Политика: "Гагаузия до тех пор будет посмешищем, пока местная элита не откажется от потешной борьбы между собой и мелкой торговли за места в мягких креслах". Выборы: "Башкан практически потерял возможность влиять на процессы в мэрии и городском совете Чадыр-Лунги". Комрат-Кишинев: "Это ли не дискриминация?" Религия: "Гагаузия бросила свой Крест на помойку и пошла за люциферовой звездой, которая и привела ее в болото".

Политика: "Гагаузия до тех пор будет посмешищем, пока местная элита не откажется от потешной борьбы между собой и мелкой торговли за места в мягких креслах"

Председатель Народного собрания АТО Гагауз Ери Анна Харламенко считает, что в течение последних месяцев накопилось достаточно оснований для объявления высшим законодательным органом автономии начала процедуры импичмента главе Гагаузии Михаилу Формузалу, пишет "НИКА-пресс". Среди них Харламенко назвала постоянные попытки башкана вмешиваться в работы НСГ, а также его упорство в отстранении от должности председателя Вулканештского района Чернева. По ее словам, в НСГ есть необходимое число депутатов - сторонников цивилизованных взаимоотношений между ветвями власти, которые в любой момент могут выступить с подобной инициативой. В своем заявлении, распространенном на минувшей неделе, Харламенко призывает "депутатов НСГ, демократическую общественность Гагаузии, страны, а также представителей международных организаций, аккредитованных в РМ, дать соответствующую морально-этическую и правовую оценку действиям главы Гагаузии". В документе спикер приводит следующую цитату из Уложения (Основного закона) АТО, относящуюся, по ее убеждению, к действиям башкана: "Никакая часть народа, никакая организация или отдельная личность не имеет право присваивать власть в Гагаузии. Незаконное присвоение властных полномочий является тягчайшим преступлением против народа Гагаузии".

На вопрос агентства "НИКА-пресс", почему депутатская группа до сих пор не начала процедуру импичмента, Харламенко заметила, что еще сохраняется надежда на налаживание отношений между высшими законодательным и исполнительным органами власти мирным путем, и что не хотелось бы делать из автономии посмешище, обостряя здесь и без того непростую общественно-политическую обстановку. Она высказала мнение, что, в частности, резкое и для многих в автономии неожиданное неприятие Формузалом своего недавнего соратника по деятельности в общественном движении "Единая Гагаузия" Чернева объясняется их исключительно личными взаимоотношениями. Между тем, наблюдатели агентства отмечают, что конфликт двух чиновников совпал с обнаруженной в Вулканештском районе работой активистов Демократической партии по созданию здесь своих местных формирований, в том числе и за счет структур "Единой Гагаузии", в которой был замечен и Чернев.

Сказав "не хотелось бы делать из Гагаузии посмешище", т.е. выразив озабоченность имиджем автономии, Харламенко в точности повторила слова Формузала, пишет "НИКА-пресс". Именно так он, будучи еще мэром Чадыр-Лунги, охарактеризовал обстановку в АТО, когда здесь в конце 2001 года начался внутренний конфликт, спровоцированный, правда, республиканскими властями и начавшийся с поисков виновных в растрате средств и материалов, которые предназначались для строительства общественного сортира.

А совсем еще недавно они были вместе, все те, кто сегодня относит себя к двум противостоящим друг другу силам, кто не без гордости назывался народным патриотом, продолжает "НИКА-пресс". Тогда они все вместе - и сторонники Формузала, и сторонники Дудогло (Харламенко) пережили позор "коммунистического переворота" в 2002 году, с трудностями создали общественное движение "Единая Гагаузия" (оппозиционную организацию, когда у власти воронинцы, создавать было крайне сложно, а также опасно), победили на башканских выборах 2006 года, выбив с первого тура ставленника ПКРМ Табунщика, и выиграв выборы в Народное собрание в 2008 году. Все вместе это означало - Гагаузия умнеет, трезвеет, консолидируется и освобождается от въевшегося в нее красного цвета. Им всем нравилось подводить итог борьбы за "гагаузскую идею" задорной фразой: автономия теперь не "красный пояс" и никогда им не станет.

