Оппозиционный Армянский Национальный Конгресс (АНК), возглавляемый экс-президентом Армении Левоном Тер-Петросяном, как и прежде, требует начала переговоров с властью вокруг вопроса о проведении досрочных выборов главы государства. Для этого, как уже сообщалось, АНК сформировал делегацию переговорщиков, в которую включены ведущие фигуры Конгресса. Власть не отрицает, что переговоры возможны и даже необходимы, однако могут касаться любого насущного вопроса общественной повестки, кроме названного.

Комментируя требования АНК, руководитель парламентской фракции правящей Республиканской партии Армении (РПА) Галуст Саакян назвал требование о проведении внеочередных выборов "смешным" и не имеющим под собой правовых оснований. Поэтому, по его словам, РПА не собирается формировать какую-либо делегацию для переговоров - они могут проходить в формате широкой и открытой общественной дискуссии. В свою очередь, споуксмен РПА Эдуард Шармазанов заявил, что "Республиканская партия готова озвучить и защищать в парламенте все те предложения АНК как внепарламентской оппозиции, которые, будучи реалистичными, помогут в деле облегчения забот нашего народа и потребуют законодательных решений". То есть правящая партия не отказывается от "конструктивного сотрудничества" с "ответственной оппозицией", но идти на поводу у АНК не намерена.

Заявления функционеров РПА не произвели на Конгресс никакого впечатления. Как заявил секретарь правления Народной партии Армении, входящей в состав АНК, Феликс Хачатрян, "если власти не примут этого (требования о проведении внеочередных выборов - ред.), мы перейдем к нашему следующему шагу, и этот следующий шаг уже не предполагает создания комиссии". Это стало открытым намеком на возможность возобновления жесткого противостояния. А пресс-секретарь АНК Арман Мусинян, в свою очередь, отметил, что высказывания представителей РПА основанием для каких-либо выводов быть не могут. АНК воспринимает действующую власть лишь в лице президента Сержа Саргсяна или уполномоченного им лица, и если будет реакция со стороны президента, "тогда и поговорим".

В свою очередь, комментируя позицию руководителей правящей партии, председатель входящей в Конгресс Социал-Демократической Гнчакской партии (СДПГ) Людмила Саркисян указала, что сам Серж Саргсян не говорил, что переговоры относительно назначения внеочередных выборов невозможны. А к заявлениям других политиков "не следует относиться слишком серьезно". По мнению Людмилы Саркисян, их высказывания вызваны нежеланием "раньше времени создавать паническую атмосферу в команде".

Между тем в некоторых местных СМИ прошла информация о том, что, якобы, спикер парламента Овик Абрамян в течение нынешней недели встретится с членами команды переговорщиков АНК. Отсюда делается вывод, что диалог состоится, и именно председатель парламента является тем самым "уполномоченным лицом", с которым будет разговаривать команда Тер-Петросяна.

Одновременно с появлением этой информации руководитель парламентской фракции оппозиционной АРФ "Дашнакцутюн", которая является полным идеологическим антиподом руководимых Тер-Петросяном политических сил, Ваан Ованнисян, сделал весьма многозначительное заявление. По его словам, не исключена вероятность того, что власти, "как и в случае с армяно-турецкими протоколами", могут внезапно, "в результате ночного решения" объявить о проведении досрочных выборов. Ованнисян не стал объяснять, почему это может произойти, однако логику дашнакцаканского деятеля понять нетрудно.

АРФД склонна связывать внутри - и внешнеполитические коллизии с вопросом Нагорного Карабаха и армяно-турецкими отношениями, причем является противником налаживания отношений с Анкарой без признания Турцией факта геноцида армян 1915 года в Османской империи и решения всего комплекса связанных с этим территориальных, материальных и морально-нравственных вопросов. В карабахском вопросе "Дашнакцутюн" является противником достижения урегулирования за счет согласия армянской стороны на вывод своих военных сил с территорий вокруг Нагорно-Карабахской Республики. Этот вопрос в последнее время достаточно актуализировался, свидетельством чего является заявление президентов стран-сопредседателей Минской группы ОБСЕ - России, США и Франции 26 мая в Довиле. Ованнисян склонен связывать это обстоятельство в том числе и с деятельностью АНК. В доказательство он процитировал фрагмент выступления Левона Тер-Петросяна, который утверждал, что Конгрессу удалось обеспечить беспрецедентное международное давление на власти Армении, поскольку международное сообщество недовольно состоянием прав человека и других демократических свобод в стране. Деятель АРФД согласен с тем, что давление действительно увеличилось, но "я сомневаюсь, чтобы это давление было применено во благо демократии", сказал Ваан Ованнисян. "За три года деятельности оппозиционный Армянский национальный конгресс (АНК) добился лишь того, что международные структуры стали оказывать очень сильное давление на Армению, - заявил Ваан Ованнисян, при этом он добавив, что это давление нацелено не на укрепление демократии в Армении, а на то, чтобы армянское руководство пошло на уступки в карабахском урегулировании и в армяно-турецком процессе".

