Вчера, 21 июня, с должностей в совете национальной авиакомпании Air Baltic Corporation ушли представители частного акционера Baltijas aviācijas sistēmas ("Балтийские авиационные системы"), принадлежащего руководителю и совладельцу airBaltic Бертольту Флику.

Как сообщил корреспонденту ИА REGNUM вчера днем руководитель отдела по связям Министерства сообщения Айвис Фрейденфелдс, министерство как держатель государственных долей капитала в компании получило это сообщение от членов совета по электронной почте. "Теперь работа совета со стороны частного акционера практически парализована, поэтому государство как держатель долей капитала призывает правление компании созвать собрание акционеров для утверждения нового совета", - сказал Фрейденфелдс. Так как работа совета airBaltic приостановлена, он не сможет рассмотреть отчет аудиторов о финансовых результатах компании в 2010 году.

Впрочем, уже к вечеру министр сообщения Улдис Аугулис (СЗК) заявил, что работа совета национальной авиакомпании Air Baltic Corporation не приостановлена. Министерство сообщения направило письмо второму акционеру компании, в котором просит выдвинуть в совет новых представителей. Комментируя уход с должностей прежних членов совета airBaltic, представляющих SIA Baltijas aviācijas sistēmas, министр отметил, что "вторая сторона, вероятно, обиделась на политика, которого не буду называть по имени" (имеется в виду министр экономики Артис Кампарс ("Единство") - ИА REGNUM).

Как сообщила корреспонденту ИА REGNUM член правления Baltijas Aviācijas Sistēmas Инга Питерниеце, о прекращении работы в совете airBaltic владельцев предупредили два члена совета: доктор экономических наук Илмар Разумовскис и Жан-Шарль Корсак, руководитель департамента развития проектов авиационной индустрии. Обоих выдвинуло SIA Baltijas Aviācijas Sistēmas, и проработали эти специалисты в совете airBaltic много лет.

Причина их решения, по словам Питерниеце, проста: выдвинутые государством представители работают в совете поверхностно. И это - система, а не случайность.

Так, совет, избранный 21 июля 2009 года, проработал до 30 августа 2010 года, когда из него ушла представитель государства Дайга Фалкане. Совет в полном составе был вынужден прекратить работу. 6 сентября 2010 года избрали новый совет, и он проработал всего месяц - до ухода Улдиса Мартиньсона. Совет, избранный 15 ноября 2010 года, проработал... три часа, когда из него вышла государственный представитель Ольга Аугустовска.

Последний совет был утвержден 10 января 2011 года. Но представители государства регулярно игнорировали его заседания, часто переносили время заседаний, не считаясь с остальными членами совета, а ведь некоторым приходилось добираться на заседания из-за границы.

"За 12 месяцев государство сменило в совете airBaltic больше своих представителей, чем за все 15 лет", - подчеркнула Питерниеце. - "Государству, как акционеру, следовало бы более ответственно относиться к работе в совете. О чем подавшие в отставку эксперты и проинформировали письменно как Министерство сообщения, так и премьер-министра. В итоге будет совершенно не удивительно, если латвийский национальный авиаперевозчик обанкротится, а чиновники, поочередно заседавшие в совете предприятия и доведшие компанию до банкротства (намеренно или нет, сейчас не столь важно), не понесут ровно никакой ответственности".

Как уже сообщало ИА REGNUM министр экономики Артис Кампарс ("Единство") ранее заявил, что airBaltic терпит огромные убытки и находится на грани банкротства. Он указал, что убытки компании уже достигли 25,61 миллиона евро, и проблемы airBaltic нужно решать немедленно, "агрессивно переняв ее оперативный менеджмент". По словам Кампарса, он несет ответственность за использование государственных средств, и его беспокоит, что ценные активы airBaltic передаются оффшорам. Нынешнее руководство не предоставляет данных крупнейшему акционеру, а глава компании Бертольт Флик уже давно не находится в Латвии, указал министр.

Министр сообщения Улдис Аугулис (СЗК) в этой связи заявил, что всю ответственность за ситуацию в airBaltic, согласно существующему договору акционеров, должен взять на себя частный акционер и руководитель авиакомпании Бертольт Флик. Он подчеркнул, что, согласно заключенному в 2009 году договору акционеров, руководство авиакомпанией находится в руках частных акционеров.

Аугулис заявил также, что все спекуляции вокруг финансовой ситуации в airBaltic безосновательны. "На предприятии ведется аудит, и его результаты будут сообщены руководству 4 июля. Ясно, что до 2012 года авиакомпании нужны вложения в приобретение новых самолетов, поэтому правительству после аудиторского заключения нужно будет принять решение, должно ли государство как крупнейший акционер участвовать в этом процессе", - сказал министр.