Европейский комиссар по расширению и Европейской политике соседства Штефан Фюле написал статью для украинской газеты "День", в которой изложил новые принципы политики соседства. Материал опубликован 7 июня.

"Новый подход к ЕПС основывается на четырех направлениях, о которых сжато говорится ниже.

ДИФФЕРЕНЦИРОВАННОЕ ПАРТНЕРСТВО

Сказать, что соседи ЕС очень разные и что помощь от ЕС должна высчитываться в соответствии с этими отличиями - значит выразить откровенный трюизм. Что конкретно значит это отличие? На мой взгляд, точкой отсчета должно быть утверждение, что пространство безопасности и благосостояния, которое мы стремимся расширить в странах-соседях, должно опираться на демократические ценности, верховенство права и уважение прав человека. Мы готовы продвигаться дальше и быстрее с теми партнерами, которые выбирают путь реформ, опираясь на ключевые для нас универсальные ценности. Мы будем мобилизовать весь спектр инструментов, имеющихся в распоряжении ЕС, для помощи нашим соседям, для пробуждения их в их движении вперед. Среди этих инструментов - увеличение финансовой поддержки, увеличение доступа к рынкам, постепенная интеграция во внутренний рынок, упрощение мобильности людей, в частности, с помощью так называемых партнерств по делам мобильности или участия в работе тех или иных агентств и программ ЕС. Это я называю подходом "большей поддержки за большие реформы" (more for more).

ПАРТНЕРСТВО С ЛЮДЬМИ

Слишком часто в прошлом мы предпочитали отношения с власть предержащими сотрудничеству с гражданским обществом. Сейчас мы должны возобновить баланс отношений. Негосударственные организации являются ключевыми игроками в реализации демократических и рыночных реформ, а динамичное гражданское общество - преградой против авторитаризма: оно может требовать от власти ответственности перед обществом. Мы предлагаем эффективнее поддерживать развитие гражданского общества. В частности, мы предлагаем создать инструмент гражданского общества, который поможет общественным организациям развивать свои возможности по отстаиванию ценностей (advocacy) и мониторингу реформ. Кроме этого, мы хотим развивать межчеловеческие контакты. Мы предлагаем увеличить ресурсы для развития студенческих обменов, а также поддержать легитимную мобильность людей через границы ЕС, гарантируя, в то же время, безопасность для наших граждан.

ВСЕСТОРОННЕЕ ПАРТНЕРСТВО

С тех пор как Лиссабонский договор вступил в силу, политическое сотрудничество между ЕС и его ближайшими соседями смогло выйти на высший уровень, причем в целом ряде сфер. Укрепление сотрудничества будет означать поиск ответов на пакет глобальных вопросов, затрагивающих и ЕС, и наших соседей: вопросов энергетической безопасности, изменений климата, борьбы против международного терроризма и нераспространения ядерного оружия. Речь также идет об ответе на вопросы безопасности, имеющие непосредственное значение для наших соседей, - например, на вопрос о помощи в разрешении длительных конфликтов. Лиссабонский договор предоставил больше возможностей для использования всех инструментов Союза, гражданских и военных, более координированным и эффективным способом.

ПОДЖИВЛЕННОЕ ПАРТНЕРСТВО

Если наши отношения с соседями будут укрепляться в дальнейшем, наши политики должны будут выделять достаточно времени и внимания обеспечению - вместе со своими коллегами в странах-соседях - мощного общего политического управления. Тесный диалог высокого уровня нужен не только относительно общих политических вопросов, но и относительно всех конкретных сфер нашего сотрудничества".

Кроме того, Фюле в своей статье отмечает: "...Более амбициозная стратегия нуждается в увеличении ресурсов. Нынешнее сообщение предлагает выделить - с 2011 до 2013 года - дополнительные 1,24 млрд. евро грантовой помощи в поддержку всех предложенных инициатив. Эти деньги дополнят бюджет политики на 2011 - 2013 годы, который уже составляет 5,7 млрд. евро. Наши соседи сталкиваются с огромными вызовами, а последствия слишком скромных или слишком поздних действий будут губительными. Наш долг перед нынешним и грядущими поколениями заключается в том, чтобы перед лицом этих вызовов быть на высоте... Мы должны укрепить "Восточное партнерство", которое помогло консолидировать сложный процесс демократических перемен. Соглашения об ассоциации, благодаря которым страны-партнеры могут достичь беспрецедентного уровня конвергенции с правом ЕС, находятся в центре процесса "Восточного партнерства". Мы должны сопровождать их на этом пути, проложенном на основе нашей общей европейской идентичности и общих ценностей. Мы должны также создать условия для успеха второго саммита "Восточного партнерства", который состоится в сентябре в Варшаве. У наших соседей происходят быстрые перемены; они побуждают нас к переменам и адаптированию собственной политики. Однако во всех странах-соседях имеет место один и тот же феномен: граждане требуют демократии, достоинства, социального развития и справедливо распределенного благосостояния".