республики даты - 19 июня. Бендерская трагедия надолго определила уровень недоверия между Тирасполем и Кишиневом. Прошло 19 лет, но судя по всему осознание, что обратной дороги нет, к молдавским властям так и не пришло. Молдавско-приднестровская проблема возникла не по вине Приднестровья. Сегодня практически каждая из сторон переговорного процесса имеет свой план урегулирования, вот только мнение непосредственной жертвы конфликта - Приднестровья - мало, кого интересует.

В преддверии очередного раунда консультаций все чаще высказываются по поводу статуса нашего государства, в то же время официальный Тирасполь видит темой переговоров обсуждение гарантий ранее достигнутых договоренностей, продолжает Первый республиканский телеканал. Предстоящий раунд неформальных консультаций в формате "5+2" в российской столице не приходится расценивать, как повод для оптимизма. Все участники формата, кроме Приднестровья, заявляют о необходимости возобновления его официальной работы, Тирасполь в свою очередь призывает создать условия, решив существующие проблемы экономического характера и разработав гарантии переговорного процесса. Кстати, если официальная работа "5+2" будет возобновлена, именно эти проблемы Приднестровье намерено решать на этой площадке, другие участники предлагают перейти к обсуждению статусных вопросов. Не радует и позиция России, где на неделе в очередной раз заявили о территориальной целостности Молдавии и статусе Приднестровья, внимание, теперь уже в рамках молдавского государства. Как минимум, странная позиция Москвы, учитывая курс нынешней молдавской власти. В воскресенье в Кишиневе приняли американского сенатора, известного русофоба Джона Маккейна, отмечает Первый республиканский телеканал. Не упустил главный американский неудачник предвыборных президентских гонок возможности вспомнить Россию. Маккейн, как в прочем и большинство американских политиков потребовал вывести из Приднестровья российские войска. Джону Маккейну ответил его российский коллега, депутат ГД РФ Сергей Марков: "Джон Маккейн - это настоящий герой и сумасшедший сенатор, который сеет семена раздора. Российские войска являются гарантом мира, американские войска являются гарантом войны, вот они в Ливии нарушили все, что только можно, и в Афганистане, и в Ираке. Сказали - там есть оружие массового поражения, мы точно знаем, пришли, а там нет ничего, сказали: ну тогда права женщин тут плохо защищены, поэтому мы решили бомбардировать, убили более 100 тысяч иракцев, ну это что современная цивилизаторская миссия?"

Также на неделе стало известно, что молдавские вооруженные силы отказываются от строевого шага советского образца, который признан самым красивым в мире, в пользу западного, образца НАТО, продолжает Первый республиканский телеканал. Причина - советский строевой шаг вреден для здоровья солдат. Интересно, а может молдавские военные откажутся от автоматического оружия, оно же ведь тяжелое, так можно ненароком и надорваться, какие-то двойные подходы к здоровью военнослужащих в армии страны с гарантированным конституционным нейтралитетом. Кстати, до конца июня молдавский парламент примет стратегию национальной безопасности, по которой в Молдавии хотят организовать мобильную армию по натовскому образцу. А в стратегии Приднестровье названо среди угроз национальной безопасности Молдавии.

Накануне намеченной на 21 июня московской встречи в формате "5+2" активизировались все стороны, так или иначе вовлеченные в процесс урегулирования, отмечает Первый республиканский телеканал. Приднестровскую тематику во время одесской встречи затронули главы МИД России и Украины, Российская Федерация и Евросоюз "сверили часы" по молдавско-приднестровскому урегулированию на саммите ЕС-Россия в Нижнем Новгороде. Дмитрий Медведев отметил, что по большинству позиций подходы России и Евросоюза очень близки или совпадают. Высказался по этому поводу и глава молдавской дипломатии - Юрий Лянкэ. Он предупредил о возможности применении мер экономического давления на Приднестровье. В приднестровском МИДе надеются, что эти высказывания услышали и другие участники процесса урегулирования, которые не должны допустить отхода от цивилизованных принципов ведения переговоров.