После победы Формузала на башканских выборах 2006 года Исполком принял к исполнению "Основные направления социально-экономической политики АТО Гагауз Ери на 2007-2010 годы", пишет "НИКА-пресс". Документ, одобренный Народным Собранием автономии и активной частью местной общественности, называющей себя, напомним, народными патриотами, отражал и такие цели новых властей края: "Усилия будут направлены на разработку и подписание договора о разграничении полномочий между центральными органами власти и органами государственной власти АТО Гагауз Ери. Он станет основой для принятия соответствующего закона РМ, создаст и закрепит гарантии на изменения или отмены статуса. Это позволит сбалансировать взаимоотношения с центром на длительный период и снизит зависимость Гагаузии от часто меняющихся ориентиров и политических симпатий партий, а также отработать механизм участия Гагаузии в процессе принятия и реализации решений в области внешнеполитического курса страны. Важным элементом гарантий становится конституционное закрепление права Гагаузии на самоопределение в случае потери Молдавией своего суверенитета. Это позволит обеспечить спокойствие в регионе и исключит любые возможности для спекуляций на тему возможного объединения с Румынией". В приведенной цитате сконцентрированы основные идеи тех, кто в начале 90-х годов создавал непризнанную Гагаузскую республику, кто вел переговоры с Кишиневом о создании гагаузской автономии в составе РМ, кто в начале нулевых годов пытался поднять вопросы об осознанных действиях центра по снижению этого статуса, и получил в ответ "коммунистический переворот"...

Единство "народных патриотов" сохранялось вплоть до прошлогодней весны, продолжает "НИКА-пресс". Еще в апреле 2010 года никто в Комрате и подумать не мог, что осознанное и с виду нерушимое, оно через несколько месяцев развалится, а на его месте начнет закипать лютая вражда. Гагаузия сегодня - это точная копия всей Молдавии: патриоты-коммунисты и не меньшие патриоты либеральные демократы норовят так столкнуться лбами за Родину, что от нее может ничего не остаться. 9 апреля 2010 года Формузал в обращении к жителям Гагаузии скажет: "Мы в очередной раз даем четкий и ясный сигнал политической элите нашей страны. Мы граждане Молдавии и будем ее добросовестными и законопослушными гражданами столько, сколько будет существовать нейтральная, демократическая и суверенная Молдавия. Но ни у кого в мире не должно быть сомнений, что политики, рассматривающие Молдавию как неудачный проект, не могут пытаться реализовывать свои планы без учета национальных интересов народа Гагаузии. В противном случае мы сами определим свое место в будущей истории среди других народов Земли...".

