Договор о воинских захоронениях между Эстонией и Россией еще долгое время не будет подписан, так как ни эстонское, ни российское министерство обороны не горят желанием взять себе на баланс советские воинские захоронения, находящиеся в Эстонии. Об этом ИА REGNUM сегодня, 6 июня, сообщил председатель "Эстонского военного мемориала" Андрес Вальме. Он считает, что куда целесообразнее могли быть встречи на уровне экспертов Военно-мемориального центра МО России и Департамента оборонных ресурсов МО Эстонии. Это предложение Вальме аргументирует тем, что именно в архивах Департамента оборонных ресурсов Эстонии хранятся книги учета захороненных на советских военных кладбищах, которые вели военные комиссариаты МО СССР.

В качестве примера действенности таких архивов Вальме привел случай с гражданином России Юрием Беловым, по запросу которого "Эстонский военный мемориал" в результате переписки с архивом установил место в Эстонии, где был похоронен красноармеец Лев Белов (брат Юрия Белова). В результате была установлена мемориальная именная табличка на братском захоронении в Синимяэ (северо-восток Эстонии).

По мнению Вальме, действенным может оказаться "точечное взаимодействие" министерств двух стран по вопросу братского воинского захоронения в Вайвара (самая восточная волость Эстонии - прим. ИА REGNUM). Он напомнил, что в настоящее время в музее волости Вайвара находятся 86 эмалированных табличек с портретами и фамилиями красноармейцев, похороненных в братской военной могиле. Когда-то, в советское время родственники погибших солдат установили их на монументе. Со временем крепёж пришёл в негодность, и кладбищенские таблички после долгих мытарств оказались в музее, сообщил Вальме. По его мнению, фотографии солдат с их могил в музее не совсем уместны.

Вальме считает, что стоило бы организовать возвращение отпавших фотографий-табличек павших воинов на прежнее место. Однако, как замечает он, "структуры, которая бы без лишней помпы прикрутила их на место, нет".

Вальме сообщил ИА REGNUM, что старейшина волости Вайвара, на территории которого расположены братские захоронения погибших в 1944 году советских военнослужащих, неоднократно заявлял, что "волость Вайвара во Второй мировой войне не участвовала и поэтому брать на себя заботу о почти 16 тысячах похороненных советских солдатах не видит финансовой возможности, так как в волости живёт всего чуть больше 2000 человек".

Как сообщало ИА REGNUM ранее, несмотря на то, что, по заверению чрезвычайного и полномочного посла России в Эстонии Юрия Мерзлякова в ноябре 2010 года, соглашение "О статусе военных и гражданских захоронений на территории Эстонии и России "вышло "на финишную прямую", документ до сих пор не принят. Российская сторона обвиняет Эстонию в том, что та сопровождает подписание данного договора рядом дополнительных обязательств для россиян, в частности, предоставлением архивных данных о захоронениях эстонских граждан или эстонцев-граждан СССР на территории России.