В конце прошлой недели в Одессе встречались министры иностранных дел России и Украины, обсуждали, в том числе и молдавско-приднестровское урегулирование, продолжает Первый республиканский телеканал. Изначально планировалось, что Сергей Лавров и Константин Грищенко встретятся с главами внешнеполитических ведомств Приднестровья и Молдавии, но Юрий Лянкэ в Одессу ехать отказался.

В приднестровском МИДе к московской встрече в формате "5+2" готовят обстоятельный анализ текущей ситуации в процессе урегулирования, отмечает Первый республиканский телеканал. В независимости от того, к чему призывают и о чем говорят другие участники переговорного формата, Приднестровье будет отстаивать свои интересы. Учитывая, что за последние 2 месяца Кишинев самоустранился от какой-либо деятельности на приднестровском направлении, трудно поверить в то, что за оставшееся до московской встречи время позиция Молдавии изменится. Тем не менее, если это все же произойдет, продвинуться в процессе урегулирования вряд ли удастся. Вице-премьер Молдавии по реинтеграции Евгений Карпов заявил, что Молдавия намерена в рамках официальных переговоров обсуждать лишь статус Приднестровского региона как части Молдавии. Тирасполь в свою очередь в рамках формата "5+2" статусные вопросы вообще обсуждать не намерен.

Кстати, в ближайшее время в Приднестровье появится официальный документ, регламентирующий ведение переговоров с Молдавией, его рабочее название - закон "О целях и принципах ведения переговорного процесса с РМ", продолжает Первый республиканский телеканал. Владимир Ястребчак, министр иностранных дел ПМР: "Это будет документ прямого действия, прежде всего, который будет определять цели, для которых органы власти ПМР ведут переговорный процесс, там будут расписаны компетенции некоторых органов власти и МИД как основного субъекта ведения переговорного процесса".

Не ждать чудес от переговорного процесса в ближайшее время призывают и в российском посольстве в Молдавии, хотя, по утверждению Валерия Кузьмина, процесс набирает положительную динамику, правда, в чем она выражается не совсем ясно, отмечает Первый республиканский телеканал. Валерий Кузьмин, чрезвычайный и полномочный посол РФ в РМ: "Разумеется, не стоит ожидать каких-то чудес, после двух десятилетий конфликта всем переговорщикам и, прежде всего, Кишиневу и Тирасполю предстоит серьезно поработать с целью выработки устойчивых и взаимоприемлемых формул окончательного решения, а на пути к нему согласовать целый ряд мер по укреплению мер доверия". Чрезвычайный и полномочный посол РФ в РМ нынешнюю фазу конфликта характеризует как деликатную, призывая СМИ и стороны конфликта к сдержанности и проявлениям доброй воли. Но в Кишиневе двигаться навстречу друг другу в процессе урегулирования не намерены. Вместо этого молдавские власти хотят заставить Приднестровье идти в нужном им направлении при помощи уже опробованным мер. Юрий Лянкэ, министр иностранных дел РМ: "У них есть своя внешняя торговля, свои интересы и обязательства, что означает существование некоторых рычагов и возможностей для небольшого изменения их мыслей и видения. Для этого мы нуждаемся в поддержке наших партнеров из-за пределов страны". В приднестровском МИДе поблагодарили Юрия Лянкэ за откровенность, выразив надежду, что эти высказывания услышали и другие участники процесса урегулирования, которые не должны допустить отхода от цивилизованных принципов ведения переговоров.

Но и это ещё не все сюрпризы, подготовленные на этой неделе молдавской стороной для Приднестровья, продолжает Первый республиканский телеканал. На традиционном приеме по случаю Дня России, по утверждению молдавских СМИ, произошел настоящий дипломатический скандал. После предоставления слова министру иностранных дел ПМР чиновники молдавского МИДа в очередной раз обиделись на Россию и покинули посольство. Хотя на прошлогоднем аналогичном приеме выступление Владимира Ястребчака не задело самолюбие гордых молдавских чиновников. Но на этот раз российское посольство обвинили в неуважении к суверенитету Молдавии. Также демарш молдавских чиновников и поднятую в прессе шумиху можно расценить и как своеобразную маленькую месть российскому МИДу, выступившему с заявлением в котором раскритиковал местные выборы в Молдавии и в частности в Кишиневе.

