Путин и Калининградская область: как облегчить доступ в ЕС и преодолеть изоляцию от России?

Нижний Новгород, 10 июня 2011, 21:40 — REGNUM  

Накануне 27-го саммита Россия-ЕС премьер-министр России Владимир Путин - одной репликой внёс существенные коррективы в его работу. Говоря сочинским стройотрядовцам о планируемых визовых льготах для Калининградской области (речь идет о малом безвизовом приграничном режиме между северной частью Польши и Калининградской областью), Путин сказал: "Мы не хотим делать исключение ни для одного региона. У нас все граждане России должны иметь равные возможности. Если они (представители ЕС. - ИА REGNUM) решат проблему с анклавом, то для всей остальной страны перекроют возможности облегчения визового режима".

В Калининградской области такое заявление восприняли неоднозначно. Радикальную точку зрения высказал депутат Калининградской областной Думы, президент фонда "Региональная политика" Соломон Гинзбург. Политолог считает заявление Путина "антиконституционным", поскольку "в Калининградской области постоянно нарушается Конституция РФ, и он (Путин) прекрасно знает, что люди не имеют беспрепятственного доступа к остальным регионам России". "Нацлидер просигналил МИДу, что нужно притормозить переговоры по Калининграду", - заключил Гинзбург.

Калининградский губернатор Николай Цуканов полагает, что заявление премьер-министра не ставит под сомнение договорённости, которые были достигнуты на встрече глав иностранных ведомств России, Польши и Германии 21 мая в Калининграде по поводу малого безвизового движения между севером Польши и Калининградской областью. "Владимир Владимирович действительно подчеркнул, что добиваться отдельных визовых преференций для жителей Калининградской области было бы не правильным, - сказал Цуканов. - Но позиция Калининградской области и не была столь категоричной".

В свою очередь, руководитель российского секретариата еврорегиона "Балтика" Виктор Кошелев считает, что таким образом глава российского правительства добивается от Евросоюза симметричного ответа на российскую инициативу - введение льготного режима для российских туристов. Речь идет о программе "72 часа без визы", с помощью которой европейские туристы могут находиться до трёх суток в России без оформления российских виз. По мнению Кошелева, именно режим "72 часа без визы" мог бы стать реальным прологом к безвизовому соглашению между РФ и ЕС. По словам главы российского секретариата еврорегиона "Балтика", вероятно, у руководства страны есть опасения, что введение Евросоюзом малого пограничного режима в Калининградской области затормозит переход к безвизовому пространству в целом с Россией.

Тем временем, туроператоры Калининградской области прогнозируют резкий рост российских туристов в Балтийский регион в случае в введения Евросоюзом режима "72 часа без визы". В частности, член правления Российского союза туристической индустрии Альберт Прохорчук считает, что с режимом "72 часа без визы" станет очень популярным тур в польское Трёхградье (Гданьск, Сопот, Гдыня). "Такие дневные туры по себестоимости будут бюджетными для туристов как из Калининградской области, так и из России, - сказал Прохорчук. - Если же это экстраполировать на Санкт-Петербург с его выходами на Хельсинки и Стокгольм, то, как говорится, только пароходы закупай".

Уже летом 2011 года в Калининградскую область планируется 14 заходов речных судов с иностранными туристами по Вислинскому и Калининградскому заливу по маршруту: Гданьск - Крыница-Морска - Фромборк - Калининград. По словам туроператоров, эти суда однозначно будут простаивать, дожидаясь пассажиров на калининградской земле. В случае же взаимного использования льготного безвизового режима иностранные бизнесмены могли бы увеличить свою прибыль, организовав курсирование речных пароходиков из Польши, Германии в Россию и обратно.

Стоит признать, что принципиальные проблемы Калининградской области в плане права на свободу передвижения в "большую Россию" - то есть внутри территории России, несмотря на анклавный характер региона,- федеральный центр так и не решил. ИА REGNUM приводит ключевые моменты дискриминации калининградцев по отношению к жителям других субъектов РФ.