Через пять дней в Комрате состоялось первое заседание в рамках депутатских слушаний на тему "Конституция Республики Молдова: предложения Гагаузии по внесению изменений и дополнений в Основной закон страны; Уложение Гагаузии: целесообразность изменений на современном этапе", пишет "НИКА-пресс". На заседании был представлен весь цвет народно-патриотических сил АТО: спикер Харламенко, первый зам. башкана Яниогло, депутаты Народного Собрания, члены Исполкома, бывшие президент непризнанной ГР Топал и председатель гагаузского Верховного Совета Кендигелян. Они одобрили предложения специальной комиссии НСГ по внесению изменений и дополнений в конституцию РМ. В частности, Ст. 111 дополнить следующим пунктом: "В случае изменения статуса РМ как независимого государства народ Гагаузии имеет право на внешнее самоопределение". Далее планировалось: к началу лета направить официально оформленные результаты слушаний в соответствующие европейские структуры и перенести обсуждение гагаузских инициатив на площадку молдавского парламента. Однако к намеченному сроку единая, было, команда раскололась на две части, 19 августа 2010 года двадцатилетний юбилей непризнанной ГР они отмечали раздельно. Вернее сказать, торжествовала вместе со своими сторонниками лишь "команда Формузала". Отдельные активисты гагаузского движения 90-х годов, оказавшиеся в "группе Дудогло", отказались принимать из рук действующего башкана юбилейные медали. Они же обвинили Формузала, что список награждаемых он составлял лично и с учетом их отношения к его команде. Противостояние двух групп усилилось к осени прошлого года и дошло до высшей точки во время осенне-зимней кампании по выборам главы АТО. Поначалу казалось, что автономия расколота на две примерно равные общественно-политические группы по республиканскому образцу. С некоторыми поправками на гагаузский менталитет, "команду Формузала" можно было отнести к либерально-демократической коалиции, пришедшей к власти в РМ. Дудогло до сих пор подозревают, что уже в середине лета прошлого года он принял сторону оказавшейся в оппозиции ПКРМ. Сейчас же, после многих месяцев малосодержательной и отчасти унижающей обе стороны борьбы, можно сделать иной вывод: никто, согласно какому-то скрытому и специально разработанному плану народных патриотов Гагаузии не раскалывал и не растаскивал по партийным кишиневским офисам. Они сами с удовольствием раскололись, а из Кишинева и тем, и другим лишь одобрительно кивнули. Случилось примерно то, что происходило здесь в период "коммунистического переворота" в 2002 году: в "красном" Кишиневе без труда вычислили обиженных судьбой гагаузских бездарей, желающий лучшей доли во властных структурах АТО и подтолкнули - вперед. А они-то и создали обстановку, позволившую воронинцам даже такие выходки, как налет на здание Исполкома. Все было как в кино (пэкээрэмовские выдумщики до сих пор любят киношные эффекты - достаточно посмотреть на их марши по молдавским улицам): маски, автоматы, машины с липовыми номерами, выволакиваемый из кабинета полуживой комратский чиновник.

Спикер Харламенко в своем заявлении просит в том числе и демократическую общественность страны "дать соответствующую морально-этическую и правовую оценку действиям Формузала", продолжает "НИКА-пресс". Ее же сторонники признают: и официальному Кишиневу, и дипломатическому корпусу, представленному в РМ, и тем более демократической общественности Молдавии на происходящие события в автономии по большому счету наплевать. И Гагаузия до тех пор будет посмешищем, пока местная элита не откажется от потешной борьбы между собой и мелкой торговли за места в мягких креслах, от которых до "тягчайшего преступления против гагаузского народа" рукой подать, подводит итог агентство.

Выборы: "Башкан практически потерял возможность влиять на процессы в мэрии и городском совете Чадыр-Лунги"

Судя по тому, что за кресло мэра Чадыр-Лунги во втором туре будут биться представители крайне оппозиционных и настроенных против нынешней власти партий, уже сегодня можно предположить, что следующие четыре года жителям Чадыр-Лунги не придется ждать спокойной жизни, пишет "Гагауз-инфо". Так уже было много лет назад, когда в эпоху сплошного коммунизма народ "взбунтовался" и решительно избрал мэром крайне оппозиционно настроенного Михаила Формузала. Все хорошо помнят противостояние между коммунистической администрацией и некоммунистическим мэром, и то, как это сказывалось на решении тех или иных городских проблем.

С тех пор, как Формузал стал башканом, власть в городе сосредоточилась в основном в руках членов его команды - мэра и большинства городских советников, которые играли (или, во всяком случае, делали вид, что играют) по определенным правилам, продолжает "Гагауз-инфо". На руку было и то, что председателем районной администрации также являлся человек из команды, соответственно, Чадыр-Лунга была всегда под пристальным присмотром всевидящего ока и под непосредственным контролем оного же.

