24 июля 2003 года депутат Законодательного собрания Санкт-Петербурга, лидер фракции "Единая Россия", Константин Сухенко уведомил Горизбирком о своем решении баллотироваться на пост губернатора города. (http://www.newspb.ru/allnews/138294/). По признанию депутата, к этому его побудил "переизбыток Матвиенко": "В Петербурге устанавливается диктатура. По четыре раза в одном выпуске новостей появляется Валентина Ивановна, и при этом никакой альтернативы. Возвращаются советские времена" (Столичная вечерняя газета. 25.7). Как выяснилось, согласовать самовыдвижение с "единороссами" у Сухенко "не было времени" (http://www.newspb.ru/allnews/138502/), однако депутат заверил журналистов, "что неофициально все "проговорено" на самом высоком уровне: представители элиты в Петербурге - "не единороссы, а частные физические лица - нашли друзей в Москве" и провели это решение "через коридоры"", также "по его словам, он получил неофициальную поддержку отдельных представителей московского руководства партии" (Коммерсантъ. 25.7).

Уверенность Сухенко в "друзьях", "отдельных представителях" и "коридорах" иссякла уже на следующий день - 25 июля на пресс-конференции в Москве, которую он провел после встречи с главой центрального исполкома "Единой России" Юрием Волковым,. Сухенко сообщил, что три месяца назад ему предложили принять участие в губернаторской кампании четверо "видных граждан Петербурга", но на сегодняшний день трое из них уже отказали ему в поддержке, а с четвертым ему не удается связаться (http://www.newspb.ru/allnews/138745/ ) Вечером того же дня стало известно, что Сухенко решением генерального совета "Единой России" исключен из партии за несоблюдение устава, а членам партии, выдвинувшим свои кандидатуры на этих выборах, Генсовет рекомендовал снять их в пользу Валентины Матвиенко. (РИА Новости. 25.7)

Судя по заявлениям самого Константина Сухенко, такого развития событий он никак не ожидал. Ранее Сухенко "заметил, что членского билета его могут лишить только на съезде" (Российская газета. 28.7) также Сухенко успел пояснить несведущим журналистам, что "региональный политсовет "Единой России" должен определиться с поддержкой кандидатов после 31 августа: "Это демократическая процедура, и кто бы с кем ни договаривался в приватном порядке, до августа ни о какой официальной поддержке говорить нельзя. Поэтому я и не мог на нее претендовать". (Коммерсантъ. 25.7). На что "Российская газета" (28.7) отвечает: "Кстати, бывший единорос явно плохо ориентировался в уставе партии, поскольку его новая редакция четко гласит, что "член партии может быть исключен из партии за несоблюдение устава, за действия, дискредитирующие партию по решению руководящих органов партии".

"Коммерсантъ" (25.7) рассматривает две версии: "коридорную" и "пиарную". (1) Выдвижение Сухенко - это "появление у госпожи Матвиенко официального "дублера"", либо речь идет "о прямой конкуренции между кандидатами, представляющими два разных крыла кремлевской администрации". На тот момент "в окружении депутата корреспондентам "Ъ" дали понять, что упомянутые им "друзья в Москве" входят в группировку так называемых питерских чекистов". Однако после пресс-конференции в Москве 25 июля все быстро станет на свои места и "Коммерсант" (26.7) поправился: (2) "Намеки кандидата на высокое покровительство в Кремле, скорее всего, могут оказаться обычным пиар-ходом". Уважаемая газета забыла признаться, что именно ее предыдущая статья и была этим "обычным ходом". Имя же главного "друга в Москве" Сухенко не забыл сообщить журналистам: "Позвонил им: действительно, один отказался, другой. Оставался Патрушев. Позвонил ему, но тот ушел в отпуск, после того, как сказал мне, что все будет в порядке" (http://www.newspb.ru/allnews/139195/). Сам директор ФСБ настолько молниеносно и убедительно открестился от Сухенко (ПАТРУШЕВ ДАЖЕ НЕ ЗНАКОМ С СУХЕНКО - "Невское время" (1.8) - http://www.nevskoevremya.spb.ru/cgi-bin/pl/nv.pl?art=153412405), что наблюдатели предположили, что под псевдонимом "Патрушев" кандидат мог подразумевать любого оперуполномоченного из указанного ведомства, а то и вовсе из пожарной охраны.

