Уже стало модным критиковать Мадридские принципы урегулирования нагорно-карабахского конфликта из-за "противоречивости" принципа территориальной целостности и права народа на самоопределение.

Большинство критиков делает это несознательно, повторяя когда-то кем-то запущенный стереотип. Так ли это на самом деле? Что такое принцип территориальной целостности - международная гарантия неизменности границ или принцип межгосударственных отношений, которым договорились руководствоваться все страны мира решая возникающие споры о границах?

Говоря понятным языком, принцип территориальной целостности это принцип неизменности государством согласованных с другим(и) государством(ами) границ в одностороннем порядке. Границы можно изменять, но делать это условились с обоюдного согласия, причем данное утверждение распространяется на изменение двусторонне признанных территорий, а не спорных территорий. Международное право никак не ограничивает такое нарушение территориальной целостности, считая это делом самих договаривающихся государств. Единственное ограничение - этого нельзя делать силой или угрозой силы.

Утверждение, что политическое признание государства автоматически является признанием границ государства является несостоятельным. После распада СССР и признания независимости союзных республик межгосударственные границы этих новых государств согласованны до сих пор не со всеми соседями!

В частности это касается того же Азербайджана, у которого остаются несогласованными границы с Арменией и Грузией, а граница с РФ была делимитирована лишь в прошлом году.

Таким образом принцип территориальной целостности это принцип неизменяемости взаимно признанных границ без согласия всех заинтересованных сторон. В случаях спорных территорий, статус которых не определен и нет взаимных признаний границ апелляция к принципу территориальной целостности теряет смысл, из-за неимения этих самых взаимно признанных границ.

Однако есть и другой вариант нарушения территориальной целостности - изнутри. Это ситуация, которая возникает при реализации одним из народов государства права на самоопределение.

В отличие от принципа территориальной целостности, который является принципом межгосударственных отношений, право народов на самоопределение является категорией международного права, декларирующей это фундаментальное право любого народа с целью сохранения собственной идентичности. Самоопределение включает в себя широкий спектр возможных действий, от создания культурной автономии до провозглашения народом независимости с нарушением территориальной целостности страны.

Для не углубляющихся в смысл, в идею взаимосвязи данных понятий, здесь возникает противоречие - реализуя право на самоопределение путем одностороннего провозглашения независимости, в одностороннем порядке нарушается договорной принцип территориальной целостности, который до этого был реализуем согласием народов жить в едином государстве!

Но это согласие всех народов на территориальную целостность страны (в демократических государствах, конечно) является следствием практического равноправия всех народов страны. А что делать, если равные права лишь декларируются государством, и желание народа сохранить свою идентичность, культуру, историческое наследие приравнивается к антигосударственной деятельности и жестоко пресекается?

Ответ на этот вопрос дает Декларация о принципах международного права 1970 года, на основании которой и было принято решение Международного суда о законности самоопределения Косово путем провозглашения независимости. В ней одним из ключевых условий самоопределения народов с нарушением территориальной целостности государства является несоблюдение государством в своих действиях принципа равноправия и права самоопределения народов!

Это условие содержит ключ к пониманию связи принципа территориальной целостности и права народов на самоопределение. Ведь соблюдение государством в своих действиях принципа равноправия, означает практическое, а не декларативное обеспечение государством равных прав. Реальным показателем этого является не заявления "титульного" народа, а степень автономности, которую желает получить тот или иной народ государства!

А декларированное международным правом за всеми народами право самоопределения вплоть до нарушения территориальной целостности, является ничем иным как гарантией обеспечения этого права! Смысл права на самоопределение - или обеспечение равных прав всем народам путем реализации этих прав самим многонациональным государством, или, в случае необеспечения равных прав государством, делегирование самому народу права создания условий реализации своих прав. Где же тут противоречие?

И именно это отсутствие реального равноправия и отрицание права на иную судьбу, погромы и развязанная вместо политического диалога война подтолкнули народ Нагорного Карабаха к провозглашению независимости в 1991 году. Изменилось ли что с тех пор? Получили ли другие народы Азербайджана равные с "титульным народом" права? Права декларированные международным правом? Права, которые народ Нагорного Карабаха был вынужден отвоевать ценой большой крови? Пока нет. Это не частное мнение. Это мнение международных институций, которое ясно отражено в последнем докладе Европейской комиссии по расизму и нетерпимости. А значит Карабахская проблема - проблема не народа Нагорного Карабаха, а проблема страны, в состав которой решением партийного органа третьей страны девяносто лет назад, без согласия самого населения была включена целая географическая область - Нагорный Карабах. Поэтому решать эту проблему должен Азербайджан, хотя бы для того, чтобы не распасться еще на несколько государств.

Закрепление в Конституции Азербайджана и практическое соблюдение равных прав всех народов Азербайджана. Отказ от политики дискриминации, ассимиляции и вытеснения "титульным" народом других. Защита прав коренных народов региона, сохранение и изучение его наследия. Закрепление в Конституции Азербайджана права самоопределения всех народов как гарантии возможности создания условий реализации народом своих прав, если сам Азербайджан не создаст таких условий.

Принятие свершившегося и соответствующего всем нормам права факта самоопределения Нагорного Карабаха, а не попытка очередного волевого решения судьбы Нагорного Карабаха третьими странами. В этом ключ к пониманию причин Карабахского конфликта, его решению и предотвращению других, уже тлеющих.

Геворк Саркисян, аналитик (Степанакерт)