Специалисты Департамента образования Ямала считают, что в настоящее время интернатная система нуждается в реформировании в связи с тем, что имеется ряд недостатков (отрыв ребенка от привычной обстановки, большие финансовые затраты на доставку детей из стойбищ в школы-интернаты, невозможность в полной мере удовлетворить этнокультурные потребности коренных народов и другие причины). Об этом 8 июня сообщили корреспонденту ИА REGNUM в пресс-службе губернатора Ямало-Ненецкого АО.

Одной из форм организации образовательного процесса коренных народов Севера может быть кочевая школа. Напомним, в системе образования открыта окружная экспериментальная площадка по отработке модели такой школы-сада (фактория Лаборовая, Приуральский район). Важным преимуществом стойбищной школы-сада является то, что дети имеют возможность жить в условиях традиционного уклада жизни, у них легче проходит адаптация к образовательному процессу. Кроме того, это дает родителям возможность регулярно навещать детей. Тем самым возрождается роль традиционного семейного воспитания.

Кроме того, такая система обучения способствует практическому овладению учащимися русского и родных языков, формированию навыков, связанных с традиционными видами хозяйствования и профессий педагога (учитель кочевой школы и детского сада), разъездного фельдшера, менеджера этнотуризма и др.

Напомним, в системе образования Ямала функционирует 24 школы-интерната и 6 пришкольных интернатов, в которых обучается более 9.000 детей коренных малочисленных народов Севера (свыше 80% от их общего числа). При этом более 4.000 детей не только обучаются, но и проживают круглый год в интернате и находятся на полном государственном обеспечении.