Эксперт: "Принятие любых решений без прямого участия Карабаха просто аморально"

Москва, 22 Июня 2011, 00:01 — REGNUM  

Интервью ИА REGNUM с доктором Гаянэ Новиковой, основателем и директором Центра стратегического анализа (Ереван, Армения).

ИА REGNUM: 24 июня в Казани состоится очередная трехсторонняя встреча президентов Армении, Азербайджана и России, на которой будут обсуждаться вопросы урегулирования нагорно-карабахского конфликта. Чего, по-вашему, можно ожидать от этой встречи, если учесть, что президенты России, Франции и США призвали президентов Армении и Азербайджана завершить работу над Основными принципами разрешения конфликта?

Разной интенсивности призывы к мирному сосуществованию при урегулировании любых этнополитических конфликтов раздаются с момента перехода каждого из них в горячую фазу и могут продолжаться до "скончания века", как в случае с палестино-израильским конфликтом, плавно перекочевавшим из ХХ в XXI век. Косовский конфликт являет собой пример того, как внешние акторы, недолго призывая к миру, приняли жесткое решение и силовым методом "урегулировали" его. Признание Косово внесло изменения на карту Европы, однако не разрешило конфликт. Вялые призывы к миру не остановили переход юго-осетинского конфликта в открытое вооруженное противостояние с участием внешнего актора; в настоящее время абхазский и юго-осетинский конфликты находятся в стадии глубокой "заморозки". Сам по себе призыв к миру не достаточен для достижения мира.

Как известно, в нагорно-карабахском конфликте единственной подписанной всеми сторонами конфликта договоренностью является соглашение 1994 года о прекращении огня. Далее начался процесс переговоров о переговорах, поскольку для выхода на уровень работы над документами и реального, а не виртуального завершения работы над основными принципами урегулирования конфликта должны иметься или должны быть созданы конкретные предпосылки. Во-первых, должны быть четко определены стороны конфликта. Во-вторых, должна быть готовность сторон конфликта идти на компромисс, а не на уступки. В-третьих, в обществах должен быть достаточно высокий уровень толерантности и понимание того, что компромисс неизбежен и вопрос в цене компромисса. Подчеркну, что компромиссы, затрагивающие вопросы безопасности границ и населения, недопустимы, однако, при их неизбежности, должны быть очень жесткие, в том числе и военные, гарантии со стороны международного сообщества.

Всего этого пока нет, во всяком случае, на взгляд человека, не посвященного в детали переговорного процесса. Если отследить динамику заявлений президентов трех государств, сделанных в 2009-2011 годах, то можно заметить, с одной стороны, их обтекаемость, с другой - смещение акцентов. Последнее, возможно, с одной стороны, связано с тем, что приходит осознание опасности возобновления вооруженной фазы конфликта. С другой стороны, военно-политическая ситуация на Ближнем Востоке и экономический кризис в Европе являются хорошим фоном для попытки недопущения появления очередной "горячей точки" в непосредственной близости от обеих зон.

Я не жду прорыва в Казани, как не ждала его после всех предыдущих встреч на высшем уровне и заявлений "тройки" мировых лидеров. Кроме того, приближающиеся выборы и в Армении, и в Азербайджане дают возможность президентам обоих государств взять очередной тайм-аут.

ИА REGNUM: Известно, что в свое время Нагорный Карабах отверг один из вариантов решения конфликта. И вскоре перестал быть стороной переговоров с Азербайджаном. Насколько серьёзны теперь заявления Армении о том, что согласие на Основные принципы должны дать три стороны: Баку, Ереван и Степанакерт?

Хочу думать, что заявления Армении о включении в переговорный процесс или, точнее, о восстановлении Нагорного Карабаха в качестве стороны прямых переговоров, - серьёзно. На мой взгляд, принятие любых решений по урегулированию конфликта без прямого участия второй армянской стороны означает, во-первых, невозможность окончательного урегулирования конфликта, во-вторых, оно просто аморально. Еще раз сошлюсь на палестино-израильский конфликт: до тех пор, пока представители палестинского народа не сели за стол переговоров, не было достигнуто ни одного соглашения, но было потеряно несколько десятков лет и десятки тысяч жизней.

ИА REGNUM: Недавно глава МИД Азербайджана сообщил, что уже достигнута договоренность о том, что миротворческие силы в зоне конфликта будут сформированы не из числа стран-сопредседателей МГ ОБСЕ и соседних стран. МИД Армении опроверг наличие подобной договоренности. По-вашему, миротворческий контингент какой страны или стран был бы приемлем для всех сторон конфликта?

Введение миротворцев в зону конфликта требует огромных политических усилий и больших финансовых вложений. Во-первых, должны быть подписаны мирные договоренности (в нашем случае нет ни одного соглашения о мире, но есть рост милитаристской риторики) и должно быть согласие всех сторон конфликта (есть отрицание Азербайджаном Нагорного Карабаха как стороны конфликта). Во-вторых, при достижении согласованности позиций по отмеченным положениям, критическим является определение мандата и функций миротворцев, а также способность миротворческого контингента выполнять свою миссию. К сожалению, им это не всегда удается, и это фактор, который необходимо учитывать при принятии принципиального решения о задействовании миротворцев как таковых.