Россия активно будирует вопрос возобновления переговоров по урегулированию ситуации вокруг Приднестровья, пишут "Профсоюзные вести". На 21 июня намечена встреча в Москве, куда приглашены все заинтересованные стороны формата "5+2" (Россия, Украина, ЕС, США, ОБСЕ + Молдавия и Приднестровье) с тем, чтобы вернуться за стол переговоров после длительного перерыва. Официальная позиция стран-гарантов - России и Украины - заключается в том, чтобы урегулировать ситуацию в рамках территориальной целостности Молдавии при гарантированном особом политическом статусе Приднестровья. Накануне московской встречи, МИД РФ призывает Молдавию отказаться от регламентирующего унитарность страны закона 2005 года, а Приднестровье - от провозглашающего независимость референдума 2006 года - и с новым настроем сесть за стол переговоров.

Андрей Сафонов, президент Ассоциации независимых политологов Приднестровья: "Мне кажется, что часть российских политиков стремится воспользоваться кризисом правой власти в Молдавии в расчёте на её падение. Суть их расчётов: в страхе перед возможным крахом и приходом к власти Партии коммунистов РМ кишинёвский "Альянс за европейскую интеграцию" согласится если не на федерализацию бывшей МССР, то, хотя бы, на обсуждение такого варианта урегулирования. Также сверхзадачей Москвы остаётся получение от любой власти Молдавии закрепление специальным законом конституционного нейтралитета РМ, то есть невступления в НАТО. За это Кишинёв может, по мнению указанных российских политиков, "получить" ПМР внутри границ бывшей МССР. Для этого россияне стремятся 21 июня официально "разморозить" диалог. В то же время Приднестровье выполняет сегодня роль "синицы" для Москвы. "Журавля" в виде безвизового режима с Евросоюзом россияне всё равно не получат. Поэтому любые возможные уступки европейским партнёрам в приднестровском вопросе будут односторонними по определению. А вот Россия имеет все основания, если уж заводить разговор об урегулировании в границах бывшей МССР, требовать от Кишинёва как доказательства готовности к компромиссам отмены через парламент унитарного закона от 22 июля 2005 года. Разговор об унитарной Молдавии сейчас, 21 год после раскола, просто несерьёзен. Но Кишинёв сейчас на это не пойдёт. Более того, я уверен, что в эти дни он рассчитывает на то, что Запад давлением на Россию возобновит переговоры, создаст предпосылки как раз для унитарной модели урегулирования и внушит Москве, будто ПМР для неё - "обуза", "камень на шее". Так что многое в позиции РФ будет зависеть от того, что возобладает в умах российских деятелей: холодный и прагматичный расчёт или вера в слова, которые в политике, как известно, легче воздуха и дешевле бумаги, на которой они напечатаны".

