Уже в течение, как минимум, трех лет афганское правительство пытается включить представителей движения Талибан в мирный процесс путем ведения переговоров о завершении антиправительственного восстания. Осенью 2008-го и весной 2009-го годов появились сообщение о встрече между представителями афганского правительства, движения Талибан и Исламской партии (Хизб-и Ислами) при посредничестве короля Абдуллы в Саудовской Аравии. В конце 2010 года стороны, по данным новостных агенств, провели переговоры на Мальдивах. При этом совсем не ясно, получили ли представители талибов санкцию Муллы Омара и были ли среди них влиятельные лица. Одним из участников встречи "лидеров талибана" был, например, губернатор провинции Урузган Абдул Хаким Муниб.

Бывший министр иностранных дел движения Талибан Вакил Ахмад Мутавакил, имя которого регулярно появляется в связи с мирными переговорами, был исключен из движения в 2003 году и по заявлению талибов "не представляет их волю", следовательно, не может считаться их полноправным представителем. Не обходилось и без комичных ситуаций: несколько встреч британские и афганские представители провели с мнимым Муллой Ахтаром Мохаммедом Мансуром, оказавшимся в конце концов простым торговцем из Кветты, действовавшим, видимо, по поручению талибов с целью получения финансовой выгоды.

Тема переговоров вызывает самые различные отклики как среди исламистских групп, так и в мировом сообществе, которое, несомненно, заинтересовано в прекращении боевых действий в Афганистане. "Миролюбивый" настрой стран-членов НАТО и в первую очередь США, а также Великобритании после Лиссабона объясняется как военными (продолжительность боевых действий и радикализация все большего числа населения), так и геополитическими причинами (давний проект строительства трансафганского трубопровода ТАПИ). Вместе с тем, важно рассмотреть комплекс возникающих в связи с темой мирных переговоров вопросов в их взаимосвязи.

Антиправительственные войска - с кем воевать, с кем говорить?

Очевидным является тот факт, что "мочением в сортирах" антитеррористические войны не выигрываются. В любой ситуации антиповстанческие войска нуждаются в "предателях". Поэтому важно установить те группы повстанцев, которые при наличии определенных стимулов (деньги, власть и т.д.) будут готовы выйти из рядов вооруженной оппозиции. В Афганистане кандидатов в "предатели" пока, к сожалению, немного. До сих пор по подтвержденным данным консультационные встречи проводились с антиправительственными войсками Гульбуддина Хекматияра, который командует "лишь" третьей по численности группировкой. На переговорах с Талибами обе стороны, видимо, договорились о том, что на данный момент не договорятся. Поэтому ведущие акторы с правом "вето", как-то: движение Талибан под командованием Муллы Омара, группа Хаккани, Исламское движение Узбекистана (и Исламский союз джихада), а также боевики Аль-Каиды и кооперирующие с ней исламисты, - все эти вооруженные группы отказались от ведения переговоров с правительством Карзая. Кроме этого, талибы, несмотря на существующие разногласия, отказались в 2010 выслать из Афганистана боевиков Аль-Каиды, что привело к отказу от встреч со стороны Саудовской Аравии. Поэтому сообщения англоязычных СМИ о готовности талибов преследовать членов Аль-Каиды вызывают сомнения. В отношении Хизб-и Ислами важно учитывать многочисленные столкновения между боевиками "умеренного" Хекматияра и талибами, чтобы понять, почему Исламская партия готова разговаривать с правительством Хамида Карзая.

Вето-акторы за пределами Афганистана

Несмотря на все заверения об обратном, Пакистан до сих пор не изменил свою политику в отношении талибов и использует некоторые группы как инструмент влияния. Кроме этого, Пакистан, очевидно, не готов допустить мирные переговоры без своего участия. Так можно расценить, например, тот факт, что 15 февраля 2010 пакистанскими спецслужбами были арестованы сразу два высокопоставленных представителя движения Талибан - Мулла Абдулла Гани Барадар, второй номер после Муллы Омара, и Мулла Ага Яан Мутассим, - которые не отвергали (Барадар) или даже приветствовали (Мутассим) возможность диалога. Также были арестованы Маулави Абдул Кабир, командир восточного региона, и "теневые губернаторы" Мулла Абдул Салам и Мулла Мир Мохаммед и др. Очевидно, что "превентивный" удар по Кветте Шуре может быть расценен как демонстрация власти и претензия на то, чтобы участвовать в мирном диалоге.

Вместе с тем, нельзя исключить и предположение, что сами Талибы подкинули пакистанским спецслужбам информацию о готовых к переговорам представителях. То, что Мулла Омар, например, поддерживает связь с пакистанской разведкой ИСИ, подтверждает факт встречи в 2005 году между представителями пакистанского правительства, директората ИСИ и Муллой Омаром, Муллой Абдулой Бари, Муллой Мохаммедом Наби и Муллой Ахтаром Мохаммедом Османи в Кветте.