Вопрос о том, достигнута или нет договоренность относительно введения в зону Нагорно-Карабахского конфликта миротворцев, является предметом спекуляций. Конечно, у сторон конфликта есть свои предпочтения по составу миротворцев, но говорить предметно можно будет только после того, как будут выполнены все предусловия для их ввода. И после того, как будет решено, под флагом какой международной структуры они будут действовать. Наиболее приемлемым, на мой взгляд, был бы флаг Европейского Союза, однако у ЕС нет пока ни финансовых, ни военных возможностей, да и особого желания выступать на Южном Кавказе в роли миротворцев тоже нет.

ИА REGNUM: Несколько вопросов, касающихся внутриполитической ситуации в Армении. Считается, что в ходе диалога оппозиционного Армянского национального конгресса (АНК) с властью - власть поможет АНК попасть в парламент. В этом случае, как по-вашему, чьи места в парламенте займет АНК?

Наличие конструктивной оппозиции в парламенте любого государства является хорошим стимулом для властей, являющихся, следуя классикам, "слугами народа" в демократических обществах. Я считаю позитивными контакты между властью и оппозицией, тем более, с учетом внешнеполитической ситуации и динамики вокруг урегулирования Нагорно-Карабахского конфликта. Для обоих контр-партнеров диалог является единственным путем недопущения социального взрыва в стране и предотвращения раскола общества на фоне милитаристских заявлений Азербайджана. Мне кажется, объективно формируется определенный электорат, который в ходе парламентских выборов может отдать достаточно голосов АНК, что и позволит его представителям войти в парламент. А сколько мест и чьи места они займут - покажут выборы.

ИА REGNUM: Некоторые члены Армянского общенационального движения покидают ряды партии и формируют новую структуру "Свободные демократы". Одни аналитики говорят об этом как о заговоре властей, которые таким образом хотят развалить оппозиционный лагерь, другие - как о проекте США. Каковы перспективы у "Свободных демократов"?

Традиционное Армянское общенациональное движение, на мой взгляд, давно выдохлось. И нужны определенные действия, чтобы напомнить и, если получится, заявить о себе. Лучший способ - переформатировать имеющееся и создать "дочернее предприятие", каковым является структура "Свободные демократы". Заговора властей в её создании с целью раскола лагеря оппозиции я не вижу: оппозиция так таковая достаточно разношёрстна, и по мере приближения выборов прямо пропорционально будут расти амбиции её отдельных лидеров. Это отрицательно скажется на способности оппозиции противостоять властям. Кроме того, начавшийся диалог с АНК свидетельствует о готовности властей и наиболее сформированной части оппозиции, по крайней мере, услышать друг друга и прислушиваться друг к другу. А США просто не заинтересованы в ослаблении оппозиции.

Так что, скорее всего, "Свободные демократы" уйдут в "свободное плавание", в котором главной задачей для них будет остаться на плаву.

Если Вы заметите ошибку в тексте, выделите её и нажмите Ctrl+Enter, чтобы отослать информацию редактору.
Главное сегодня
NB!
18.01.17
Радио REGNUM: второй выпуск за 18 января
NB!
18.01.17
Протесты в Москве: «Диалог — вопрос стабильности самой социальной системы»
NB!
18.01.17
Протестная активность в Москве: «Собянин спасает рейтинг Путина»
NB!
18.01.17
«Без радикальных мер транспортные проблемы Москвы было не решить»
NB!
18.01.17
В Госдуме придумали, как увеличить число мужчин-учителей
NB!
18.01.17
«Нападение на Литву – не теоретическая угроза»
NB!
18.01.17
Россия готова отменить «закон Димы Яковлева» — Матвиенко
NB!
18.01.17
Что московские власти будут делать без рейтинга Путина?
NB!
18.01.17
Коста-Рика: как живут индейцы в самой счастливой стране мира
NB!
18.01.17
65% граждан считают Россию передовой и развитой страной: опрос
NB!
18.01.17
Государственная машина Казахстана по производству смыслов
NB!
18.01.17
В России выплачено 22,9 млрд рублей долгов по зарплате
NB!
18.01.17
Обама выпустил на свободу борца за независимость Пуэрто-Рико
NB!
18.01.17
Радио REGNUM: первый выпуск за 18 января
NB!
18.01.17
ЕС почему-то ведёт себя «не совсем умно»: обзор «евроинтеграции» Украины
NB!
18.01.17
2017 год. Будет ли положен предел экспансии Турции на Ближнем Востоке?
NB!
18.01.17
Армянский предвыборный пазл
NB!
18.01.17
Сколько раз проходил крещение Господь Христос
NB!
18.01.17
За свадьбы со стрельбой следует конфисковывать автомобиль – Жириновский
NB!
18.01.17
100 лет революции: Не можем вернуть все храмы РПЦ — Жириновский
NB!
18.01.17
Юридический ребус Лаврова для Алиева и Мамедъярова
NB!
18.01.17
«Нефть поддержали»