Справка ИА REGNUM: На прошедшем 21 июня в Москве консультативном совещании по молдавско-приднестровскому урегулированию в формате "5+2" Молдавия высказалась за безусловное возобновление официальных переговоров в формате "5+2", что "нашло единодушную поддержку со стороны посредников и наблюдателей в урегулировании". "Негибкая позиция делегации из Тирасполя однако не позволила принять решение на этот счет до конца встречи. Участники решили приостановить московский раунд для дополнительных консультаций и обсуждений и вернуться к дискуссиям в российской столице в ближайшее время", - сообщили в пресс-службе правительства Молдавии. Там также отметили, что на московской встрече молдавская делегация вновь заявила, что главной целью переговорного процесса в официальном формате является выработка особого правового статуса Приднестровья "при уважении суверенитета и территориальной целостности Молдавии в границах признанных на международном уровне". "Данный подход является общим для всех международных партнеров, участвующих в урегулировании - России, Украины, ОБСЕ, ЕС и США", - сообщили в Кишиневе. В то же время МИД Приднестровья заявил, что приднестровская сторона была готова вести работу над согласованием одного из проектов итогового документа встречи, предложенного российской стороной. "К сожалению, этот конструктивный подход не встретил понимания молдавской стороны, настаивавшей на включении в него абсолютно нежизнеспособных положений, не соответствующих целям и задачам процесса нормализации отношений между Республикой Молдова и Приднестровской Молдавской Республикой, установленным ранее подписанными многосторонними договоренностями", - отметили в Тирасполе. С своей стороны МИД России сообщил, что "из-за серьезных расхождений в позициях Кишинева и Тирасполя выйти на решение об официальном возобновлении переговоров пока не удалось". "Московская встреча была приостановлена по принципу "остановки часов" для того, чтобы ее участники имели возможность проконсультироваться в столицах. Она будет продолжена в Москве в согласованные сроки", - сообщили в МИД России.

Конституционная реформа: "Верховный Совет решил не драться с главой государства"

Конституционная реформа началась весной 2009 года, пишет "Человек и его права". За два года, которые представители исполнительной и законодательной ветвей власти работали над согласованием двух несовместимых в принципе проектов новой Конституции, удалось более или менее согласовать 58 статей. Еще 68 так и остались несогласованными. То есть, если дело пойдет с прежней скоростью, то согласование займет еще года два с половиной. Если не больше. К местному самоуправлению даже не подступали.

Суть разногласий сводится к тому, что действующий президент Игорь Николаевич Смирнов хочет обеспечить себе максимальную свободу рук и гарантированное избрание на пятый срок, продолжает "Человек и его права". А Верховный совет, в свою очередь, хочет обеспечить некоторый контроль за руками президента, и его протеже, пока эти руки не разгромили все уже окончательно. Иными словами, споры вокруг проекта конституции во многом носят характер личный. И связаны они именно с личностью Игоря Николаевича Смирнова.

И тут возникает один вопрос, пишет "Человек и его права". Конечно, роль личности И.Н.Смирнова в истории Приднестровья весьма существенна. Но конституция - это документ, не предполагающий, вообще говоря, ежегодного пересмотра. А на декабрь у нас намечены президентские выборы, по результатам которых роль Игоря Николаевича может кардинально измениться. То есть разногласия по поводу конституции, связанные с его амбициями могут стать попросту не актуальными. И возникает вопрос: а надо ли сейчас торопиться? Надо ли за полгода до выборов принимать конституцию под нынешнего президента? Не стоит ли немного обождать? - задается вопросом издание.

Итак, Верховный Совет во втором чтении принял проект изменений и дополнений в конституцию ПМР, пишут "Профсоюзные вести". Из 128 поправок было одобрено 58 (68 отклонено), коренных же, призванных круто изменить ситуацию в стране, всего несколько: это, напомним, введение института правительства и должности премьер-министра, упразднение должности вице-президента, ограничение двумя сроками (подряд) времени президентского правления. В состав будущего правительства войдут, помимо министров, и главы государственных администраций городов и районов ПМР, членов правительства будет представлять премьер, а назначать - президент. Система выборов остается прежней (мажоритарной, т.е. по округам). а вот сам порядок избрания депутатов из конституции изымают - все эти нормы отныне будут отражаться лишь в Избирательном кодексе.

Обновленная конституция будет окончательно принята парламентом в 3-м чтении (которое, по плану, должно состояться через 2 месяца), но никаких серьезных изменений этот процесс уже не предусматривает, продолжают "Профсоюзные вести". Значит, тот проект, что мы сегодня имеем, и станет нашей новой, вернее, обновленной Конституцией, по которой нам жить энное количество лет. Чем хорош (или наоборот - не хорош) новый основной закон? Его плюсы и минусы? Принесет ли он реальные изменения?

