Парламентарии Эстонии: Насильственный переход русских гимназий на эстонский язык противоречит Конституции

Таллин, 16 июня 2011, 17:11 — REGNUM  Сегодня, 16 июня, депутаты парламента Эстонии, входящие в парламентское объединение в поддержку нацменьшинств, направили правительству страны и министерству образования и науки письмо, в котором обратили внимание членов кабинета на проблемы, сопровождающие перевод русской гимназии на эстонский язык обучения. Об этом ИА REGNUM сообщили представители парламентского объединения, отметив, что в письме приводятся аргументы, при помощи которых авторы обращения призывают правительство рассматривать ходатайства гимназий о сохранении русского языка обучения таким образом, чтобы дать возможность на практике реализовать оговоренное в законе право выбора языка обучения.

В письме депутаты парламента Эстонии выразили уверенность, что государство должно обеспечить неэстонским школьникам такой уровень владения эстонским языком, который позволил бы им без помех учиться в эстонских вузах и преуспевать на рынке труда. Однако это должно быть сделано без ущерба для общих знаний.

Приводим аргументы объединения полностью:

"1. Делегировав правительству республики право давать разрешение на преподавание на ином языке согласно п. 3 ст.21 Закона "Об основной школе и гимназии", парламент Эстонии не установил оснований для принятия такого решения. Правительство также не выработало соответствующего нормативного документа, который был бы однозначно понимаем и мог бы служить основанием для ходатайств, поданных попечительскими советами и поддержанных местными собраниями депутатов.

2. Таким образом, при решении вопроса о выборе языка обучения единственно определяющим может быть совокупное действие двух статей Конституции Эстонии. Ст. 37, гарантирующей каждому право на образование, и ст. 12, запрещающей дискриминацию по языковому признаку. Статья 37 к тому же однозначно устанавливает, что при выборе образования для ребенка решающее слово остается за родителями.

3. Члены Объединения придерживаются мнения, что преподавание специальных дисциплин на языке, которого учащиеся не понимают или понимают плохо, является проявлением антиконституционной дискриминации по языковому признаку в сфере образования. /.../

4. Мы также считаем, что подготовка учителей является недостаточной. Члены Объединения обращают внимание министерства на тот факт, что в результате недостаточного владения эстонским языком как учащимися, так и педагогами, уровень преподавания предметов в русскоязычной школе зачастую примитивен в сравнении с теми же уроками в эстонской школе. Мы призываем министерство незамедлительно организовать обширный мониторинг ситуации в русских школах и проводить его регулярно также и впредь.

5. Мы считаем, что при принятии решения по ходатайствам гимназий правительство должно исходить из конкретной ситуации и дать возможность выбора языка в соответствии с положением закона - как в школе в целом, так и в отдельных классах.

6. Мы выражаем серьезную озабоченность в связи с тем, что решение вопроса, при котором учащихся вынудят учиться на языке, которого они в должной степени не понимают, неизбежно приведет

a) к снижения уровня знаний учащихся и их конкурентоспособности при поступлении в вузы, а также вхождении на рынок труда;

b) к необходимости - как для учителей, так и для учащихся - врать и изворачиваться, причем в условиях поощряемой государством так называемой "потемкинской деревни" в глазах учащихся неизбежно будет утрачен авторитет как педагогов, так и государства;

c) в среде учащихся может возрасти противодействие изучению эстонского языка и уровня нелояльности в отношении эстонского государства".

Как сообщили ИА REGNUM, в состав парламентского объединения в поддержку нацменьшинств входит 14 депутатов от всех четырех парламентских партий. Однако под обращением стоят лишь 10 подписей. От оппозиционных Центристской партии (Яны Тоом, Михаила Стальнухина, Валерия Корба, Дениса Бородича, Эльдара Эфендиева, Ольги Сытник, Владимира Вельмана) и Социал-демократической партии (Евгения Осиновского, Яака Аллика, Андреса Анвельта). Представители правящей Реформистской партии (Лайне Рандъярв, Андрей Коробейник и Игорь Грязин), а также член союза правых партий "Отечество - Рес Публика" Эрки Ноол обращение не подписали.

Как сообщало ИА REGNUM ранее, в настоящий момент в Эстонии насчитывается 60 школ и гимназий с преимущественно русским языком обучения, в том числе семь гимназий для взрослых. В большинстве из них в рамках проводимой с 2007 г. реформы в обязательном порядке преподаются как минимум четыре предмета - эстонская литература, история Эстонии, обществоведение и музыка. Школьная реформа должна завершиться в 2011-2012 учебном году, когда число предметов на эстонском языке в русских гимназиях составит не ниже 60% от общего числа предметов. Из-за давления на русских педагогов со стороны Языковой инспекции большинство опытных специалистов с уникальными методиками и успехами учеников на международных олимпиадах покинули свою профессию, в результате чего в последние годы качество образования в русских школах и гимназиях постоянно снижается.

Если Вы заметите ошибку в тексте, выделите её и нажмите Ctrl + Enter, чтобы отослать информацию редактору.