В выборах от 5 июня башкан Формузал открыто не поддержал ни одного из кандидатов на пост мэра, сделав, видимо, ставку на городских советников, пишет "Гагауз-инфо". Поскольку мэр сам по себе не является законодателем, а лишь исполнителем, куда важнее было бы иметь большинство "своих" советников в городском Совете, чтобы иметь возможность влиять на принятие тех или иных решений в процессе голосования. Сегодня, анализируя список советников, прошедших по спискам, а также в качестве независимых, можно смело утверждать, что башкан практически потерял возможность хоть как-то влиять на внутренние процессы, которые будут происходить в мэрии и городском Совете в последующие четыре года. Во-первых, оба кандидата в мэры - Олег Кайкы (ПКРМ) и Георгий Орманжи ("Patria-Родина") - независимо от того, кто из них станет мэром, априори будут действовать по тому же принципу, по какому действовал сам Формузал, будучи мэром: то есть от противного. Даже если предположить, что здравый смысл возьмет верх над амбициями и личной неприязнью кандидатов к башкану и наоборот, едва ли в дальнейшем можно ожидать мирного и доверительного сотрудничества. (Это будет сильно напоминать "дружбу" башкана с мэром Комрата Николаем Дудогло, который остался при своем месте и на этих выборах).

Во-вторых, едва ли можно будет рассчитывать также на "свои" голоса при принятии принципиальных решений на заседаниях городского Совета, продолжает "Гагауз-инфо". Состав его уже известен, и порадоваться представителям правящей власти, увы, нечему. Оппозиция тут также взяла максимальное число мандатов: ПКРМ - 10, "Patria-Родина" - 4, ДПМ - 1, ЛДПМ - 1, Блок "Третья сила" - 1, независимые кандидаты - 4 мандата. "Наш дом Молдова" - дружественное башкану объединение, состоящее в основном из самых преданных и верных ему сторонников - получило всего 2 мандата. То есть из 19 кандидатов, выдвигавшихся в городской Совет, лишь двое получили достаточное количество голосов избирателей. Такого громкого провала не ожидал никто...

Если предположить, что первые две партии объединят свои голоса в Совете (а они таки объединят, без сомнений), а все остальные, предположим, займут позицию действующей власти (что далеко не факт), то при самом лучшем раскладе все равно получается неприглядная картина: 14 голосов против 9, пишет "Гагауз-инфо". Также нельзя исключать, что как минимум двое из независимых советников в перспективе тоже могут перейти в оппозицию (потому что все прекрасно знают, что такое независимый советник и как долго он остается абсолютно независимым). И тогда уже расстановка сил будет выглядеть так: 16 против 7. Удручающая картина для башкана и для Чадыр-Лунги в целом. Никогда за все эти годы городской Совет настолько не выходил из-под его контроля, как это может произойти сейчас. Как говорится, шоу только начинается, подводит итог издание.

Комрат-Кишинев: "Это ли не дискриминация?"

14 июня в Комрате прошел круглый стол по вопросам соответствия законодательства Гагаузии республиканским и международным требованиям в области избирательного права, пишет "Единая Гагаузия". Организаторами выступили руководитель неправительственной организации ADEPT Игорь Боцан, автор первого Кодекса о выборах РМ Корнелиу Гурин и представительство ОБСЕ в Кишиневе. Эксперты представили проведенное ими исследование гагаузского выборного законодательства с момента создания Гагаузской автономии и до сих пор, анализ несоответствий, противоречий и рекомендации для разрешения существующих проблем в этой сфере. Единодушно многочисленные участники и приглашенные гости круглого стола поблагодарили авторов работы за колоссальный проведенный труд. В частности Глава Гагаузии Михаил Формузал отметил, что порядка 80% изложенных рекомендаций уже можно внедрять в местное законодательство.

