Интервью ИА REGNUM с руководителем Центра политических исследований "Атлас" (Баку) Эльханом Шахиноглу.

ИА REGNUM: Чего вы ожидаете от трехсторонней встречи президентов России, Азербайджана и Армении в Казани?

Ничего особенного ждать не приходится. Даже российские дипломаты, делая заявление о будущей Казанской встрече, говорят: "многое зависит от сторон". Хотя в последнее время нагнетается большой ажиотаж вокруг Казанской встречи и это в первую очередь обусловлено Довильским заявлением глав стран-сопредседателей Минской группы ОБСЕ - России, США и Франции. Президенты трех стран в этом заявлении отметили, что "дальнейшая задержка урегулирования конфликта лишь поставит под сомнение приверженность сторон достижению соглашения" и это как бы в теории должно подтолкнуть президентов Армении и Азербайджана найти взаимоприемлемое решение. После этого хлынул поток оптимистических заявлений о будущей Казанской встрече. Но никакие заявления не заменят самого решения. Здесь стоит вспомнить заявление глав стран-сопредседателей Минской группы ОБСЕ - России, США и Франции - данное ими еще в прошлом году в Канаде. Тогда они тоже в рамках встречи "большой восьмерки" сделали заявление о важности быстрого решения Нагорно-Карабахского конфликта, там были даже конкретные предложения, типа: "Для урегулирования конфликта осталось сделать один шаг". Как видим за год не то, что шага и маленького шажка не было сделано и где гарантия того, что этот шаг будет сделан именно в ходе Казанской встречи.

ИА REGNUM: Как Вы думаете, какой фактор препятствует тому, чтобы сделать упомянутый вами шаг в решении конфликта?

Позиция Еревана. На столе лежит поэтапный план разрешения конфликта, кто-то называет его Мадридскими, другие Обновленными или Расширенными Мадридскими принципами. По-моему, всем понятно, что если Армения не освободит оккупированные районы вокруг Нагорного Карабаха, то разрешение конфликта невозможно. И почему я не большой оптимист на счет Казанской встречи? Главы США, Франции и, в первую очередь, России не оказывают давления на президента Армении Сержа Саргсяна, чтобы тот принял данный план урегулирования. Получается, что хотя Минская группа подготовила план и ожидает принятия документа обеими сторонами, но видя очевидный саботаж со стороны Еревана, сопредседатели не хотят надавить на него. Именно по этой причине официальный Баку упрекает Минскую Группу в неспособности урегулировать конфликт и обвиняет ее в двойных стандартах.

ИА REGNUM: Возможно ли нечто вроде Дейтонского соглашения для разрешения Нагорно-Карабахской проблемы?

Это возможно лишь в том случае, если Нагорно-Карабахский конфликт перейдет в военную фазу и ситуация будет иметь взрывоопасный характер. В этом случае страны-сопредседатели, как и в бывшей Югославии, должны будут найти императивное решение, даже если это "вынужденное соглашение" не понравится одной из сторон конфликта. Пока же в данной ситуации Нагорно-Карабахский конфликт находится в спокойном подвешенном состоянии и большим странам не мешает. Если не сказать обратное: полное урегулирование конфликта и заключение мира между Азербайджаном и Арменией не в интересах некоторых сопредельных стран.

ИА REGNUM: Выходит: не видать нам разрешения конфликта и в этом году...

Ну, если официальные власти Армении не поймут всю ошибочность своей политики, одновременно враждуя и с Азербайджаном, и с Турцией. Или же, если президент России Дмитрий Медведев не ударит кулаком по столу в Казани и не скажет обоим президентам: "хватит господа, надоело, я около двух лет организовываю ваши встречи, трачу на вас время и энергию, а подвижек в решении конфликта все не видно". Ведь надо учитывать еще и тот факт, что через несколько месяцев Медведева ждет президентская гонка и ему могут напомнить о всех его тщетных попытках заключить мир между Азербайджаном и Арменией. Медведев, никаким другим конфликтом так упорно и долго не занимался, как Нагорно-Карабахским вопросом. Может быть, Казань даже последний шанс для президента Медведева в этом принципиальном вопросе. Если в этом году не будет подвижек в разрешении конфликта, в чем я мало уверен, то в последующие два года ожидать заключения мира маловероятно. В 2012 году президентские выборы в Армении, а в 2013-м в Азербайджане. Как мы знаем, в годы выборов никто не рискует.

ИА REGNUM: Как же тогда договорятся главы Азербайджана и Армении?

Прав Станислав Тарасов в своей статье в ИА REGNUM насчет ситуации в Армении. В 2011 году правительство Армении предполагает довести внешний долг до 4,4 млрд. долларов, что превышает уровень 50% ВВП. Уже в 2013 году Армения должна будет выплатить 500 млн. долларов для обслуживания внешнего долга, тогда как госбюджет Армении составляет всего 2,5 миллиарда долларов. Сложно будет Армении. Сколько еще соседнее государство будет упорствовать? Несколько месяцев назад в интервью одной из армянских газет я сказал, что самая высокая автономия, какая существует в мире, для Нагорного Карабаха означает в реальности самые широкие возможности для проживающих в этом регионе армян и азербайджанцев, включая создание местного парламента, муниципалитетов, органов самоуправления. Жители Нагорного Карабаха армянской национальности будут поддерживать тесные связи с Арменией так же успешно и беспрепятственно, как раньше. Лишь бы режим в Нагорном Карабахе не требовал полной самостоятельности, а создать там любые возможности для жизни и развития можно всегда. Это создаст условия не только для развития Карабаха, но также для нормализации как азербайджано-армянских, так и армяно-турецких отношений.

Представьте на мгновенье, что для такого сценария зажегся зеленый свет, и увидите, в каком стабильном положении окажется регион, откроются возможности для экономического и политического сотрудничества четверки стран - Армении, Грузии, Турции и Азербайджана. Почему Армении и Нагорному Карабаху не включиться в общее развитие и сотрудничество в регионе? Представьте, что не будь войны между Арменией и Азербайджаном, нефтепровод Баку-Тбилиси-Джейхан и газопровод Баку-Тбилиси-Эрзерум были бы проложены по другому маршруту - Баку-Ереван-Джейхан и Баку-Ереван-Эрзерум. Другими словами, то, что сегодня зарабатывает Грузия, получала бы Армения. На самом деле такие планы были в повестке дня, но, к сожалению, нежелание армян отойти от сепаратизма, наложило на эти планы крест. Но и сегодня не совсем поздно. Если в Нагорном Карабахе воцарится справедливый мир, Армения тоже станет важнейшей страной регионального развития и сотрудничества.

ИА REGNUM: Но ведь, ни нынешний президент Армении Саргсян, ни предыдущий Кочарян не захотели такого мира...

Вы забыли про еще одного президента Армении - Левона Тер-Петросяна. Так вот, если бы в 2012 году главой Армении вновь стал Левон Тер-Петросян, возможно официальному Баку с ним было бы легче договориться. И это было бы на пользу всем. Левон Тер-Петросян и его команда более реально оценивают ситуацию. Да, именно при нем были оккупированы территории Азербайджана, но именно он в последующем, понял всю опасность этой ситуации для Армении. Его прогнозы оправдываются.