"Проект Балтийской АЭС является проектом поколения 3+. Проект поколения 3+ характеризуется принципиально более высоким уровнем безопасности и, например, в отличие от проекта "Фукусимы", а это второе поколение, они обладают большим набором систем защиты и барьеров безопасности, которые гарантируют не распространения радиоактивных веществ за пределы промплощадки. Главнейшее требование к поколению 3 и 3+ - это отсутствие необходимости эвакуации населения при любых, самых тяжелых авариях", - об этом сегодня, 14 июня, в Санкт-Петербурге, во время брифинга для журналистов, после научно-технического семинара "Балтийская АЭС: Соответствие актуальным вопросам безопасности" заявил директор программы реализации проекта Балтийской АЭС, представитель госкорпорации "Росатом" Сергей Бояркин.

Как сообщает корреспондент ИА REGNUM, по словам энергетика, расчеты по безопасности велись не просто при сценариях любых тяжелых аварий, а при наложении сразу нескольких событий - то, что произошло на "Фукусиме". "По требованию МАГАТЭ к поколению 3 и 3+ - радиус зоны эвакуации должен составлять 800 метров от оси реакторного отделения. То есть зона эвакуации фактически совпадает с промышленной площадкой. Это означает, что при любых, даже самых тяжелых авариях, эвакуации населения не требуется. Именно по причинам развитых барьеров безопасности, которые не позволяют распространению радиации", - сказал он.

Говоря про не раз высказанные в Литве опасения в связи с тем, что по соседству может появиться "ядерный могильник", Бояркин заявил, что подобных хранилищ в Калининградской области не будет.

"Что касается отработанного топлива и радиоактивных отходов. Со всех наших станций отработанное топливо, после технологической выдержки в бассейнах, вывозится. А эта выдержка, например, на "Фукусиме" проводилась следующим образом: в бассейнах выдержки топливо хранилось постоянно, оно никуда не вывозилось, потому, что в Японии нет централизованного хранилища, где бы обеспечивалось хранение и переработка ядерного топлива. У нас такие хранилища есть, у нас есть заводы по переработки ядерного топлива, поэтому в наших бассейнах выдержки на станциях топливо хранится только на период охлаждения. Для разных типов топлива это разные сроки, но в среднем - 3-5 лет. Хотел бы подчеркнуть, что в нашем проекте контейнер выдержки находится внутри гермооболочки. В Японии он находился вне, поэтому радиация и попала в окружающую среду. У нас он находится внутри гермооболочек, топливо в нем хранится ограниченное время только до снятия с него остаточного тепловыделения. После чего оно грузится в специальные транспортные контейнеры, прошедшие сертификацию в МАГАТЭ, которые выдерживают любые воздействия, в том числе и прямое попадание снаряда. И в этих контейнерах транспортируется на перерабатывающие заводы, которые у нас находятся на Урале и в Сибири. Там осуществляется долгосрочное хранение и переработка топлива. Из него извлекаются полезные элементы и запускаются опять в ядерный цикл для повторного использования на АЭС", - отметил Бояркин.

Продолжая тему радиоактивных отходов, он подчеркнул, что на площадке станции есть цех по кондиционированию этих отходов, то есть они уменьшаются в объеме, остекловываются, и эти блоки помещаются также в специальные транспортные контейнеры и также вывозятся за пределы Калининградской области, после чего хранятся в пунктах захоронений, которые размещены "на основной территории страны". Такой принцип, по его словам, действует на всех станциях, которые "Росатом" строил как в России, так и за рубежом. "Поэтому никакого ни пункта хранения отработанного топлива, ни пункта захоронений радиоактивных отходов в Калининградской области не будет", - подчеркнул он.

Говоря об угрозе авиакатастрофы и падения на станцию самолета, а это тема активно обсуждалась во время семинара, энергетик напомнил, что по нормам МАГАТЭ не считается выходящим за пределы, создающие опасность, интенсивность воздушного движения при котором вероятность падения самолетов на территорию площадки меньше, чем 10 в минус 6 степени в год. То есть - меньше, чем одно событие на миллион лет.