Однако он также обратил внимание участников мероприятия на другие, так же важные вопросы, продолжает "Единая Гагаузия". Особое внимание башкан уделил явному невниманию европейских структур к поднимаемым гагаузским народом проблемам. "На протяжении шести последних лет мы стараемся превратить Гагаузскую автономию в модельный пример развития небольшого региона. Однако наши стремления так и не встретили поддержки и понимания на этом пути, как за рубежом, так и внутри страны!" - поделился Михаил Формузал. При этом он добавил, что все больше становится евроскептиком: "У меня складывается впечатление, что миссию ОБСЕ в Молдавии больше интересуют проблемы пары десятков представителей сексуальных меньшинств, чем целого гагаузского народа!" Присутствовавший на круглом столе советник миссии ОБСЕ по политическим вопросам Юхан Кахк не ответил на упреки главы Гагаузии.

Гармонизация законодательств Гагаузии и Республики Молдова вот уже пятнадцать лет остается одним из острейших аспектов неровных взаимоотношений обеих сторон, пишет Gagauzlar. Центральные власти обвиняют гагаузов в несоответствиях в местных нормативных актах. Гагаузы, в свою очередь, напоминают молдаванам о Законе об особом правовом статусе Гагаузской автономии (Гагауз Ери), и требуют приведения республиканской законодательной базы в соответствие с этим законом. На протяжении длительного времени ни одна из обвиняющих сторон не предпринимала значимых усилий для разрешения этого вопроса, тем более, что были и другие, не менее важные проблемы во взаимоотношениях центра и Комрата.

Определенные сложности до сих пор представляет и отношение республиканских властей к представителям гагаузского народа, продолжает Gagauzlar. Так, при поступлении в республиканские вузы, выпускники гагаузских школ и лицеев часто должны сдавать вступительные экзамены на государственном языке, который они заведомо знают хуже самих носителей языка - представителей "титульной" нации. Никаких квот или привилегий для выпускников Гагауз Ери нет, не было и не предвидится.

Аналогично и в системе юриспруденции, коль мы уж заговорили о законах, пишет Gagauzlar. Чтобы получить лицензию на адвокатскую работу, юрист должен априори говорить на государственном как на своем родном, а то и лучше. Но разве кто-то сможет показать гагауза, обладающего такими познаниями румынского языка (за исключением наших бабушек, переживших оккупацию Бессарабии в начале XX века)? Точно так же нет ни одного гагауза на должности в государственных органах: ни одного министра или замминистра, ни одного начальника госдепартамента.

По-прежнему часть своего бюджета Гагаузия получает в виде республиканских трансфертов, по прежнему недостаточных для нормального развития, продолжает Gagauzlar. Башкан Гагаузии Михаил Формузал прямо обвинил центр в создании таких условий, при которых наши экономические агенты не могут выдержать конкуренции с республиканскими, а население вынужденно покидать регион. Получая кредиты, равномерно распределяющиеся в виде долгов на все население страны, центр не дает гагаузам участвовать в распределении самих сумм кредитов и грантов. Это ли не дискриминация?

Сейчас можно наблюдать довольно смелые попытки отдельных экспертов в устранении несоответствий в местном и республиканском законодательстве, пишет Gagauzlar. Правда, пока только в отдельных направлениях. Круглый стол, организованный НПО ADEPT в Комрате 14 июня, стал символичным "первым шагом" в электоральном направлении. Игорь Боцан, руководитель НПО, и Корнелиу Гурин, автор республиканского Кодекса о выборах, опубликовали исследование о несоответствиях в законах Гагауз Ери и национальных, а также международных нормах. Финансирование проведенной работы осуществляла миссия ОБСЕ в Молдавии. Целями исследования были анализ имеющегося выборного законодательства, стандартизация и выработка рекомендаций властям региона. Кроме этого был поднят ряд вопросов, ранее неоднократно освещавшихся гагаузскими политическими деятелями. Игорь Боцан заметил, что не видит причин, по которым существование региональных партий могло бы угрожать целостности или другим устоям Республики Молдова.

