Базовые принципы нынешних переговоров по карабахской проблеме - принцип неприменения силы или угрозы силой, принцип территориальной целостности и право народов на самоопределение - хоть и позволяют пока избежать крупномасшатабных военных действий, но не могут решить карабахской проблемы. Сводя весь переговорный и околопереговорный процесс к якобы противоречивости принципа территориальной целостности и права народов на самоопределение и по-разному трактуя это, задвигаются в тень и замалчиваются причины и история карабахского противостояния, которая началась отнюдь не в 1988 г. Поддерживая бессмысленные споры о том, что выше принцип территориальной целостности или право народов на самоопределение, международное сообщество искусственно создает "тупиковость" ситуации с тем, чтобы вести переговорный процесс не в правовом русле, а в политическом. Политическое решение позволяет заинтересованным сторонам "вертеть" переговорным процессом как вздумается, объясняя это "политической целесообразностью".

Понятно, такой подход позволяет избежать множества неудобных вопросов правового характера, которые проливают свет на историю и причины карабахского конфликта!

Когда и кем вся нагорная часть Карабаха (Нагорный Карабах) впервые была передана Азербайджану?

Легитимно ли с точки зрения международного права изъятие у Советской Армении и передача Советскому Азербайджану целого географического региона - нагорной части Карабаха (Нагорного Карабаха) - решением региональной ячейки партийного органа третьей страны?

Правомочны ли притязания Азербайджанской Республики на территории Нагорного Карабаха, если Азербайджанская Республика декретом независимости сама отказалась от правопреемственности того самого Советского Азербайджана?

О каком нарушении территориальной целостности идет речь, если Азербайджанская Республика провозгласила себя правопреемницей провозглашенной в 1918 году Азербайджанской Демократической Республики, которая не была принята в Лигу Наций и ушла со сцены истории БЕЗ ПРИЗНАННЫХ ГРАНИЦ?

Какие нормы международного права и существующего на тот момент права СССР, нарушил народ Нагорного Карабаха. провозгласив в 1991 году независимость?

Каким образом была нарушена территориальная целостность Азербайджанской Республики, если международное признание ее произошло после провозглашения Нагорным Карабахом независимости?

Замалчивание этих и многих других вопросов и стремление "решить" конфликт без раскрытия его причин и истории ведет не к исчезновению противоречий, а к их повторной аккумуляции! Выведение переговорного процесса из рамок международного права в рамки "политической целесообразности" ведет к выборочной ситуативной апелляции к нормам международного права. Понимая непредсказуемость такого подхода ("бой без правил") стороны реально готовятся к войне, лишь имитируя процесс переговоров.

Посредники понимают, что для удержания ситуации под контролем необходимы изменения. Мадридские принципы "обновляются", принимается Майендорфская декларация, звучат настойчивые призывы о недопустимости применения силы и необходимости подписания договора о принципах урегулирования конфликта.

Однако почти ежедневно постулируя неприемлимость решения вопроса силой или угрозой силы, посредники тем не менее в качестве основного инструмента на переговорах используют азербайджанские угрозы силой. Именно высоким риском развязывания войны Азербайджаном объясняется "необходимость" уступок армян, которые фактически возвращают ситуацию в 1988 год. Но если угрозы сработают, почему бы их не продолжить и не реализовать, ведь возможностей будет уже больше! Ведь именно ситуация анклавности и уязвимости НКР воодушевила Азербайджан на войну.

Продолжая политику опосредованного устрашения, отказ от угрозы силой Азербайджаном преподносится посредниками как значительная его уступка! В обмен на эту придуманную виртуальную "уступку" Азербайджана, армянской стороне предлагается пойти на вполне реальные и катастрофические по последствиям шаги - согласиться на обещание отложенного референдума по статусу НКР (сколько неопределенности в одном предложении!!) и тем самым фактически отказаться от объявленной 20 лет назад независимости!

Без признания независимого статуса НКР и определения ее границ путем переговоров с Азербайджаном, НКР предлагается в одностороннем порядке сдать подконтрольные территории даже без обсуждения возвращения оккупированных территорий Мартакертского, Мартунинского и Шаумяновского районов НКР. Предлагается согласиться на возвращение азербайджанских беженцев в места бывшего проживания в Нагорном Карабахе без аналогичного возвращения армян, изгнанных из Шаумяновского, Мартакертского и и других районов того же Нагорного Карабаха. Предлагается вывести ВС НКР с линии фронта и заменить их миротворческим контингентом, поставив безопасность народа НКР в полную зависимость от политических настроений стран-посредников. И все это взамен на ОБЕЩАНИЯ Азербайджана отказаться от угроз и согласиться на проведение референдума на неуточненных условиях!

Посредники аксиоматично утверждают, что все это обязательно приведет к миру - будут миротворцы, будут международные гарантии! Гарантии чего? Что миротворцы смогут защитить народ НКР лучше, чем сами карабахцы? Или если Азербайджан, постоянно угрожающий войной, воспользуется значительным ослаблением НКР вследствие уступок и начнет войну, международное сообщество ее отмотает обратно и оживит убитых?

Если есть желание мирного урегулирования, то основой переговорного процесса должен стать принцип МИР В ОБМЕН НА МИР - принцип основанный на равноценных уступках, следствием которых станет создание мирной среды. Мирной среды, как главного условия возможности поиска мирного решения всех спорных вопросов на основе международного права. Не принцип "уступки из-за угроз, которые, возможно, приведут к миру", а "мир без угроз, при котором возможны продуктивный диалог и компромиссы".

Предлагаемый принцип не является ломкой нынешнего формата и созданием нового. Он является констатированием давно назревшей необходимости реализовать вначале самый основной принцип - отказ от применения силы и угрозы силой - без которого невозможны никакие компромиссы! И пока посредники будут игнорировать это самое важное условие - безальтернативность безоговорочного мира без угроз и снайперской войны - реальных подвижек в решении Карабахского конфликта не будет.

Геворк Саркисян, аналитик (Степанакерт).