Сегодня вполне очевидно, что бунт на Ближнем Востоке и в Северной Африке не имеет ничего общего с реальными чаяниями населения арабских стран. Тунис погрузился в непредсказуемо длительный процесс конституционного строительства с отдаленными перспективами парламентских выборов и формирования народного правительства. В Египте после того, как "ушли" Мубарака, власть перешла к военным, которые, надо думать, и будут строить демократию по западным лекалам на земле фараонов. Что же - дипломатично пожелаем им успеха, тем более что Египет и Тунис со своими проблемами "тонут" в бурлящих водах арабского шторма...

Не иначе как лицемерием является молчание борцов за демократию перед фактами жесточайших репрессий против массовых демонстраций на Байхрене и в многомиллионных гетто шиитов и рабочих мигрантов в Саудовской Аравии. А до бедственного положения в Йемене, находящемся в полушаге от гуманитарной катастрофы, никому из правозащитников, ни тем более из НАТО нет дела. C трагедией же истерзанного войной Ирака, похоже, все уже смирились. Какой уж тут вывод иностранных войск с его территории, когда вокруг и так все пылает?

Через год после провала первого опыта использования сетевых технологий в Иране, их вновь применили в Египте и Тунисе, успешно мобилизовав для достижения далеко идущих амбиций огромные массы людей, в первую очередь сотен тысяч безработных молодых ребят. Однако "революция пожирает своих детей", и вот мы видим, как воспользовались страстью молодежи к переменам, ее бросили обратно на улицу как отработавшее одноразовое средство. Пока не сделано ни одного реального шага навстречу решению социально-экономических нужд населения. Более того, судя по набирающим силу тенденциям, настоящие проблемы там только начинаются.

Пережевав Тунис и обезглавив Египет, молодые и амбициозные революционеры, питающиеся с кормушек сотен пригретых их западными патронами неправительственных организаций, как по команде, кинулись на остающиеся последние оплоты независимости и стойкости в арабском мире - Ливию и Сирию. Джамахирия Каддафи уже третий месяц подряд противостоит всей военной машине НАТО и крышуемым ею коллаборационистам, значительную часть которых составляют боевики, прошедшие Афганистан, Ирак, Югославию. Что до Сирии, то ее битвы, судя по накалу эмоций, еще впереди и по своей ожесточенности, если только не вмешается Провидение, они могут спровоцировать тектонические сдвиги геополитических масштабов в южной части Евразии.

Для России - это очень тревожный сигнал. Потому что в Ливии борьба идет не только за ее нефть и газ, а в Сирии - не за выдавливание Ирана и его пресловутых "агентов". Размежевание разворачивается по идеологическому признаку, когда на ближневосточный оазис процветания и тысячелетнюю колыбель общечеловеческой нравственности и этноконфессионального мира напали те силы, которые в пожаре спровоцированного ими же финансового кризиса ищут возможности урвать кусок, да пожирнее. Ленин сказал бы проще - "грабят".

Присущие этим силам алчность и готовность идти до конца хорошо известны из истории Европы и мира. Их может остановить, пожалуй, нокаутирующий удар или по меньшей мере страх получить его между глаз. Поэтому после отражения агрессии Саакашвили в Абхазии и Южной Осетии прямой угрозы в наш адрес с этого угла в обозримой перспективе не просматривается. Куда опаснее те, с кем прожектёры младодемократий вначале на пространстве СНГ, а теперь на Ближнем Востоке сошлись по тактическим соображениям. Это - религиозные экстремисты, которые знакомы нам по своим преступлениям в Чечне, а также кровавым делам в Сербии и Ираке. Сейчас они, продолжая прикрываться знаменем Ислама, ринулись на единоверцев в Сирии и Ливии.

Те, кто пребывает в молчаливом сговоре с ними на Западе, ошибаются, полагая, что смогут загнать "джина" в бутылку. Подобно вирусной эпидемии он будет расширяться, очаровывая и втягивая в себя молодых добровольцев c "арабской улицы". Стратегическая задумка просматривается вполне четко - направить их энергию дальше на Персию, на покорение последнего бастиона Ближнего и Среднего Востока и вывод Ирана из игры как самостоятельного фактора в регионе. И с более чем высокой долей вероятности можно ожидать того, что, разбившись еще на подступах к этой крепости в Ливане и Сирии, вал религиозной нетерпимости неизбежно образует многочисленные водовороты и вихри человеческих судеб, которые подобно броуновскому движению бесконтрольно ринутся в разные стороны.

Часть продолжит разрушительно кружиться на месте. Но сила грядущего столкновения неизбежно выплеснет объективно накопившуюся излишнюю "пассионарность" на окружающее Ближний и Средний Восток пространство. России нужно быть как никогда прозорливой, подготовиться и сделать все, чтобы, если хотя бы не предотвратить, то избежать втягивания в катастрофический сценарий и постараться отодвинуть его разрушительные последствия как можно дальше от своих рубежей.