Переговоры и опровержения

Так или иначе, подтвержденная информация о так называемых мирных переговорах имеется только в двух случаях. Во-первых, талибы только в 2010 году дважды опровергли сам факт их наличия на интернет-странице "Голос джихада". Так, в марте 2010 года Мулла Омар лично развеял этот миф и обвинил западные спецслужбы в пропаганде с целью посеять раздор в сплоченных рядах талибов. Призвав афганцев продолжать борьбу, он указал на слабость коалиционных сил, которые при помощи переговорного "трюка" пытаются ослабить военное давление на них.

В январе на той же странице появилось другое опровержение от имени движения, в котором талибы потребовали полностью вывести войска из Афганистана, отпустить всех пленных из афганских, пакистанских и американских тюрем (Хамид Карзай, кстати, готов говорить с пленными командирами при поддержке генерала Петреуса) и удалить все имена из террористических списков ООН. Вместе с тем, данные требования не могли были быть поняты как условия для мирных переговоров, т.к. заявления исключало их возможность. От имени Муллы Омара в заявлении была озвучена цель движения: восстановление Исламского эмирата.

Во-вторых, достоверно известно, что пять представителей Хизб-и Ислами были отправлены в 2010 году Хекматияром в Кабул с целью представить состоящий из 15 пунктов план мирного развития Афганистана (см. приложение). Как и талибы, Хекматияр требует полного вывода войск и обещает, что после того, как солдаты НАТО покинут Афганистан, иностранные моджахеды не останутся в стране. До тех пор, однако, от них не будут требовать покинуть Афганистан. В кругах американского генералитета Хекматияра (равно как и Хаккани) считают прагматиком, готовым сотрудничать с афганским правительством несмотря на неоспоримые связи с Аль-Каидой. Генерал Майкл Флин, например, полагает, что Хекматияр и Сираджуддин Хаккани являются "абсолютно интегрируемыми". Ведущий эксперт из штаба генерала МкКристала Грэм Ламб утверждал: "При всех разговорах об исламистской идеологии - это страна соглашений".

Очевидно, однако, что нельзя игнорировать исламистскую идеологию, если Запад не хочет допустить возвращения средневекового террора талибов. Очевидно также, что оппортунист Хекматияр не будет в состоянии воплотить свое обещание в жизнь и "попросить" всех иностранных моджахедов. Результатом первой же попытки станут новые внутренние столкновения. Так как талибы выступят на стороне иностранных моджахедов, Афганистан вновь будет втянут в "братские войны". Проведший шесть лет в иранском изгнании Хекматияр знает, чем чревато такое противостояние.

Приложение: Текст "мирного плана" Хекматияра

1) Foreign troops must start withdrawal in July this year and complete the process in six months.

2) They should quit main cities and populated area and move to military bases.

3) Security issues must be completely handed over to Afghan army and the police. Foreign troops will have no rights to carry out military operations, house search and arrests on their own anywhere in Afghanistan.

4) The parliament and the incumbent government will continue to function unless new elections are held and new government is formed. But those people should not be part of the government who are controversial and accused of corruption, war crimes and who have secular ideas. And those people should not be in top military leadership who support a group against other.

5) A 7-member National Security Council will be formed with the consensus of all Afghan factions which will have the power to take final decisions on key issues. The Council's center will be in a province where security will be completely under Afghan forces and there will be no foreign troops there.

6) After the withdrawal of foreign troops, elections for the office of the President, National Assembly and provincial assemblies will be held simultaneously on proportional representation basis in March 2011.

7) Cabinet members and governors can only be allowed to take part in the elections who resign three months before the polls.

8) Every party will get representation in the first elected government in accordance with their seats in the parliament and they will secure trust vote from the parliament. And the largest group will not be bound to form coalition government.

9) That Group or Alliance will have the right to take part in coming election which will secure up to 10 per cent votes in the first election.

10) During this period there will be complete ceasefire among the warring factions, all political prisoners will be freed, all sides will make commitment that they will not fight against rival faction and they will not use illegal channels to grab power.

11) The first elected parliament will have the right to review the constitution and to take a final decision about the constitution.

12) No foreign country will have the right to establish their jails in Afghanistan. They will not arrest or put on trial any Afghan national and will not take any Afghan for trial outside of the country.

13) Those accused of war crimes, drug smuggling, corruption and plundering national wealth will be tried in Islamic courts. No side will defend them covertly or overtly.

14) Foreign fighters will not stay in Afghanistan after the withdrawal of foreign troops.

15) Any internal and external elements who are opposed to this agreement and insist on fighting, we all will jointly deal with the war mongers to save our homeland from their curse.

(Источник: Long War Journal)