Уполномоченный по правам человека в Ленинградской области Михаил Козьминых считает, что вопросы правовой защиты людей должны решаться не кулуарно, а открыто Об этом он рассказал в интервь корреспонденту ИА REGNUM Евгении Дылевой.

ИА REGNUM: Чем, на ваш взгляд, кроме удаленности от больших городов и основных государственных ведомств, отличаются проблемы людей, живущих в Ленинградской области?

Если говорить о защите прав человека - ничем. В области живут такие же люди, на них распространяются те же законы, работают практически те же государственные органы. Разница только в том, что на областной территории в полном объеме действует 131-й федеральный закон, и у каждого из 221 поселения есть муниципальная власть, а каждое муниципальное образование - это отдельный административный орган с собственным бюджетом, что можно считать и достоинством, и недостатком. Те муниципальные образования, у которых достаточно средств на покрытие всех расходов, живут хорошо. Но таких мало, большинство не получают в достатке денежных средств. Пять лет закону, и все чаще ведутся разговоры об объединении муниципальных образований, объединении глав районов и глав городов (районная власть не может быть двуглавой - центрального города, допустим, Всеволожска и района), было бы правильно их объединять, чтобы избежать ненужных скандалов. Законодатели Ленобласти первыми предложили такую инициативу, и наверху было принято такое решение.

ИА REGNUM: На что чаще всего жалуются люди?

На качество коммунальных услуг, неисполнение муниципальными органами, например, таких дел, как осушение подвалов и прочих хозяйственных нужд населения. Это основная группа проблем. Есть вопросы к работе исполнительных органов власти, к бездействию судебных приставов. Предоставление сиротам и многодетным семьям квартир, расселение аварийных зданий и так далее... Опять-таки, все зависит от бюджета. Если муниципальное образование района и города не готово выполнить свои обязательства и к тому же проявляют слабость судебные приставы, людям трудно чего-либо добиться. На мой взгляд, надо жестко подходить к исполнению судебных решений. У приставов в таких случаях есть полномочия возбуждать уголовные дела, по которым определяется наказание виновных за злостное неисполнение судебных решений сроком до двух лет.

ИА REGNUM: Какие решения чаще всего не исполняются?

Очень часто речь идет о неуплате алиментов несовершеннолетним детям. Мне известно о том, что насчитывается примерно 15 тысяч таких исполнительных производств. В каждом втором случае трудно исполнить судебное решение, потому что трудно найти злостного алиментщика или у него нет средств на погашение долга. В любом случае, дети точно страдать не должны от того, что взрослые приняли когда-то решение об их рождении, а потом по каким-то причинам отказались поддерживать.

ИА REGNUM: На территории Ленинградской области немало войсковых частей, приходится решать возникающие там проблемы?

Мы обращаем внимание на нарушения в вооруженных силах, хотя это не входит в нашу компетенцию - законом установлена обязанность работать с чиновниками муниципального и регионального уровня. Для того, чтобы вставать на защиту тех, чьи права нарушают, мы заключили специальное соглашение, в рамках которого мы имеем право получать информацию в войсковых частях и взаимодействовать с ними. Многие ребята уходят служить из Ленинградской области и после службы приходят обратно, остаются в регионе и многие офицеры. Это те, с кем мы работаем постоянно. Обращений масса. Например, в феврале мы ездили в г. Кингисепп по поводу так называемых публичных взрывов по уничтожению боеприпасов на полигонах - обратили внимание управленцев вооруженных сил на то, что ребята, которые участвуют в этом, обычные призывники, не профессионалы. Даже при наличии инструкции в этом деле требуется специальная подготовка, если таковой нет, остается реальная угроза жизни. Мы обратились с письмом в Минобороны РФ, чтобы получить разъяснения. Сейчас утилизация боеприпасов приостановлена на всей территории РФ.

ИА REGNUM: Работаете ли с военкоматами по теме призыва?

В военкоматах смотрим, как и в каких условиях осуществляется призыв. Недавно выяснили неприятную особенность этого года: 15 процентов ребят, которых призывают из Ленобласти, получают направления в Южный федеральный округ, несмотря на рекомендации Минобороны, чтобы призывники служили недалеко от дома. В данном случае имеем дело с явным нарушением - призывникам предстоит попасть в непривычные для них условия. Посетили Ломоносовский военкомат и заодно обратили внимание на то, что он Ломоносовский военкомат работает в неподобающих условиях: подвальное помещение, нет вентиляции. Муниципальной властью пообещано, что к концу июля военкомат будет переведен в другое, более приспособленное здание.

ИА REGNUM: Известны проблемы дольщиков в строительной сфере. Их вы тоже касаетесь?