Важный вопрос - подготовка списков избирателей к выборам, продолжает Gagauzlar. Гораздо эффективнее было бы иметь в стране один ежегодно обновляемый список. Однако, когда власти Гагаузии некоторое время назад получили в ответ на свой запрос из Министерства информационных технологий РМ список избирателей на территории автономии, в него оказались включены в значительном количестве люди, уже несколько лет как сменившие гражданство, покинувшие страну или вообще умершие. "В Гагаузии сейчас внедряется новая выборная технология, - заметил один из участников встречи. - Так один ушлый мэр перед местными выборами прописал в своем населенном пункте несколько тысяч жителей из соседних населенных пунктов. Само собой разумеется, что на выборах эти "мертвые души" проголосовали за автора этой технологии. А победив, он начал переписывать этих людей в те села, где его сторонники нуждаются в дополнительной поддержке". Наверное, стоит отметить ещё один случай, в связи с которым вновь был упомянут этот "некий ушлый мэр". "Другой пример: ещё до выборов сторонники этого мэра имели при себе списки избирателей. В день выборов они даже не спрашивали у своих представителей - проголосовал ли тот или ной избиратель. Настолько набрались опыта, что определяют избирателей по номерам "643-й", "644-й" и так далее. И едут за ними по домам, силком забирают и везут на выборы голосовать за своего родственника - ушлого мэра..." - продолжил тот же участник встречи.

Перечень найденных несоответствий (причем не только с республиканским законодательством, но и часто с реальной ситуацией) опубликован в исследовании на семидесяти страницах, пишет Gagauzlar. Мы приведем лишь некоторые, показавшиеся наиболее показательными. В Законе о выборах главы Гагаузии до сих пор прописана норма голосования шариковой ручкой, в то время как на последних выборах, получается, что даже против закона, применялась общереспубликанская печать "Votat". В том же нормативном акте требование к кандидату постоянного проживания на территории автономии не уточняется минимальным сроком оного, а владение гагаузским языком не предполагает доказывание этого факта при помощи экзаменов или документов. Что касается закона о выборах в Народное Собрание Гагаузии, то здесь возрастной ценз кандидата в депутаты установлен не ниже 21 года, тогда как общереспубликанская норма составляет 18 лет. Аналогично и с цензом оседлости: в нормативном акте говорится об обязательном постоянном проживании на территории округа не менее трех лет, тогда как гагаузский органический закон Уложение Гагауз Ери гласит, что депутатом НСГ может быть избран гражданин, который на момент проведения выборов проживает на территории соответствующего избирательного округа, а минимальный срок не указан.

В качестве негативного момента был отмечен экспертами тот факт, что ЦИК Гагаузии формируется не на постоянной основе, а только на время выборов, продолжает Gagauzlar. По их мнению, это отрицательно сказывается на подготовке, организации и планировании выборов. Точно так же не указаны критерии, процедуры и веские причины, по которым член ЦИК может быть отозван представляемой стороной. По мнению участников мероприятия, вопрос финансирования проведения выборов также остается достаточно болезненным. В 2008 году ЦИК Республики Молдова отказал в финансировании выборов депутатов в Народное Собрание в Гагаузии. В связи с опасностью срыва выборов в экстренных условиях были выделены средства из резервного фонда автономии. В связи с этим авторы исследования предложили властям подготовить четкий и эффективный механизм финансирования выборов. Михаил Формузал и Анна Харламенко вместе с другими участниками работы круглого стола выразили уверенность в необходимости формирования единого нормативного документа на уровне Гагаузской автономии, объединяющего в себе все законы о проведении региональных выборов с учетом специфики региона, а также устраняющего имеющиеся несоответствия. "Уже порядка 80% предложенных экспертами рекомендаций, на мой взгляд, можно смело у нас внедрять", - предложил глава Гагаузии. Предполагаемый Кодекс о выборах в Гагаузии должен стать "Библией" гагаузских выборов, которой пока нет.

