Интервью ИА REGNUM с доктором Гаянэ Новиковой, основателем и директором Центра стратегического анализа (Ереван, Армения).

ИА REGNUM: 24 июня в Казани состоится очередная трехсторонняя встреча президентов Армении, Азербайджана и России, на которой будут обсуждаться вопросы урегулирования нагорно-карабахского конфликта. Чего, по-вашему, можно ожидать от этой встречи, если учесть, что президенты России, Франции и США призвали президентов Армении и Азербайджана завершить работу над Основными принципами разрешения конфликта?

Разной интенсивности призывы к мирному сосуществованию при урегулировании любых этнополитических конфликтов раздаются с момента перехода каждого из них в горячую фазу и могут продолжаться до "скончания века", как в случае с палестино-израильским конфликтом, плавно перекочевавшим из ХХ в XXI век. Косовский конфликт являет собой пример того, как внешние акторы, недолго призывая к миру, приняли жесткое решение и силовым методом "урегулировали" его. Признание Косово внесло изменения на карту Европы, однако не разрешило конфликт. Вялые призывы к миру не остановили переход юго-осетинского конфликта в открытое вооруженное противостояние с участием внешнего актора; в настоящее время абхазский и юго-осетинский конфликты находятся в стадии глубокой "заморозки". Сам по себе призыв к миру не достаточен для достижения мира.

Как известно, в нагорно-карабахском конфликте единственной подписанной всеми сторонами конфликта договоренностью является соглашение 1994 года о прекращении огня. Далее начался процесс переговоров о переговорах, поскольку для выхода на уровень работы над документами и реального, а не виртуального завершения работы над основными принципами урегулирования конфликта должны иметься или должны быть созданы конкретные предпосылки. Во-первых, должны быть четко определены стороны конфликта. Во-вторых, должна быть готовность сторон конфликта идти на компромисс, а не на уступки. В-третьих, в обществах должен быть достаточно высокий уровень толерантности и понимание того, что компромисс неизбежен и вопрос в цене компромисса. Подчеркну, что компромиссы, затрагивающие вопросы безопасности границ и населения, недопустимы, однако, при их неизбежности, должны быть очень жесткие, в том числе и военные, гарантии со стороны международного сообщества.

Всего этого пока нет, во всяком случае, на взгляд человека, не посвященного в детали переговорного процесса. Если отследить динамику заявлений президентов трех государств, сделанных в 2009-2011 годах, то можно заметить, с одной стороны, их обтекаемость, с другой - смещение акцентов. Последнее, возможно, с одной стороны, связано с тем, что приходит осознание опасности возобновления вооруженной фазы конфликта. С другой стороны, военно-политическая ситуация на Ближнем Востоке и экономический кризис в Европе являются хорошим фоном для попытки недопущения появления очередной "горячей точки" в непосредственной близости от обеих зон.

Я не жду прорыва в Казани, как не ждала его после всех предыдущих встреч на высшем уровне и заявлений "тройки" мировых лидеров. Кроме того, приближающиеся выборы и в Армении, и в Азербайджане дают возможность президентам обоих государств взять очередной тайм-аут.

ИА REGNUM: Известно, что в свое время Нагорный Карабах отверг один из вариантов решения конфликта. И вскоре перестал быть стороной переговоров с Азербайджаном. Насколько серьёзны теперь заявления Армении о том, что согласие на Основные принципы должны дать три стороны: Баку, Ереван и Степанакерт?

Хочу думать, что заявления Армении о включении в переговорный процесс или, точнее, о восстановлении Нагорного Карабаха в качестве стороны прямых переговоров, - серьёзно. На мой взгляд, принятие любых решений по урегулированию конфликта без прямого участия второй армянской стороны означает, во-первых, невозможность окончательного урегулирования конфликта, во-вторых, оно просто аморально. Еще раз сошлюсь на палестино-израильский конфликт: до тех пор, пока представители палестинского народа не сели за стол переговоров, не было достигнуто ни одного соглашения, но было потеряно несколько десятков лет и десятки тысяч жизней.