Игорь Смирнов, президент ПМР: "Это только первый шаг к созданию системы управления государством. Кстати, это повлечет за собой различные изменения и появление новых законов. У нас уже готов закон о правительстве, 30 мая он был рассмотрен на заседании кабинета министров. Мы провели хорошую работу, когда брали законодательства всех государств. Конечно, основной акцент был поставлен на гармонизацию с Российской Федерацией. Если вдруг президент превысил свои полномочия, любой гражданин может подать на действия главы государства в Конституционный суд, который будет это рассматривать. Это делается для жителей, а не для имиджа президента или депутатов. Поэтому президент обязан следить за выполнением норм Конституции". Евгений Шевчук, депутат ВС ПМР: "На мой взгляд, особых изменений принятие новой редакции Конституции не повлечет, поскольку, как мне кажется, внесение предложенных изменений, хотя и решает, но лишь незначительное количество вопросов. Принятая Конституция - это политическое решение, которое в основе своей отражает мнение парламентского большинства. Кроме того, принятие конституционных изменений показывает, что в вопросах конституционного устройства президент и парламентское большинство находятся на единых позициях, значит, обе стороны в полном объеме устраивает та модель, которая сложится в результате принятия новой Конституции. Механизм формирования правительства еще не ясен в виду отсутствия соответствующего правового регулирования, а президенту уже можно будет распускать парламент. Таким образом, полномочия президента расширены. По моему мнению, для того чтобы существенно изменить существующее положение, необходимы более значимые шаги. Убежден, в кризисной ситуации нужно активно реформировать систему управления, так как полумеры лишь усугубят положение".

Григорий Дьяченко, депутат ВС ПМР, заместитель председателя парламентского комитета по законодательству, правоохранительным органам, безопасности, обороне, защите прав и свобод граждан: "Во-первых, хорошо всё то, что хорошо заканчивается, и хорошо, что оно подходит к концу путем не раскола и выяснения, кто правее, кто левее, а путем того, что мы все вместе сконцентрировались, собрались, научились друг друга слышать и принимать во внимание аргументы, а не эмоции. И, в конечном счете, окончательный вариант законопроекта был выработан благодаря профессиональной работе. Во-вторых, в процессе работы дополнительно выявились те моменты в Конституции, которые также необходимо подправлять, но они требуют более детального и скрупулезного изучения и проработки. Это касается, прежде всего, внесения изменений в первые разделы Конституции, связанные, в том числе, и с проведением референдумов. Но опять же, всё это должно быть согласовано и одобрено всем обществом, всеми ветвями власти, чтобы Конституция действительно была тем основным законом, который многие годы будет регулировать нашу жизнь. В-третьих, в нынешнем законопроекте решен ряд задач. Одна из самых важных - у нас учреждается правительство. Некоторые считают, что введение правительства направлено на усиление ответственности исполнительной власти - мол, будет правительство, будет с кого спрашивать за результаты работы. Это неверно. Будет правительство, в котором будут сосредоточены профессионалы, чья работа будет нацелена на решение основной задачи, стоящей перед властью, - улучшение жизни населения и поднятие экономики республики. Именно эта цель и преследуется путем создания правительства".