Поэтому может сложиться ситуация, когда противостоять этому давлению можно будет лишь в условиях форсмажорной ситуации. Так уже случалось - в 1998 году тогдашний президент Левон Тер-Петросян выступил с планом урегулирования, который его ближайшие соратники - премьер-министр Роберт Кочарян, министр обороны Вазген Саркисян (впоследствии ставший жертвой теракта в парламенте в октябре 1999 года) и министр национальной безопасности Серж Саргсян сочли совершенно неприемлемым, ведущим к возвращению Карабаха в состав Азербайджана. В результате Тер-Петросян подал в отставку. Для формирования новой властной команды потребовался определенный период, и все это время - практически не менее года, переговоры по понятным причинам были заморожены. А после этого посредники Минской группы ОБСЕ убедились, что новая власть в Ереване отнюдь не склонна продолжать диалог с уже согласованных позиций, полагая их ущербными. Переговоры пришлось возобновлять практически "с чистого листа".

Таким образом, смена власти как возможность избежать крайне нежелательных, угрожающих национальной безопасности решений не является для Армении беспрецедентным обстоятельством. И в этом контексте не имеет никакого значения тот факт, что Левон Тер-Петросян традиционно считается деятелем, настроенным на уступки (не исключено, что и чрезмерные) азербайджанской стороне. Во время своих последних выступлений на митингах АНК и в оппозиционной прессе руководитель Конгресса не раз подчеркивал, что Карабахом нельзя жертвовать даже ради установления в стране демократии, что безопасность карабахских армян и их право на самоопределение являются абсолютным национальным приоритетом и императивом деятельности любых политических сил.

Сопоставляя все эти факты, можно предположить, что до саммита лидеров России, Армении и Азербайджана в Казани под патронажем Дмитрия Медведева президент Серж Саргсян будет держать паузу и не станет однозначно высказываться относительно повестки переговоров с Конгрессом. Это тем более вероятно, что, по информации весьма компетентных источников, Ереван на данном этапе не намерен давать согласия - даже условного, оформленного в форме декларации - на начало вывода войск из окружающих Карабах районов зоны безопасности. Более того, формально этот вопрос вообще не лежит в юрисдикции Еревана, поскольку в официальной армянской позиции данная зона контролируется Армией обороны Нагорно-Карабахской Республики, подчиняющейся президенту НКР, а не Армении. Тем не менее, это будет означать, что армянская сторона отвергает важнейший пункт так называемых обновленных Мадридских принципов.

Между тем, по ряду признаков можно предположить, что Баку готов дать согласие на предложения миротворцев, в том числе - на проведение в отдаленной перспективе референдума о статусе НКР. Однако именно тот факт, что посредники изъяли из текста упоминание о конкретных сроках проведения референдума, и не позволяет армянской стороне однозначно заявить о согласии с их предложениями. В этом случае позиция уже не Баку, а Еревана и Степанакерта может быть названа "неконструктивной", свидетельствующей, как сказано в Довильском документе, об отсутствии стремления выйти на мирное решение проблемы. Для того, чтобы избежать такого, крайне нежелательного, развития событий, чреватого, помимо прочего, углублением экономического кризиса, если кредитная политика внерегиональных игроков будет использована в качестве "кнута", власть и оппозиция в лице АНК могут попытаться прибегнуть к нетривиальным шагам, призванным сохранить на неопределенное время существующий статус-кво, который, заметим, посредники называют "неприемлемым".

Именно этот сценарий был публично выдвинут в качестве обоснования неизбежности досрочных выборов экс-главой Государственного управления по национальной безопасности Армении, представителем оппозиционного Армянского национального конгресса (АНК) Давидом Шахназаряном на пресс-конференции в Ереване 2 мая. Примечательно, что Шахназарян входит в группу от АНК, которой делегировано вести переговоры с властью на предмет назначения этих выборов. По словам оппозиционера, заявление президентов России, США и Франции в Довиле является "призраком Дейтона". "Я не исключаю, что в ближайшем будущем державы (Россия, Франция и США) решат также вопрос дислокации и мандата миротворческих сил в зоне карабахского конфликта", - подчеркнул Давид Шахназарян. Он добавил, что если не в Казани (25 июня здесь состоится встреча президентов Армении, Азербайджана и России), то уже на следующей встрече стороны конфликта подпишут документ и начнется "работа по составлению большого соглашения". В сложившейся ситуации, как считает представитель АНК, власти Армении находятся в тяжелейшем положении. "Если власти, при наличии в стране глубокого политического кризиса и тяжелой социально-экономической ситуации, решат пойти на урегулирование проблемы, то это будет как минимум авантюрой", - сказал политик. Он убежден, что единственным выходом из сложившейся ситуации является проведение в Армении досрочных президентских и парламентских выборов. "Это единственный способ, чтобы вести процесс урегулирования конфликта в удобном для нас русле", - резюмировал представитель Конгресса, в то же время выразив уверенность, что досрочные выборы обязательно произойдут.

Но способны ли эти выборы, к которым стремится оппозиция, спекулируя в том числе и карабахской тематикой, изменить всю логику переговорного процесса или же они просто отложат "карабахский Дейтон" на несколько месяцев? Это в Армении мало кто может точно спрогнозировать. Во всяком случае, ни одной внятной позиции относительно дальнейшей стратегии ведения переговоров с Баку, кроме как той, которая в настоящее время развивается в ущерб самому Еревану, в армянском внутриполитическом дискурсе не озвучивается и не обсуждается.

Ануш Левонян - политический обозреватель (Ереван)