Армянский Национальный Конгресс (АНК) позорно проиграл "шахматную партию" властям республики, заявил лидер партии Рамкавар-Азатакан (Либерально-демократическая) Армении Эдвард Антинян, имея в виду, что требование Конгресса о проведении внеочередных выборов главы гоударства категорически отвергнуто властями.

Шахматная аналогия выбрана не случайно: как известно, президент страны Серж Саргсян является руководителем Федерации шахмат Армении, а его главнй оппонент, лидер АНК, экс-президент Левон Тер-Петросян также является большим любителем древней игры. И не секрет, что раньше, до того, как стать оппонентами, эти деятели нередко играли друг с другом в шахматы. Теперь оба политических деятеля констатировали намерение выстраивать политическую борьбу власть-оппозиция в конструктивном ключе, сопоставимом по культуре с шахматной партией. Хотя упоминание Антиняна о "позорном проигрыше" Тер-Петросяна и можно считать полемическим преувеличением, тем не менее, ситуация, в которой оказался АНК, действительно выглядит, мягко говоря, неоднознчной. Конечно, до мата (разумеется, в шахматном понимании этого термина) дело еще не дошло, но цунгцванг, в котором оказался Конгресс, очевиден.

Широкая протестная волна, которую удалось оседлать и возглавить Конгрессу, возникла в Армении в совершенно конкретных условиях. Мировой кризис вызвал резкое ухудшение социально-экономической обстановки, весьма значительно сократились частные трансферты из-за рубежа, одновременно ощутимо выросли цены и безработица. Свое влияние на ситуацию оказали и события в арабских странах, а также возросшее давление извне, связанное с процессом урегулирования карабахского кризиса. На этом фоне митинги АНК собирали по 30-40 тысяч человек, что, конечно, не могло не тревожить власть. Радикальные сторонники оппозиции требовали немедленных решительных действий.

Однако Левон Тер-Петросян избрал другой путь - диалога и постепенных "бархатных" перемен. Конгрессу удалось добиться выполнения ряда требований: вновь была открыта для митингов ереванская площадь Свободы, по президентской амнистии вышли на свободу оппозиционеры, арестованные за участие в массовых беспорядках 1 марта 2008 года в Ереване, одновременно глава государства распорядился начать новое расследование этих событий. АНК праздновал победу, утверждая. что теперь диалог с властями будет продолжаться вокруг вопроса о внеочередных выборах. Этого не случилось и, скорее всего, не случится.

Многие высокопоставленные представители властей, включая главу аппарата президента Армении Карена Карапетяна, категорически отвергли такую вероятность, утверждая, что для проведения внеочередных выборов нет ни политических, ни правовых предпосылок. Все последние дни АНК утверждал, что ничье мнение, кроме мнения президента, не может быть основанием для каких-либо выводов. Несомненно, что именно заявление Карапетяна стало как бы официальным ответом главы государства Конгрессу.

В АНК это так и поняли. В последние дни его представители прозрачно намекают на возможность очередного обострения противостояния. Но, как говаривал герой популярнейшего советского фильма, красноармеец товарищ Сухов, "это вряд ли". Принудить власти к выполнению свох требований АНК уже не удастся. Потенциал протестного движения в значительной степени утрачен. Многие сторонники Левона Тер-Петросяна не скрывают разочарования "нерешительными" действиями своего недавнего кумира и не вполне адекватным с точки зрения выбора момента "диалогом" с властью. Они считают, что на деле политка АНК привела вовсе не к ослаблению, а, наоборот, к укреплению власти как на внутреннем поле, так и в сфере внешней политики. При этом электоральная база Конгресса заметно сузилась. Неслучайно, последние митинги АНК уже не отличаются прежней многолюдностью, а некоторые недавние близкие соратники экс-президента и вовсе его покинули, основав новую партию "Свободные демократы" (как уже сообщалось, эта партия возникла при действенной американской поддержке).

Кроме того, определенные позитивные изменения ощущаются и на социально-экономическом поле. Достаточно сказать, что за первые четыре месяца текущего года частные трансферты из-за рубежа, составляющие заметную долю доходов многих армянских семей, возросли почти на треть. Это, в свою очередь, несколько оживило местый рынок за счет определенного восстановления покупательной способности, стали расти и основные макроэкономические показатели страны.

Сегодня представители АНК продолжают утверждать, что диалог с властью на тему внеочередных выборов будет продолжен, в противном же случае они принудят президента Сержа Саргсяна к такому решению. Но, кажется, эти заявления делаются уже по инерции, в силу отсутствия внятной тактики, сооветствующеей изменившейся конъюнктуре.

О том, что АНК в настоящий момент пребывает в растерянности, свидетельствует и последнее интервью лидера входящей в Конгресс партии "Республика" Арама Саркисяна (брат расстрелянного в 1999 году в парламенте премьер-министра Вазгена Саркисяна). Он, кстати, тоже обратился к шахматной терминологии, заявив, что "шахматы такая игра, где после каждого шага требуется время на обдумывание. Но уж если тронул - должен играть. А сейчас власть говорит "я больше не играю", отказыватся сделать свой ход. В подобных случаях или дисквалифицируют, или наказывают". Но кто должен "наказать" власти за их нежелание продолжать "партию" с АНК? Арам Саркисян дает понять, что в этой роли выступят "внешние силы". Однако оптимизм, который в последнее время демонстрируют сопредседатели Минской группы ОБСЕ по Нагорному Карабаху, свидетельствует, что посредников, и впрямь настроенных довольно решительно, позиция армянской стороны пока что устраивает. Поэтому ожидать с этой стороны возникновения форс-мажора вряд ли приходится.

Разумеется, Конгресс и сам готовится к "определенным шагам", поскольку для АНК отказ власти обсуждать вопрос о внеочередных выборах "неожиданностью не стал". Поэтому "борьба будет продолжена до последнего", уверяет Арам Саркисян. Однако ничего не говорится о том, в чем эта борьба будет выражаться в новых, далеко не столь благоприятных для оппозиции условиях. Многие местные наблюдатели уже давно убеждены, что если диалог и будет продолжен, то лишь относительно вопроса о масштабах будущего представительства АНК в парламенте нового созыва. При этом выборы будут вполне очередными и состоятся в определенные законом сроки.