ИА REGNUM: Недавно глава МИД Азербайджана сообщил, что уже достигнута договоренность о том, что миротворческие силы в зоне конфликта будут сформированы не из числа стран-сопредседателей МГ ОБСЕ и соседних стран. МИД Армении опроверг наличие подобной договоренности. По-вашему, миротворческий контингент какой страны или стран был бы приемлем для всех сторон конфликта?

Введение миротворцев в зону конфликта требует огромных политических усилий и больших финансовых вложений. Во-первых, должны быть подписаны мирные договоренности (в нашем случае нет ни одного соглашения о мире, но есть рост милитаристской риторики) и должно быть согласие всех сторон конфликта (есть отрицание Азербайджаном Нагорного Карабаха как стороны конфликта). Во-вторых, при достижении согласованности позиций по отмеченным положениям, критическим является определение мандата и функций миротворцев, а также способность миротворческого контингента выполнять свою миссию. К сожалению, им это не всегда удается, и это фактор, который необходимо учитывать при принятии принципиального решения о задействовании миротворцев как таковых.

Вопрос о том, достигнута или нет договоренность относительно введения в зону Нагорно-Карабахского конфликта миротворцев, является предметом спекуляций. Конечно, у сторон конфликта есть свои предпочтения по составу миротворцев, но говорить предметно можно будет только после того, как будут выполнены все предусловия для их ввода. И после того, как будет решено, под флагом какой международной структуры они будут действовать. Наиболее приемлемым, на мой взгляд, был бы флаг Европейского Союза, однако у ЕС нет пока ни финансовых, ни военных возможностей, да и особого желания выступать на Южном Кавказе в роли миротворцев тоже нет.

ИА REGNUM: Несколько вопросов, касающихся внутриполитической ситуации в Армении. Считается, что в ходе диалога оппозиционного Армянского национального конгресса (АНК) с властью - власть поможет АНК попасть в парламент. В этом случае, как по-вашему, чьи места в парламенте займет АНК?

Наличие конструктивной оппозиции в парламенте любого государства является хорошим стимулом для властей, являющихся, следуя классикам, "слугами народа" в демократических обществах. Я считаю позитивными контакты между властью и оппозицией, тем более, с учетом внешнеполитической ситуации и динамики вокруг урегулирования Нагорно-Карабахского конфликта. Для обоих контр-партнеров диалог является единственным путем недопущения социального взрыва в стране и предотвращения раскола общества на фоне милитаристских заявлений Азербайджана. Мне кажется, объективно формируется определенный электорат, который в ходе парламентских выборов может отдать достаточно голосов АНК, что и позволит его представителям войти в парламент. А сколько мест и чьи места они займут - покажут выборы.

ИА REGNUM: Некоторые члены Армянского общенационального движения покидают ряды партии и формируют новую структуру "Свободные демократы". Одни аналитики говорят об этом как о заговоре властей, которые таким образом хотят развалить оппозиционный лагерь, другие - как о проекте США. Каковы перспективы у "Свободных демократов"?

Традиционное Армянское общенациональное движение, на мой взгляд, давно выдохлось. И нужны определенные действия, чтобы напомнить и, если получится, заявить о себе. Лучший способ - переформатировать имеющееся и создать "дочернее предприятие", каковым является структура "Свободные демократы". Заговора властей в её создании с целью раскола лагеря оппозиции я не вижу: оппозиция так таковая достаточно разношёрстна, и по мере приближения выборов прямо пропорционально будут расти амбиции её отдельных лидеров. Это отрицательно скажется на способности оппозиции противостоять властям. Кроме того, начавшийся диалог с АНК свидетельствует о готовности властей и наиболее сформированной части оппозиции, по крайней мере, услышать друг друга и прислушиваться друг к другу. А США просто не заинтересованы в ослаблении оппозиции.

Так что, скорее всего, "Свободные демократы" уйдут в "свободное плавание", в котором главной задачей для них будет остаться на плаву.