Парламентарии от объединения "Центр согласия", поддержавшие поправки к Кодексу об административных правонарушениях, повышающие штрафы за неиспользование латышского языка при исполнении профессиональных обязанностей, лгут, когда утверждают, что голосовали 16 июня за закон в целом, а не за конкретные поправки, считает латвийский правозащитник, экс-депутат Сейма Латвии Владимир Бузаев. Об том, как это было, он рассказал корреспонденту ИА REGNUM.

16 июня Сейм Латвии единогласно поддержал в третьем чтении ряд норм, ужесточающих наказания за неиспользование латышского языка в частной сфере, на госпредприятиях и на госслужбе, предложенные фракцией "Все -Латвии!"-ТБ/ДННЛ. В частности, за неиспользование латышского языка работниками частных и государственных предприятий и сотрудниками госучреждений (учителя, полицейские и т.д.), при исполнении профессиональных обязанностей максимальный штраф увеличен с 50 до 200 латов (70 и 280 евро соответственно), то есть в четыре раза; в 25 раз поднят размер штрафов за нарушение норм использования государственного языка частными радио и телекомпаниями; впервые введены специальные штрафные санкции за уклонение от общения с инспекторами Центра государственного языка, для юридических лиц предельные штрафы за отсутствие маркировки или информации на латышском подняты в 10 раз - с диапазона 25-100 латов (35-140 евро) до 100-1000 латов (140-1400 евро).

Объединение в третьем чтении трех законопроектов, каждый из которых прошел второе чтение, с точки зрения процедуры давало возможность дебатировать по каждой из этих четырех поправок и, при желании, голосовать против них, пояснил Бузаев. Депутаты от "Центра согласия" этой возможностью не воспользовались. Более того, референтом (докладчиком) от Юридической комиссии Сейма по законопроекту выступал заместитель председателя фракции "Центр согласия" Валерий Агешин, который лишь указывал номера конкретных поправок, тогда как спикер Сейма Солвита Аболтиня ("Единство") констатировала, что возражения со стороны депутатов парламента отсутствуют.

"Во втором чтении, состоявшемся в апреле, "согласисты" дебатировали и голосовали против этих нововведений, хотя и не делали никаких публичных заявлений на эту тему. Из того, что они не воспользовались процедурными возможностями, которые представились им при слушании законопроекта в третьем чтении, можно сделать вывод, что за прошедшие два месяца "согласисты" коллективно изменили свое мнение на прямо противоположное", - резюмировал Бузаев.

Как сообщало ИА REGNUM, драконовские поправки поддержали 18 депутатов от "Центра согласия", включая преследуемого за незнание латышского языка в должной степени Валерия Кравцова. 10 депутатов-"согласистов" не участвовали в голосовании, 1 отсутствовал.

По словам представителей "Центра согласия", они в данном случае голосовали за законопроект в целом, а не за отдельные поправки, часть из которых не поддерживают. Так, Сергей Долгополов, который голосовал "за", пояснил радио Baltkom, что депутаты от "Центра согласия" голосовали за закон, но против конкретных норм по увеличению штрафов. "Мы голосовали против этих поправок, но мы голосовали за закон, потому что там были и другие нормы. За эту норму мы не голосовали, как за предложение, которое было внесено от имени комиссии. Мы голосовали за весь закон, так как там были другие, вполне разумные нормы", - сказал Долгополов. Он подчеркнул, что эта норма никогда работать не будет, как она не работала до сего времени. Он отметил, что в этом законе до нескольких десятков поправок, но против этой ЦС голосовал однозначно.

Партия "За права человека в единой Латвии" (ЗаПЧЕЛ) и ряд общественных организаций обратились к президенту Латвии Валдису Затлерсу с просьбой не провозглашать принятые парламентом поправки и отправить их на повторное рассмотрение в Сейм.