Немало фиксируем нареканий по долевому участию в строительстве многоквартирных жилых домов. В этом случае речь идет не столько о жалобах, сколько о готовности строительных организаций и муниципальных образований вводить дома в эксплуатацию. Большинство строящихся домов, особенно тех, что находятся в районах рядом с городской чертой, граничащих с Санкт-Петербургом (Мурино, Новодевяткино и т.д.), не обеспечены ни канализацией, ни водой - слава богу, с электричеством дела обстоит лучше. Для того чтобы как-то решать проблемы, приходится встречаться с главами муниципальных образований, чиновниками.

ИА REGNUM: Приходится ли работать с тюрьмами и местным управлением исправления наказанием?

Серьезные вопросы связаны с нарушениями условий содержания, питания в учреждениях исполнения наказаний. Также как с системой вооруженных сил, действуем в рамках соглашения с ГУФСИН. В этом году, например, были Борисовой Гриве, в колонии общего типа. Основная проблема связана с тем, что колонии перенаселены. В таких учреждениях не должно быть менее 2,5 квадратных метров на человека, но, к сожалению, эта норма не соблюдается. Огромная проблема - трудоустройство в колонии, а это, в свою очередь, возможность погасить долг перед потерпевшим. Как правило, по судебным искам они должны платить, но отсутствие работы делает это невозможным. Беда в том, что, допустим, при потере кормильца суд назначает виновному 3 - 4 миллиона рублей выплат в пользу пострадавших - родственников, но заранее ясно, что за период нахождения в "местах, не столь отдаленных", виновный их не заплатит. Мы сейчас как раз сейчас этим плотно занимаемся: подготовили соответствующее обращение в Законодательное собрание Ленобласти и Госдуму о возможности компенсации государством части денежных средств потерпевшим, когда речь идет о тяжких преступлениях. Допустим, суд устанавливает степень денежной ответственности за совершенное преступление - 12 миллионов, 3 из которых государство гарантированно платит.

ИА REGNUM: Думаете, государство должно разделять ответственность с преступником?

Речь ни в коем случае не идет об индульгенции на убийство: считаю, главной функцией государства должна быть правозащитная при безусловной обязанности сохранять и поддерживать порядок в стране. Честно говоря, не разделяю оптимизма, когда говорят о раскрываемости преступлений в 63%, полагая, что это хороший процент. За огромным числом преступлений не следует наказание, а безнаказанность провоцирует очередной всплеск преступности. К тому же мы понимаем, что многочисленные преступные деяния остаются незафиксированными. Оценивать качество работы милиции я бы не взялся, но при этом понимаю: если чьи-то права, в том числе, и на жизнь, безнаказанно нарушаются, нет цельной системы правозащиты. Если человек идет по темной улице, он должен рассчитывать, минимум, на то, что есть освещение, и какой-нибудь экипаж быстрого реагирования патрулирует территорию. У нас же такого нет, план-перехват, как правило, не срабатывает, нет ощущения, что каждый из нас защищен.

ИА REGNUM: А почему вы озадачились этой проблемой?

У нас на контроле семья: муж с женой в почтенном возрасте - их единственный сын был убит, преступникам дали лет по 12 тюремного заключения. Его убивали двое суток. Если бы милиция сработала так, как она должна работать, может быть, и убийства бы не было. А теперь очевидно: за то время, пока преступники находятся в тюрьме, родители убитого должны что-то получать. Исходя из средней зарплаты "сидельцев" - 1 - 1,5 тысячи рублей в месяц, значит, по исполнительному листу миллион им даже за двадцать лет не отдать. В таких случаях государство, я думаю, должно заплатить, а потом применять всевозможные случаи принуждения.

ИА REGNUM: Скажите,пожалуйста, какие райны Ленинградской области для вас - наиболее проблемные?

Основные жалобы идут из наиболее густонаселенных районов: Выборгского, Гатчинского, Всеволожского. На эти районы приходится примерно 50% из общего числа обращений.

ИА REGNUM: Насколько часто Аппарату омбудсмена Ленобласти приходится заниматься делами, связанными с защитой прав детей?

