Оценить деньгами человеческие жертвы "советской оккупации Латвии" невозможно, считает адмирал флотилии в отставке Андрей Межмалис, один из докладчиков международной конференции "Ущерб, нанесенный странам Балтии Советским Союзом", которая 17-18 июня проходит в Риге. Думать нужно не столько о материальной компенсации, сколько о том, чтобы Россия признала сам "факт оккупации", заявил он с трибуны. Об этом сообщает корреспондент ИА REGNUM.

В своем выступлении Межмалис (он говорил по-английски) изложил краткий курс официальной латвийской версии истории начала Второй мировой войны и вхождения Латвии в состав СССР. В конце 1930-х годов между нацистской Германией и СССР во всех сферах, в том числе, в военной сфере, возникли очень тесные партнерские отношения, сказал Межмалис. "Кульминацией этого партнерства явился пакт Риббентропа - Молотова, в результате которого миллионы человек погибли и еще миллионы пострадали. Это преступление против мира. Пакт между Германией и СССР положил начало Второй мировой войне. Неделю спустя Германия и СССР вместе (я подчеркиваю - вместе!) оккупировали Польшу", - заявил адмирал флотилии в отставке.

Сопровождая свой рассказ презентацией чисто пропагандистского характера, Межмалис обрушился с критикой на советскую пропаганду того времени, которая подавала занятие восточных территории Польши как акт помощи "братским славянским народам". Он напомнил о трагической судьбе плененных Красной армией польских офицеров и продолжил: "Следующими жертвами СССР стали Финляндия и страны Прибалтики". Вскоре после заключения осенью 1939 года договоров со странами Прибалтики Кремль начал подготовку к депортации местного населения, заявил Межмалис, но не привел в доказательство своего тезиса никаких данных. Отказ Латвии от борьбы с Советским Союзом адмирал объяснил просто: латыши не хотели кровопролития, как и другие балтийцы, и поэтому подчинились ультиматуму Москвы.

Советские танки вошли на территорию стран Прибалтики, и с этого началась их аннексия Советским Союзом, продолжил Межмалис пунктиром обозначать основные вехи официальной трактовки исторических событий 70-летней давности. Свой рассказ он сопровождал иллюстрациями: на старых фотографиях, впрочем без всякой видимой атрибуции, запечатлены участники демонстрации и собрание какого-то коллектива. "Посмотрите на эти лица! На них нет ни радости, ни улыбок. Латышский народ не хотел перемен", - прокомментировал предложенный аудитории видеоряд из двух фотографий докладчик.

Упомянув депортацию 14 июня 1941 года, когда из Латвии были вывезены на восток более 15 тысяч человек, и уничтожение половины офицерского состава латвийской армии, Межмалис заявил, что если бы не вторжение Германии, то высылке подверглись бы 200 тысяч человек, но наступление немецкой армии прервало депортации. В свою очередь стремительное отступление Красной армии, по его словам, сопровождалось "зверствами, которые творили бегущие красноармейцы". Продемонстрировав фотографии, взятые, по-видимому, из изданной по поручению министерства пропаганды нацистской Германии брошюры-альбома "Страшный год", Межмалис отметил, что "немецкие оккупанты были не лучше советских", и сообщил аудитории, что прибывшие вместе с германской армией айнзатцгруппы должны были уничтожить евреев, что тоже является преступлением. Формирование немцами в 1943 году так называемого Латышского легиона Ваффен СС (после того как провалилась попытка сформировать массовые воинские соединения из добровольцев, подчеркнул докладчик) Межмалис также охарактеризовал как военное преступление. По его подсчетам, на фронтах Второй мировой войны пали 80 тысяч латышей. "Их убили диктаторы", - сказал адмирал флотилии в отставке. Всего же, по его словам, в 1940-1945 годах Латвия потеряла 620 тысяч человек. Эту цифру иллюстрировал график, взятый Межмалисом из учебника "История Латвии в средней школе", изданного в 2000 году (авторы - Курлович и Томашун), что, как нельзя лучше, подчеркивало высокий профессиональный уровень его презентации.

Как писала газета "Вести сегодня", Андрей Модрис Межмалис родился в 1938 году в Риге. В раннем детстве был увезен в Германию, а оттуда в США, где окончил престижные военно-морские заведения - академию в Аннаполисе и университет в Монтеррее. В составе морской пехоты воевал во Вьетнаме. В Латвию вернулся в 2001 году и тут же стал советником тогдашнего министра обороны, а ныне главы МИД Латвии Гирта Валдиса Кристовскиса ("Единство"). На родине ему присвоили звание адмирала флотилии, дали должность начальника учебного командования, которую Межмалис занимал до 2006 года. Баллотировался в IX Сейм по списку TБ/ДННЛ, но не был избран. В 2009 году работал советником у министр обороны, тоже репатрианта Иманта Лиегиса. Усердно занимается фальсификацией истории. Является автором изданной недавно 72-страничной брошюры "Латышский легион. Информация. Факты. Истина". В ней он утверждает, что "латышский народ никогда не был опорой царистской России", а латышские стрелки в Первую мировую войну "стали защитниками прав человека". Затем, в 1918-1920 годах, последовала "первая оккупация советской Россией Латвии", а спустя 20 лет, осуществили вторую оккупацию. По его словам, русские, которые к 1940 году уже вышли к Висле (!), осуществляли неслыханные репрессии - к примеру, расстреливали за ношение брошки-сакты. В свою очередь немцам "было нужно пространство, но не люди, которые там жили". "Конечно, все симпатии латышского народа были на стороне западных союзников и во Вторую мировую войну", - утверждает Межмалис. При этом "Западные союзники быстро расшифровали разницу между Латышским легионом и настоящими немецкими подразделениями СС", уверяет адмирал флотилии в отставке. По его мнению, слово "добровольцы" к легионерам никак не применимо: "Ни одно подразделение Латышского легиона не принимало участия в каких-либо не солдатских или сомнительных акциях в тылу или на фронте", легионеры не посрамили себя "ни перед своим народом, ни перед человечеством, но понесли за них тяжелые жертвы", их принципом была "борьба против несправедливости и бесчеловечности".