Интервью ИА REGNUM с лидером партии "Мусават", членом Координационного Совета Общественной Палаты известным азербайджанским политиком Исой Гамбаром.

ИА REGNUM: Как лидер популярной оппозиционной партии "Мусават" и член руководства влиятельного гражданского движения Общественная Палата, как вы охарактеризовали бы внутриполитическую ситуацию в Азербайджане? Какие задачи на данном этапе ставит перед собой Общественная палата?

Внутриполитическую ситуацию в Азербайджане можно охарактеризовать добрым старым определением: затишье перед бурей. Предполагаемая буря обусловлена такими внутренними факторами, как тяжелые социально-экономические условия жизни большей части населения, отсутствие экономических и политических свобод, нерешенность проблемы оккупированных территорий, постепенная активизация и консолидация общества, необходимость осуществления кардинальных реформ, неготовность властей к адекватному реагированию на ситуацию и к более-менее серьезным изменениям. Она обусловлена также внешними факторами - вдохновляющим примером "арабской весны", демократическими импульсами международного сообщества, а в последние недели - специфичным "раздражителем" в виде нарастающих процессов обновления в Армении. Наблюдаемое политическое затишье же вызвано тем, что весенние акции протеста независимой молодежи, партии Мусават и Общественной Палаты, хотя и привели к некоторому оживлению, заставили власти поволноваться, все же общество предпочло занять пока выжидательную позицию. Я уверен, что это временное явление.

Задачи Общественной Палаты (ОП) в общем и целом не изменились, они исходят из стратегической цели - обеспечения коренных демократических преобразований в стране. ОП продолжает структурироваться, создаются необходимые комиссии, центральные органы и региональные отделения, готовятся и обсуждаются программные документы и концептуальные подходы к решению насущных проблем страны, идет подготовка к очередным мирным акциям протеста.

ИА REGNUM: Общественная Палата подготовила и представила на суд общественности Азербайджана "Дорожную карту мягкого перехода от авторитаризма к демократии". Что включает в себя этот документ, насколько он осуществим и готова ли Общественная Палата на диалог и сотрудничество с властью с целью обеспечения демократических реформ в стране?

В разработанной ОП "Дорожной карте" перехода к демократии указаны необходимые политические, экономические, юридические шаги для коренных реформ, а также соответствующие этапы этого процесса. На первом этапе предлагается сделать неотложные и теоретически несложные при наличии политической воли шаги, такие как начало диалога между властями и Общественной Палатой, освобождение политзаключенных, создание условий для реализации свободы слова и собраний и т.д. На втором этапе предусматривается создание Совета Демократических Реформ при Президенте и осуществление реформ, направленных на демократизацию страны, расширение экономических и политических свобод, предусматривающих, в том числе создание условий для нормальных выборов. На завершающем третьем этапе решаются вопросы конституционных реформ и проводятся свободные и справедливые выборы (местные, парламентские, президентские).

Я думаю, что наш проект реформ вполне осуществим. Этот документ реалистичен, отвечает интересам не только страны и демократической общественности, но и интересам властей. Я бы даже назвал этот документ "Дорожной картой слишком мягкого перехода", так как, проект предусматривает эволюционный, компромиссный и долгий (до президентских выборов 2013 года) переходный процесс от авторитаризма к демократии. Если мы предлагаем этот документ к общественным дискуссиям, естественно мы готовы и к диалогу, к совместному обсуждению и реализации идей, предложенных в дорожной карте. Слово теперь за властями.

ИА REGNUM: После двухмесячной "митинговой паузы" Общественная Палата объявила о проведении 19 июня новой акции возле станции метро имени Нариманова в Баку. В случае, если столичная мэрия в очередной раз не даст согласия на проведение акции в указанном месте, что намерена предпринять Общественная Палата? Пойдет ли она вновь на несанкционировнную акцию, чреватую беспорядками, столкновениями с полицией, массовыми задержаниями и нагнетанием конфронтации? Как это будет согласовываться с продекларированным в Дорожной карте курсом на диалог, реформы и "мягкий переход" к демократии?

Я не вижу здесь какого-либо противоречия. Даже в случае принятия властями предложенной нами Дорожной карты, это не будет означать автоматического отказа от митингов, мирных акций протеста. Мирные акции это наше конституционное право и необходимый способ как для активизации и консолидации общества, так и для ускорения демократических преобразований. Если же власти не захотят диалога и не проявят заинтересованности хотя бы для обсуждения основных идей Дорожной карты, то проведение митингов станет просто необходимым стимулом, чтобы власти наконец-то смогли понять общественные чаяния и ожидания.

ИА REGNUM: Как Вы оцениваете ближайшие перспективы развития общественно-политической ситуации в Азербайджане? Может ли Общественная Палата стать реальной альтернативой правящему режиму в стране?

Общественная Палата и сегодня является единственной реальной альтернативой нынешним властям. Это проявляется и в том, что основной удар репрессий властей направлен против членов и структур ОП, и отношением населения к нашей деятельности, а также тем, что другие общественные и политические силы страны в основном заняты либо критикой в наш адрес, либо повторением наших шагов. Но я согласен с Вами, что в скором времени альтернативность ОП правящему режиму станет более явным и действенным. Так как, дальнейшая консолидация демократических сил вокруг ОП, активизация общественности, рост протестных настроений и народных выступлений неизбежны. Если власти Азербайджана не используют благоприятное окно возможностей для диалога и комплексных реформ, то назревшие ожидания позитивных перемен в стране в еще большей мере будут связаны с деятельностью Общественной Палаты, будут работать на рост ее имиджа, популярности, авторитета и потенциала влияния.