Стараемся помогать всем людям, попавшим в трудную жизненную ситуацию, но прежде всего - самым незащищенным: детям, пожилым людям, инвалидам. Ездим в сиротские учреждения, помогаем пересматривать тарифы, контролируем обеспеченность детей одеждой, питанием. Если надо, обращаемся к чиновникам и муниципальной власти, чтобы они принимали правильные решения по кадровым вопросам. Кроме того, ездим по школам. Стараемся не "бить по хвостам", а делать предупредительные шаги в отношении детей, попадающих в зону риска. В одном из детских домов Ломоносовского района муниципальная власть, к сожалению, до сих пор не определила, сколько денег нужно на медицинские препараты. Каких-то 60 тысяч рублей они до сих пор с начала года не могут передать детскому учреждению. Мы направили обращение в Комитет по здравоохранению, а в том случае, если вопрос не будет решен, направим и в прокуратуру... Приехали, пообщались, сработали на опережение - придерживаемся такого принципа. Для меня показатель - не число учреждений, которые я посетил, а решение тех или иных проблем. Больше того, на каждом публичном выезде мы рассматриваем те вопросы, которые актуальны для аналогичных заведений, чтобы и там знали, как себя вести в случае нарушения прав, куда обращаться, что это все-таки находится под контролем. Есть ключевые слова: обеспеченность и возможность. Казалось бы, обитатели детдомов обеспечены необходимым: одеждой, питанием и т.д. Обидная особенность заключается в том, что этим необходимым, преимущественно, обеспечивают спонсоры, забота органов, получивших от государства соответствующие полномочия, отходит на задний план.

ИА REGNUM: Каковы основные текущие дела и планы?

Мы провели горячую линию и совместный с главным судебным приставом по Ленинградской области в Выборге. Помимо выездов в детдома, побывали в Лодейнопольском районе, посмотрели готовность к приему подростков лагеря "Новое поколение", и заодно посмотрели, как продвигается строительство новой поликлиники, которая должна быть сдана к концу 2012 года.

ИА REGNUM: Поступают ли обращения садоводов?

Поскольку таких обращений много, планируем прием-совещание с моим петербургским коллегой. Самая большая проблема: невозможно оформить земельные участки в собственность. И таких земельных участков на территории Ленобласти насчитывается более 600 тысяч. Сейчас стоимость оформления одного земельного участка, скажем, в Выборгском районе, которую предлагают юристы - примерно 40 тысяч рублей, и это, на мой взгляд, для большинства людей со средним достатком - катастрофа. Простые арифметические действия позволят понять, какая структура бизнеса за этим стоит. Причем дачная амнистия фактически не действует. В связи с этим мы готовим обращение к правительству Ленинградской области и думским депутатам с тем, чтобы облегчить порядок регистрации. И, параллельно пробуем предложить собственную схему решения этих тяжелых вопросов. Желательно добиться для людей бесплатного оформления.

ИА REGNUM: Какой свой опыт вы можете назвать положительным?

Положительными можно считать итоги эксперимента, предложенного нами в Выборге по изучению в одиннадцатых классах школ такого необходимого предмета, как основы прав человека (восьмичасовой курс). На основании этого опыта нами выпущена брошюра, карманный справочник, имеющий прикладное значение. Пока в основной учебный план такие занятия не входят, но есть договоренность с Комитетом по образованию организовывать лекции для ребят. Кроме того, в сентябре должна заработать юридическая лаборатория - специальные автобусы, в которых по территории области вместе с нами будут разъезжать студенты юридического факультета РГПУ имени Герцена, знатоки и консультанты в вопросах правовой защиты. Будем определять районы максимальной концентрации жалоб, и отправлять их туда для того, чтобы они бесплатно консультировали. Я убежден в том, что знание людьми своих прав способно значительно облегчить работу омбудсменов, не допустить разного рода бед.

Справка.

Михаил Козьминых работает уполномоченным по правам человека в Ленинградской области с марта 2010 года.

Михаил Козьминых родился в 1962 году в г. Йошкар-Ола Марийской АССР. В 1984 году окончил Военный инженерный институт им. А.Ф. Можайского по специальности "Инженер-строитель по надзору за качеством спецобъектов". После окончания института до июля 1992 года проходил службу в Вооруженных силах СССР. Работал в Министерстве обороны, где занимался надзором за качеством строительства автодорог спецназначения на Украине.

В 1995 году окончил негосударственное образовательное учреждение "Санкт-Петербургская высшая школа права" по специальности "Юрист". Работал юрисконсультом, адвокатом. С августа 1995 по октябрь 2003 года - член коллегии Санкт-Петербургской городской коллегии адвокатов. С октября 2003 по декабрь 2005 гг. - член негосударственной некоммерческой организации "Ленинградская областная коллегия адвокатов".

В 2004 году возглавил ГУ "Городское агентство по промышленным инвестициям" при Комитете по экономическому развитию, промышленной политике и транспорту Санкт-Петербурга. С марта 2005 года - советник генерального директора ФГУП "Государственной транспортной компании "Россия". С декабря того же года - заместитель генерального директора о стратегическому развитию Федерального государственного унитарного авиационного предприятия "Пулково". В марте 2006 года был назначен на должность председателя Комитета по дорожному хозяйству и транспорту Ленинградской области. Покинул этот пост 14 октября 2009 года.

9 марта 2010 года на заседании Законодательного собрания Ленинградской области назначен на должность Уполномоченного по правам человека в Ленинградской области. Беседовала Евгения Дылева.