1. Передвижение сухопутным путём

Путешествие на поезде, либо автомобильным транспортом из Калининградской области в Россию или обратно возможно лишь - по требованию Литвы - при наличии заграничного паспорта гражданина РФ. Это связано с тем, что часть расстояния необходимо проследовать по территории Литвы, которая входит в состав Евросоюза. При маршруте Калининград-Москва длиной в 1218 км (по автодороге) литовская часть занимает чуть более 180 км. Если вы выбрали автотранспорт, то в загранпаспорте нужна шенгенская виза. В случае путешествия на поезде действует упрощенный транзитный документ по железной дороге (УПД ЖД). Стоимость шенгенской визы составляет 35 евро. Получение УПД - бесплатное, однако действуют временные рамки. Для получения УПД ЖД требуется приобрести билет не позднее, чем за двое суток. Существует еще одна проблема, связанная с поездками в "большую Россию" на автомобилях, "растаможенными на Калининградскую область". Несмотря на то, что данная льгота прекратила свое существование в 2006 году, в Калининградской области на ходу порядка 30 тыс. транспортных средств, ввезенных в режиме свободной таможенной зоны. На таких автомобилях можно въехать в "большую Россию" на срок не более двух месяцев, иначе владелец обязан оплатить таможенную пошлину, рассчитываемую по "кубикам в двигателе".

2. Передвижение воздушным путем

Авиарейсы из Калининграда осуществляются по общероссийскому гражданскому паспорту, однако калининградцы сталкиваются с высокой стоимостью билетов, которые неизменно вырастают в цене в период летних отпусков. Кроме того, конечный авиатрафик зациклен на Москве и Санкт-Петербурге, из-за чего перелёты в другие российские города становятся весьма обременительными в финансовом плане. Региональная авиакомпания "КД авиа", осуществлявшая рейсы в основные крупные регионы России по конкурентным ценам, минуя столичный мегаполис, была доведена в 2009 году до банкротства. После этого федеральный центр смог предложить лишь усечённый вариант льготных перелётов - 3 тыс. рублей в одну сторону из Калининграда в Москву для тех, кто моложе 23 и старше 60 лет. Иными словами основная масса трудового населения Калининградской области воспользоваться этой льготой не сможет. В настоящее время билет Калининград-Москва-Калининград стоит в среднем 15 тысяч рублей. Для сравнения - польские авиаперевозчики предлагают калининградцам участвовать в акции - по цене билета от 49 евро (без налогов и сборов) из Калининграда через Варшаву во все европейские столицы.

3. "Таможенная граница" внутри России

Жители Калининградской области - единственные в стране оплачивают таможенные сборы при пересечении "границы" с "большой Россией", то есть фактически отделены от своей страны внутренней "таможенной границей" (последние внутренние таможенные границы в России упразднила ещё в 1754 году императрица Елизавета Петровна, при которой по итогам Семилетней войны тогдашний Кёнигсберг в первый раз вошёл в состав России).

Речь идет о товарах, приобретённых калининградцами в личных целях в остальной части России и ввезённых затем на малую родину. Калининградцы вынуждены платить таможенные пошлины и НДС при неоднократном пересечении границы в течение одного месяца, провозя товары для личного пользования, поскольку подпадают под соответствующие таможенные нормативы (ФТС трактует такой провоз как предпринимательскую деятельность). В марте 2010 года эту проблему удалось донести до спикера Госдумы Бориса Грызлова, который заверил, что Федеральная таможенная служба уже внесла проект поправок в законы, призванный отменить обложение пошлинами калининградцев. Однако спустя год вопрос остаётся нерешённым из-за согласований сразу в трех отраслевых министерствах - Минфине, Минрегионе и Минэкономразвития России.

Поэтому облегчённый доступ калининградцев в пограничную Польшу (и Литву) - не вопрос суверенитета России над областью, который им под сомнение не ставится, а вопрос простой материальной справедливости для живущих в области граждан России, материальные права и свободу беспрепятственного передвижения по собственной стране который - федеральная власть во главе с Владимиром Путиным и федеральное правительство во главе с тем же Владимиром Путиным так и не обеспечила. Поэтому на деле вовсе не в визах в ЕС нарушаются "равные возможности" граждан России, а в изоляции их калининградской части.

Решая проблему транспортной изоляции жителей Дальнего Востока от основной части России, федеральный центр показал способность понимать и желание преодолевать эти проблемы. Но до сих пор не проявил в достаточной степени ни того, ни другого в отношении Русской Прибалтики - Калининградской области.

А пока, согласно социологическим опросам, среди молодых жителей области уже сейчас налицо диспропорция, принципиально нисколько не зависящая от наличия или отсутствия особого визового режима: в Польше из побывали уже каждые трое из четверых, а в "большой России" - не больше половины. Легко подсчитать, что именно из-за транспортной изоляции чувства большой и, главное, единой страны - лишено уже огромное большинство детей, живущих в самой западной области России. Вот в этом и состоит их главное гражданское право, которое должна защищать федеральная власть.

Если Вы заметите ошибку в тексте, выделите её и нажмите Ctrl + Enter, чтобы отослать информацию редактору.