Андрей Сафонов, президент Ассоциации независимых политологов Приднестровья: "Это компромисс между президентом Игорем Смирновым и "Обновлением" как партией парламентского большинства. Почему, спрашивают некоторые, "обновленцы" не воспретили Смирнову баллотироваться на пятый срок? Ведь формально можно же было ввести в действие закон о "двух сроках", например, с лета 2011 года. Или постановить: кандидат на высший государственный пост отныне не может быть старше 65 лет. Да мало ли что ещё... Мне кажется, что Верховный Совет решил не драться с главой государства по внутренним и внешним причинам. Прежде всего, вокруг ПМР непростая обстановка, и многие депутаты, которые терпеть не могут лично Смирнова, в то же время не горят желанием брать на себя ответственность за судьбу Приднестровья. Что мы видим? Румыны подстрекают Кишинёв вести себя "по жесткачу" в отношении Тирасполя, руководство Молдавии с унитарной позиции применительно к урегулированию не уходит, Запад требует скорейшего официального возобновления переговоров в формате "5+2", Москва ведёт непонятный диалог с Берлином. В душе многие народные избранники понимают, что стоит Игорю Николаевичу превратиться в "хромую утку", как на них свалится вся ответственность, и одновременно навалится Запад с требованием отступить от жёсткой смирновской позиции по урегулированию. Вот почему они рассуждают: Смирнов нам не нужен, но в силу своего опыта он как-нибудь вывернется и сохранит статус-кво. Многие из них боятся, что без Смирнова Запад и Кишинёв их "поломают". К тому же у президента остаётся много сторонников как у харизматичной личности. Почерк его известен: обращение к народу в трудную минуту и ставка на очередной референдум. Методика отработана, о результатах есть кому подумать... Поэтому, чем драться до конца с сомнительным исходом, лучше получить часть власти и новые экономические привилегии. А это наводит на размышления, что решено не мешать И.Смирнову стать президентом, зато взять своё при распределении министерских постов и в решениях по экономике". ("Профсоюзные вести")

Проект Закона о внесении изменений и дополнений в конституцию ПМР принят во втором чтении, пишет "Правда Приднестровья". Принятие законопроекта во втором чтении, является решающей стадией, и после этого возможны только технические правки документа. Председатель Комитета ВС по законодательству Галина Антюфеева с удовлетворением заявляет, что теперь "общество объединилось вокруг конституционной идеи". Но так ли это?

Против принятия данного законопроекта голосовало девять парламентариев, продолжает "Правда Приднестровья". В их числе - лидер приднестровских коммунистов Олег Хоржан. "Я заранее предупреждал, - отметил депутат, - что не стану голосовать за этот закон, если не увижу в нем главного. Того, что нужно народу Приднестровья, а не чиновникам и олигархам. Вспомните предложения о внесении изменений и дополнений в Конституцию ПМР, которые были направлены в Верховный Совет Центральным Комитетом нашей партии весной нынешнего года. Там было: ограничение неприкосновенности депутатов, президента и судей исключительно сферой их профессиональной деятельности; пропорциональная избирательная система (выборы по партийным спискам); выборность глав госадминистраций и судей; наделение Верховного Совета контролирующими функциями; ограничение срока пребывания одного и того же лица на посту президента ПМР. Однако большинство депутатов не поддержали эти основополагающие поправки. О том, какими мотивами они руководствовались, принимая подобное решение, можно догадываться. В результате такой куцей "реформы" президент остается при своих полномочиях, да еще и получает право распускать парламент... А парламент не получает никаких дополнительных полномочий. Республика остается президентской. О какой "системе сдержек и противовесов" тут можно говорить? Да, депутаты решили ограничить пребывание одного лица в должности президента двумя сроками подряд. Но тут же разрешили Игорю Николаевичу баллотироваться на новый срок "по новой конституции". Хотя новую конституцию можно принять только на референдуме, а пока речь идет о внесении изменений и дополнений в конституцию действующую. Вопрос о том, как проводить выборы - по мажоритарной системе или партийным спискам - вообще был исключен. Я не мог поддержать такой законопроект. Власть в республике не должна принадлежать одному президенту!"

Зато Игорь Николаевич Смирнов очень рад, продолжает "Правда Приднестровья". "Я бы хотел сказать, что мы провели хорошую работу, - вещает он. - Конечно, основной акцент был поставлен на гармонизации с Российской Федерацией...". До чего удобное слово - "гармонизация"! Особенно учитывая то, что большинство граждан ПМР не знает законов Российской Федерации. А президент Смирнов избирательно черпает оттуда лишь то, что лично его устраивает. Третье и окончательное чтение конституционных поправок должно пройти через месяц. Предполагается, что изменения вступят в силу с 1 января 2012 года, после президентских выборов. Остается надеяться, что приднестровцы 11 декабря выберут не Смирнова, подводит итог издание.