Иван Бургуджи, также присутствовавший на мероприятии, в свою очередь обратился к авторам работы и представителю миссии ОБСЕ с предложением провести аналогичную работу по приведению республиканского законодательства в соответствие с Законом об особом правовом статусе Гагаузии, пишет Gagauzlar. Советник миссии ОБСЕ по политическим вопросам Юхан Кахк уклончиво предложил сначала подготовить проект предлагаемой работы, а уже потом предложить его на рассмотрение организации. Следует отметить, что проделанная Игорем Боцаном и Корнелием Гуриным работа может иметь серьезные последствия для системы законодательства Гагаузии. Факт выявления несоответствий, их систематичное распределение и анализ сам по себе служит свидетельством намерения изменить существующую ситуацию. Однако возразят (и совершенно справедливо) и те, кто полагает, что одного намерения мало. Реализация озвученных решений, довольно важных, кстати, изменений в существующее законодательство, формирование собственного Кодекса о выборах и т.д. - может стать серьезным шагом властей региона. Особенно это важно сейчас, когда республиканское законодательство также "не блещет" порядком и соответствием. Как признавал сам Корнелиу Гурин, благодаря имеющимся в республиканских законах разночтениям и несоответствиям рядовой гражданин вполне себе может проголосовать на выборах в парламент 4 раза в день по четырем различным документам. Но может ли служить оправданием и утешением гагаузским законодателям несовершенство национальных нормативных актов? - задается вопросом издание.

Религия: "Гагаузия бросила свой Крест на помойку и пошла за люциферовой звездой, которая и привела ее в болото"

Руководитель Общественной организации православных христиан Буджака Василий Нейковчен оценил обоюдно выраженное мнение высшими руководителями исполнительной и законодательной властей автономии о решении возникающих проблем с функционированием на территории Гагаузии различных структур Исламской лиги посредством локальных референдумов как единственно верное и в будущем максимально эффективное. Как он сообщил агентству "НИКА-пресс", во время неформальной встречи высших чиновников АТО и гагаузских священнослужителей были высказаны пожелания, с одной стороны, с уважением относиться к Закону РМ о легализации ИЛ и ко всем сопутствующим ему событиям, с другой стороны - сохранять православные традиции и ценности, по-прежнему являющиеся для набожных в большинстве своем гагаузов основой их духовной жизни.

Собеседник "НИКА-пресс", впрочем, заметил, что "исламский фактор", который является темой особого звучания и свойства, и который невольно затрагивает естественные культурные и социально-экономические аспекты гагаузско-турецких отношений, дает также повод задуматься о повышении в АТО авторитета православной церкви. Нейковчен напомнил о длительных и недостойных скандалах в целом ряде гагаузских приходов, фактах, дающих основания подозревать отдельных священников в намеренной партийно-агитационной деятельности. А упорные слухи, хоть и неподтвержденные, но все-таки незатихающие, о том, что на передачу некоторых приходов от одного настоятеля другому существует твердая цена в несколько тысяч евро, он назвал мерзостью запустения. Нейковчен также отметил, что непотребство в виде сближения гагаузских недобросовестных священнослужителей с партийными кишиневскими деятелями стало особенно ярко проявляться, когда в приходах зазвучали проповеди в пользу ПКРМ и агитационные призывы за коммунистов, а в одном из храмов лидера этой партии и президента РМ Воронина встретили гимном "Боже царя храни".

Отповедь высшего духовенства Молдавии и отдельных священнослужителей в ответ на Закон о регистрации в РМ Исламской лиги, а также публичные протесты православных христиан, возглавляемых гражданами в рясах, вызвали в обществе неоднозначную реакцию, пишет "НИКА-пресс". Среди мнений о протестах по поводу указанного решения властей было и такое: молдавская церковь, объединяющая 95 процентов населения страны, опасается "исламизации Молдавии", но ей следует озаботиться падением своего авторитета и предпринять для этого практические шаги, а не выходить с агрессивными протестами на улицы и не смущать сомнительными речами искренне верующих православных христиан.