"Мы заказывали исследование независимому институту, институту гражданской авиации, а он от нас независим, они его проводили, как сегодня уже было сказано, после того, как на первых этапах Ростехнадзор нам задал эти вопросы. Институт, в соответствии с методиками международного агентства гражданской авиации, провел расчет, который показывает, что вероятность падения такого самолета на площадку, с учетом нахождения трасс в этом регионе, не превышает одно событие на миллион лет. Т.е. данное событие по классификации МАГАТЭ, по нормам МАГАТЭ, считается приемлемым, и станция здесь может быть размещена. Тем не менее, когда говорится, что наш проект выдерживает самолет весом 5,7 тонн, речь идет о военном истребителе, который представляет собой практически твердую турбину. То есть речь идет о падении твердого тела. Мы при размещении станции в Болгарии, по требованию Евросоюза, моделировали поведение гермооболочки при падении на нее большого самолета - "Боинг 747". Большой самолет "Боинг 747" является не твердым телом, он является деформируемым телом, а все расчеты выполняла немецкая фирма, они показали, что при падении данного самолета станция к нему устойчива. Она выдерживает падение тяжелого самолета за счет того, что он не является абсолютно твердым телом", - сказал руководитель проекта "Балтийская АЭС".

Он подчеркнул, что если бы расчеты показали, что оболочка не выдерживает, то в Болгарии "Росатом" не получил бы одобрения надзорных органов на сооружение АЭС. Болгария, напомнил эксперт, - это территория Евросоюза.

На просьбу прокомментировать многочисленные заявления различных литовских чиновников о том, что Балтийская АЭС - экспериментальная и небезопасная станция, что сам проект Россия проводит "непрозрачно", а главное - Россия не отвечает на вопросы Литвы и у специалистов просто нет никакой информации о проекте, Сергей Бояркин предположил, что проблема, возможно, кроется не в технических вопросах.

"Здесь, видимо, есть какое-то недопонимание. 4 декабря 2009 года официальной нотой МИД России ОВОС был передан в МИД Литвы. После этого литовская сторона задавала ряд вопросов, мы отвечали на эти вопросы и, в том числе, благодаря этим вопросам мы вносили корректировки, а таких вопросов нам было передано три пакета. Последний пакет вопросов был передан примерно два месяца назад. И примерно месяц назад мы, также нотой МИД, направили официальные ответы нашей стороны. Поэтому говорить о том, что нет информации, нельзя, потому что литовские специалисты по каналам литовского МИДа пересылают нам вопросы. Значит, они имеют ОВОС, они его читают, они по нему задают вопросы. Мы им благодарны за то, что они очень тщательно подходят к анализу нашего ОВОС, мы даем им ответы на все вопросы, и, более того, мы по ряду вопросов, которые были заданы литовскими специалистами, провели корректировки. Откорректированная версия ОВОС была направлена по каналам МИД в Литву", - сказал энергетик.

"Три недели назад господин Кириенко (глава "Росатома" - прим. ИА REGNUM) написал письма в адрес министра иностранных дел Литвы, в адрес министра энергетики Литвы и министра окружающей среды, где выразил свое уважение и готовность в любой момент, в любое удобное для литовской стороны время провести консультации с литовскими специалистами и ответить на все вопросы по ОВОС. Мы открыты к этому диалогу, а сегодняшнее мероприятие - это также мероприятие для разъяснения тех вопросов, которые есть у специалистов. Более того, на это мероприятие были приглашены специалисты Министерства энергетики, были приглашены специалисты Министерства защиты окружающей среды Литвы, но по непонятным для меня причинам они не приехали, и здесь участвует только генеральный консул Литвы в Санкт-Петербурге. Но приглашения были разосланы. Мы писали письма за подписью господина Киреенко в соответствующие министерства, мы по каналам МИД, через посольства, передавали соответствующие просьбы. Если у литовской стороны есть вопросы - милости просим: приезжайте, задавайте, будем обсуждать. Если литовские специалисты не приезжают, то, видимо, у них нет вопросов и их все устраивает", - заключил он.

Как ранее сообщало ИА REGNUM, согласно планам польского правительства, к 2020 году завершится строительство двух АЭС на территории Польши, находящейся в непосредственной близости как от Белоруссии и Литвы, так и от Калининградской области России. В период с 1 июля 2011 года по 2013 год окончательно будут названы места расположения АЭС, но известно, что обе они будут расположены на севере Польши. В 2014-2015 годах будет подготовлен технический проект, а также получено экологическое заключение. Предполагается, что в 2020 году уже начнет поступать электричество. Стоимость строительства двух АЭС мощностью в 6 тыс. МВт составляет 100 млрд злотых (около 35 млрд долларов). При этом официальный Вильнюс ни разу не подвергал критике польскую ядерную программу, сосредоточив критику на Балтийской АЭС в Калининградской области и Белорусской АЭС). Проекты АЭС в Калининградской области и Белоруссии власти Литвы наоборот неоднократно называли "непрозрачными", "опасными" и т.д.