В Азербайджане революционная риторика постепенно уступает место реформаторской риторике. По сути, уже все начинают осознавать востребованность перемен, реформ, обновления в Азербайджане. О необходимости безотлагательного начала процесса демократических реформ говорят сегодня не только зарубежные эксперты и влиятельные международные организации, но также почти все политические и экспертные круги в самом Азербайджане: и те, кто в оппозиции, и те, кто нейтральны, и даже те, кто у власти. Это отрадно. Поскольку необходимым условием начала любого процесса является момент признания его необходимости, осознания его актуальности и целесообразности.

Правда, до реальных реформ, если не считать скоротечную имитационную компанию борьбы с коррупцией, еще дело не дошло, но, тем не менее, в сознании и в лексике значительной части общества все активнее утверждается тема востребованности позитивных перемен. Должно быть, Азербайджан переживает сегодня сложный, болезненный, но необходимый этап психологической, ментальной, мотивационной и вербальной настройки на процесс обновления.

Оно и понятно. Стремительная волна революций в арабском мире сформировала весной у определенной части оппозиционной элиты и протестного электората в Азербайджане синдром революционного ожидания. Первому митингу Общественной Палаты 2 апреля предшествовала активная раскрутка революционной темы в социальных сетях и в оппозиционных СМИ. Хотя основной лозунг митинга, предложенный Общественной Палатой, был весьма конструктивным ("Народ требует кардинальных реформ"), тем не менее, сама акция проходила под прессингом революционных настроений. Видимо, в контексте происходящих событий это было неизбежно. Ведь политический максимализм всегда идет как минимум на шаг впереди политического реализма. К слову сказать, и правящий режим был первоначально крайне обеспокоен возможностью революционной раскрутки ситуации в Азербайджане. По этой причине он, с одной стороны, предпринял беспрецедентно жесткие репрессивные меры для того, чтобы на корню подавить революционные поползновения, с другой - стал спешно демонстрировать готовность к определенным социальным преобразованиям и дал ход компании борьбы с коррупцией.

К концу весны революционная эйфория в стране заметно поубавилась и политический реализм постепенно возобладал над политическим максимализмом (радикализмом). Реагируя на это по-своему, правящий режим стал тихо сворачивать компанию борьбы с коррупцией и выруливать ситуацию в прежнее одиозное русло. Но ход событий показал бесперспективность подобной тактики. Новые политические тенденции в мире, события в арабских странах, митинги Общественной Палаты и активная протестная пропаганда в социальных сетях и СМИ не прошли бесследно: в сознании определенной части общества произошли определенные революционные изменения, возобладала установка на необходимость демократического обновления ситуации в Азербайджане. То, что страна оказалась пока не готова к революционному изменению ситуации, отнюдь не означало снижения внешнего и внутреннего настроя на перемены и обновления. Напротив, политически активная часть общества еще более утвердилась в мысли о необходимости кардинальных позитивных перемен в стране. Установка на реформы, в контексте усилившегося прессинга извне и изнутри, стала даже обретать реальные очертания.

В конце апреля Общественная Палата Азербайджана (ОП) инициировала и представила на суд общественности проект "Дорожной карты мягкого перехода от авторитаризма к демократии", представляющий собой комплекс необходимых политических, социальных, экономических и законодательных реформ для перехода страны на современные демократические рельсы развития. В конце мая этот проект был доработан, разбит на реальные этапы, охватывающие период до двух лет, одобрен на Сессии Общественной Палаты и вновь вынесен на публичное обсуждение для окончательного принятия.

Реформаторский почин Общественной Палаты вскоре нашел политическое продолжение. В конце мая по совместной инициативе Национального Общественного Комитета Евроинтеграции Азербайджана, Форума Интеллигенции и организации "Alumni Network" была проведена презентация Общественной хартии "Семь шагов к демократии" и начат сбор подписей в поддержку данного документа. Хартия предусматривает конкретные шаги по демократическому реформированию ситуации в стране и многие основные положения документа созвучны мерам, отраженным в "Дорожной карте" ОП.