А в самом деле, если однажды православный, которому станет гадко слышать церковную агитацию за молдавские партии, завернет в мечеть и там найдет успокоение души и ответы на трудные вопросы, то кто будет в этом виноват: государство, узаконившее деятельность Исламской лиги, или он сам, заблудший и "заведенный бесом не по той дороге и не туда"? Вот то-то! - продолжает "НИКА-пресс". Сюда следует отнести и другую историю, характеризующую, прямо скажем, нездоровые отношения власти и молдавской церкви. Накануне парламентских выборов 2005 года президент РМ Воронин провел встречу с высшим духовенством страны. Об этом нерядовом в жизни "государства и религии" случае информация просочилась в народ, благодаря диктофонной записи их беседы. Кто сделал запись и кто вынес ее "со двора" - то ли чиновник в кармане светского пиджака, то ли священник под рясой - до сих пор неизвестно. А говорили стороны вот о чем. Воронин, согласно записи, предлагал святым отцам поработать с паствой накануне избирательной кампании в пользу ПКРМ; они в ответ просили подумать после "удачной избирательной кампании" над введением в школы преподавания Закона Божьего. Стороны торговались. Ну, ладно Воронин - он не в курсе. Но священники, для которых эти их страсти и жажды описаны в Новом завете, они-то...? "И вошел Иисус в храм Божий и выгнал всех продающих и покупающих в храме, и опрокинул столы меняльщиков..., и говорил им: написано - дом Мой домом молитвы наречется; а вы сделали его вертепом разбойников. И приступили к Нему в храме слепые и хромые, и Он исцелил их".

Теперь другие цитаты из более приземленной жизни гагаузских приходов и их настоятелей, но практически они о том же - о доме молитвы, превращенном в вертеп, пишет "НИКА-пресс". Пишет в начале лета 2009 года спикер НС АТО Гагауз Ери Харламенко председателю парламента РМ Воронину и митрополиту Кишиневскому и всея Молдавии Владимиру (стиль документа сохранен). "В связи с многочисленными обращениями прихожан мун. Комрат и г.Чадыр-Лунги прошу Вас своей властью содействовать стабилизации ситуации в православных приходах творимым из-за неправомерных действия епископа Кагульского и Комратского Анатолием и его окружения. С ноября 2008 года не утихают страсти в кафедральном Соборе Иоанны Предтечи столицы Гагаузии - Комрате, связанных с упорным желанием сместить с должности настоятеля Собора архимандрита Илиана без видимых причин и лишь по прихоти архиерея Кагулско-Комратской епархии. По настоящее время конфликт в Комрате не исчерпан, однако в мае возникли еще два очага в Чадыр-Лунге, связанных с отстранением от должностей настоятеля монастыря свят. Дмитрия Солунского протоиерея Дмитрия и настоятеля Храма Казанской Божьей Матери протоиерея Сергия. Нам не понятно то упорство, с которым епископ Анатолий пытается расправиться с лучшими священниками автономии, а лучшие православные храмы пытаются прибрать к рукам епископ и его окружение, насадив своих ставленников по родственной линии. Изгоняются священники, отдавшие свое здоровье и многие годы во имя становления в крае православия".

Еще цитата - из "Буджакской земли" (Листок по историческим и современным проблемам Буджака, декабрь 2008 года). "Наконец-то события в комратском соборе заставили общественность заинтересоваться судьбой национальной Церкви. Стали думать: что делать и куда бежать от произвола церковных властей. А ситуация между тем патовая! С какой бы стороны ни зайти - везде тупик, ибо события в Комрате отражают всю печальную церковную ситуацию в регионе, как, впрочем, в Молдавской митрополии в целом... Мы залезли в такие дебри, что просвета не видать. Гагаузия в угоду мiру бросила свой Крест на помойку и пошла за люциферовой звездой, которая и привела ее в болото. Вот теперь сидим в болоте и думаем: что делать?". Ситуация в гагаузских приходах с тех пор едва ли изменилась в лучшую сторону. Зато священники, вооружившись страхами южной паствы, грозят акциями протеста против "ползучей исламизации Молдавии", подводит итог агентство.