"В отсутствие поддержки, помощи, а иногда и конструктивного нажима со стороны мирового сообщества Киргизия не сможет самостоятельно справиться с наиболее сложными вопросами", - эксперт Центра "Полис Азия" (Бишкек) кандидат исторических наук Павел Дятленко предоставил редакции ИА REGNUM оценку опубликованного накануне доклада директора программы "Вооруженные конфликты и управление конфликтами", старшего научного сотрудника Стокгольмского международного института проблем мира (SIPRI) Нила Мелвина.

ИА REGNUM приводит мнение эксперта полностью:

"Среди большого количества различных отчетов и докладов, которые посвящены анализу межэтнического конфликта июня 2010 года, заметно выделяется доклад Нила Мелвина "На пути к стабильному многонациональному Киргизстану: как устранить причины и разорвать порочный круг насилия", опубликованный на английском и русском языках весной 2011 года в рамках проекта "Центральная Евразия" Фондом открытого общества.

Доклад Н. Мелвина отличается в лучшую сторону рядом существенных отличий от отчетов, подготовленных на национальном уровне в Киргизии. Он не назначает удобных для тех или иных политических сил Киргизстана виновных конфликта, не носит публицистический, тенденциозный или провокационный характер, и не является инструментом политической борьбы или давления в предвыборный период, как многие другие отчеты киргизстанского происхождения.

Может быть, именно в силу этих причин доклад остался почти без внимания в информационном и политическом пространстве Киргизии. Киргизстанская политическая элита, правозащитники, НПО, экспертное и аналитическое сообщества (в отличие от отчета Международной независимой комиссии, вызвавшего бурю общественных эмоций в Киргизстане) обошлись без обсуждения и комментирования доклада Мелвина, хотя, по-моему, доклад в первую очередь был предназначен именно для них.

В документе достаточно объективно, полно и профессионально проанализированы дискриминационная антидемократическая этническая политика в независимом Кыргызстане и ее практика, заметное ухудшение межэтнических отношений с 2005 года, причины, ход и последствия межэтнического конфликта, политическое противостояние, участие международного сообщества в постконфликтном урегулирования, международное, национальное и гражданское расследование актов насилия в период конфликта, и даны разумные, эффективные и целесообразные рекомендации различным факторам (правительству Киргизии, гражданскому обществу, узбекской общине, ОБСЕ, ООН, Российской Федерации, США, ЕС, международным финансовым организациям, Узбекистану) для реального урегулирования конфликта и развития полиэтнического киргизстанского общества по пути демократии. К этим рекомендациям стоит отнестись с большим интересом.

Нил Мелвин справедливо отмечает в докладе: "... факт избрания в депутаты парламента значительного числа приверженцев кыргызского национализма свидетельствует о том, что межнациональные отношения и впредь будут оставаться напряженными, а потребность в выработке нового подхода к решению стоящих перед многонациональным Киргизстаном проблем будет возрастать и становиться все более острой. Киргизии необходимо обеспечить достижение политической стабильности, включая избрание нового президента сенью 2011 г., и добиться принятия новым правительством четкой и всеобъемлющей программы проведения в стране межнациональной интеграции сразу же после выборов. Хотя руководить этим процессом должны правительство и парламент страны, мировое сообщество может и должно внести в него существенный вклад. В самом деле, в отсутствие поддержки, помощи, а иногда и конструктивного нажима со стороны мирового сообщества политические силы Киргизстана просто не смогут самостоятельно справиться с наиболее сложными вопросами, без решения которых невозможно будет добиться постконфликтной стабильности и примирения".