"Независимая газета" (28.7), "Российская газета" (28.7) и "Русский курьер" (28.7) акцентируют внимание на "внутрипартийных распрях в борьбе за Смольный". "Независимая газета" считает, что "скандал с Сухенко показывает, что машина внутренних репрессий в "Единой России" ближе к федеральным выборам, вероятно, заработает на полную мощность". "Российская газета" добавляет: ""Единая Россия" просто вынуждена была провести такую показательную порку, чтобы другим региональным политикам было неповадно суетиться перед урнами в последний момент". "Русский курьер", цитируя "яблочника", депутата Госдумы Игоря Артемьева: "Партия власти "еще раз продемонстрировала отсутствие единства в своих рядах", напоминает: "Игорь Артемьев, видимо, подзабыл о "разных взглядах" и внутри своей партии. Дело в том, что "яблочники" выдвинули на пост губернатора кандидатуру Михаила Амосова, но один из них - тезка и однофамилец депутата Госдумы, депутат городского Законодательного собрания Игорь Артемьев - во всеуслышание назвал этот шаг ошибочным. И, насколько известно, никто его не исключал. Что можно объяснить, например, большей терпимостью "Яблока" к разным мнениям и убеждениям. Не все гладко и в СПС. Ирина Хакамада уверенно говорит о поддержке кандидатуры Матвиенко, но депутат Госдумы Григорий Томчин говорит об этом не так уверенно и не раз уже намекнул, что может выдвинуться и сам". Не спешит с выводами "Газета" (28.7) - большее, на что решилось издание, так это предположить: "То, что договоренности в Москве были, косвенно подтвердил сам Сухенко". "Правда России" (30.7) осторожно придерживается "чекисткой версии": "Некоторые питерские эксперты считают, что выдвижение К. Сухенко инициировано теми же чекистами, которые недовольны тем, что В. Матвиенко отдает предпочтение другим бизнес-группам, в частности В. Когану и чубайсовцам. Хотя пока это лишь одна из возможных версий". На что "Правда России" заключает: "Матвиенко пытается играть роль консенсусного кандидата всех питерских групп и группок, но это ей уже не удается".

"Независимая газета" (28.7) писала: "В беседе в режиме "не под запись" высокопоставленный партийный функционер "единороссов", пожелавший остаться неназванным, заявил "НГ", что, "если не считать нарушения устава ЕР, Сухенко стал заложником нечестных игр". Как дал понять собеседник "НГ", за спиной Сухенко стояли питерские противники воцарения в городе Валентины Матвиенко, сторонники которых есть и в высоких московских кабинетах. Отсюда решительность и оперативность, с которой Генсовет постановил избавить партию от заблудшего "медведя"". В публикации от 31 июля "Независимая газета" дополняет тиражируемую версию: "Теперь картина проясняется. "НГ" удалось выяснить - и сам Сухенко эту трактовку подтвердил, - что его выдвижение было инициировано бизнес-элитой города на Неве при поддержке ряда влиятельных персон в Москве... Сухенко признал, что действительно "заручился поддержкой крупного бизнеса Санкт-Петербурга, оказывающего влияние на федеральную политику". Правда, фамилии и названия компаний он озвучить все же отказался. Однако заметил, что, когда "будут опубликованы юридические лица, которые внесут деньги в мой избирательный фонд, сразу станет понятно, где собака зарыта"". Теперь следует ожидать, как все эти многочисленные ЗАО, ОАО, АОЗТ и ООО хором заявят, что не принадлежат ни к "крупному бизнесу", ни к Санкт-Петербургу.