Весьма примечательно, что в последнее время о необходимости реформ все чаще стали говорить и представители власти: некоторые депутаты парламента, официальные СМИ и даже первые лица страны. В этом плане, показательно выступление главы государства на торжественном приеме по случаю Дня Республики 27 мая. Пожалуй, впервые за последние годы президент акцентировано коснулся темы демократических реформ и признал их настоятельную потребность. "В предстоящие годы мы будем продолжать политические реформы. В этом есть большая потребность. Работа, проделанная до сих пор, заслуживает одобрения, но предстоит сделать еще больше", - сказал Ильхам Алиев. По словам главы государства: "Во всех сферах жизни в Азербайджане должны утвердиться демократические принципы. В Азербайджане успешно идет строительство правового государства, и в этом направлении ожидаются дополнительные шаги. Это веление, как народа, так и времени. Мы должны усилить эти позитивные тенденции".

Итак, на вербальном уровне вроде бы постепенно формируется определенный политический и гражданский консенсус о необходимости демократических реформ в стране. Но достаточно ли этого, для начала процесса реальных реформ? Ведь за словами должны последовать дела и инициатива в этом должна исходить от власти. Готова ли власть начать процесс реальных, а не имитационных реформ? Верится в это с трудом.

Вот уже более 18 лет "алиевский режим" в Азербайджане практикует сеансы политической имитации и разыгрывает бесконечные "маски-шоу", пытаясь предстать перед внутренней и внешней аудиторией в более цивилизованном, современном и демократическом образе. И хотя эффект всех этих маскарадных перевоплощений весьма комичен, тем не менее, режим, с упорством достойным лучшего применения, продолжает действовать в имитационном ключе, стремясь завуалировать свою подлинную суть.

Основатель этого режима Гейдар Алиев даже в бытность СССР был привержен практике политической имитации. Для него политика всегда была конъюнктурной имитационной игрой, в которой для достижения необходимых целей дозволены любые средства, любые маскарадные перевоплощения. У многих на памяти "имитационные игры" Гейдара Алиева советского периода: шумные кампании борьбы с коррупцией, бюрократизмом и нарушениями законности; показательные инспекционные рейды и кадровые чистки; пропагандистские рапорты о победах, добытых посредством практики приписок. Основы его последующей имитационной политики были заложены именно в те советские годы.

Став у руля власти независимого Азербайджана, Гейдар Алиев возвёл конъюнктурную имитационность в базовый принцип своей политики. Приложив колоссальные усилия, он сумел постепенно создать такой режим власти, который мог имитационно адаптироваться к любым конъюнктурным изменениям политической ситуации в стране и за его пределами. Гейдар Алиев всегда придерживался принципа "казаться, а не быть" и созданный им режим правления был фактически ориентирован на имитационное прикрытие антидемократической сути власти.

После смерти Гейдара Алиева и перехода власти к его сыну Ильхаму Алиеву, правящий режим в целом остался верен прежнему имитационному курсу. Вместе с тем, в отсутствие "великого имитатора", режиму становится всё труднее исполнять чуждые его природе маски-роли. Имитационные возможности власти неумолимо сужаются, а реакционное естество всё чаще берет верх. К тому же постепенно меняются и внешние императивы: Совет Европы и другие международные организации начинают предъявлять режиму всё более жесткие требования по реальному реформированию и демократизации ситуации.

Таким образом, власть обречена на продолжение прежней имитационной политики. Ведь отказ от политики имитации предполагает один из двух вариантов: либо переход к процессам реального реформирования и демократизации страны, либо открытое и последовательное проведение реакционного антидемократического курса. Первый вариант чужд и неприемлем для правящего режима" и таит в себе реальную возможность утраты власти в перспективе. Второй же вариант идёт вразрез с современными требованиями, содержит риск международных санкций и угрозу революционного возмездия и потому правящий режим вряд ли осмелится на явный политический демарш. Поэтому правящий режим, скорее всего, будет осуществлять политику имитации демократических реформ. По крайней мере, до тех пор, пока внешний и внутренний прессинг не заставит сделать окончательный выбор: в пользу демократии или деспотии.