Госсовет Чувашии не сдаётся и готовит апелляцию на решение Верховного суда республики, который 1 июня отменил постановление Ленинского районного суда Чебоксар, 26 апреля признавшего законным лишение депутатского мандата Тамары Романовой. В Чувашии теряются в догадках, почему упорствует республиканский парламент, создающий прецедентное для России право досрочного лишения мандатов, а по сути, удобного механизма манипуляции и отзыва неугодных депутатов, избравшихся по партийным спискам. Что это - чётко спланированная и одобренная "сверху" акция или недоразумение из разряда уже произошедших - таких, как отзыв на законопроект, получивший скандальный резонанс как "налог на беременность", или не менее скандальное заявление спикера, что "основной язык чувашский, а потом уже русский"? В любом случае, за полгода до новых выборов реноме чувашскому парламенту уже не восстановить, а вернуть отозванный депутатский мандат, возможно, и придётся. Пойдёт ли Госсовет до конца, станет понятно в ближайшие дни, передаёт корреспондент ИА REGNUM.

Как ранее сообщало ИА REGNUM, 22 марта 2011 года на сессии Госсовета Чувашии 31 депутат из 38 присутствующих проголосовал за досрочное прекращение полномочий Тамары Романовой "в связи с несоблюдением ею ограничений, связанных с депутатской деятельностью, установленных федеральным законом". Официальным предлогом для досрочного сложения полномочий стал выход из КПРФ "на основании личного заявления" Романовой от 29 июня 2009 года" и решение об исключении из коммунистической фракции в Госсовете 28 февраля 2011 года, которое принималось без её участия и даже без её собственного заявления.

Руководитель фракции КПРФ в Госсовете Чувашии Виктор Ильин признался, что "вопрос тянется с лета 2009 года", но с учётом того, что Тамара Романова является "активным депутатом Госсовета, мы решение не принимали". При этом депутат говорил извиняющимся тоном, слегка покраснев: бойкий в другие моменты депутат на этот раз тяжело и мучительно подбирал слова, ему было неловко, а где-то - стыдно. Виктор Ильин признался, что "неоднократно в мой адрес как руководителя фракции" "со стороны первого секретаря чувашского рескома КПРФ" (Ильин так и не решился назвать имя Валентина Шурчанова, лидера чувашских коммунистов и депутата Госдумы - ИА REGNUM) поступала критика за "неисполнение решения бюро по этому вопросу", а в последний раз "вынесено партийное наказание в принципе". "По уставу, с момента подачи заявления о выходе из партии прекращается членство в партии", - пояснил Ильин.

В свою очередь Тамара Романова подтвердила, что было два заявления, но одно из них - об отзыве заявления о выходе из партии, написанное 29 августа 2009 года и сразу отозванное, другое - о выходе из "КРФ". "Других заявлений я не писала. А было требование господина Шурчанова, трижды или четырежды, написать заявление по собственному желанию о выходе из КПРФ, на что я ответила категорическим отказом. Сказала, что больше увлекаться заявлениями не буду - исключайте", - сообщила депутат. И высказала свою позицию относительно внутрипартийного конфликта: "При тех обстоятельствах, когда чувашское региональное отделение КПРФ под руководством господина Шурчанова отдалилась от интересов народа и превратилась из оппозиционной партии в партию лоббирования интересов бывшего президента Чувашии Николая Федорова, я решила не отказываться от взятого мною курса, не сворачивать вправо или в центр".

В публичном пространстве о политическом конфликте между партбоссом и рядовым членом стало известно в 2009 году, когда эмоциональная и по-женски пылкая коммунистка написала заявление о выходе из партии. "Наша публичная с Шурчановым стычка произошла на пленуме рескома 27 июня, когда он цинично заявил, что тарифы в Чувашии приемлемые в сравнении с другими регионами, хотя, по данным Минрегиона, по росту тарифов наша республика в числе "лидеров" в ПФО, - объяснила свою позицию Тамара Романова в беседе с корреспондентом ИА REGNUM. - Шурчанов так слился с Федоровым, что на это уже просто противно смотреть. И я не могу на это не реагировать, и делаю так, как только может простой коммунист не соглашаться с позицией "большого человека" - секретаря президиума ЦК КПРФ, главного редактора газеты "Правда" и депутата Госдумы. В знак протеста с позицией Шурчанова я вынуждена либо выйти из партии, либо - из Госсовета. Посовещавшись с коллегами, избрала первый вариант, поскольку за мной стоят мои избиратели, а партийную работу продолжаю делать и буду продолжать вне зависимости ни от чего".

После такого заявления в чувашское отделение КПРФ обратились юристы Госсовета, предложившие инициировать процедуру лишения Романовой мандата. Однако тогда получили отказ: внутрипартийный конфликт замяли. На полтора года.

Как стало известно ИА REGNUM, Валентин Шурчанов остался чуть ли не в одиночестве, инициируя рассмотрение вопроса о выходе из оппозиционной партии главного своего оппозиционера, и следующим этапом - лишение Романовой депутатского мандата. Несмотря на отсутствие неформальной поддержки, формально воле политического шефа подчинились его соратники - члены фракции КПРФ в Госсовете.

Юристы соглашаются, что лишать Тамару Романову мандата по тем основаниям, по которым было предложено Госсоветом, - незаконно. Депутат, избравшийся по партийным спискам, может быть лишён мандата, если он выйдет из партии, однако Романова из коммунистической фракции и из КПРФ не выходила, её - исключили. При этом она не вступала в какие-либо другие партии, что также могло бы стать законным основанием для досрочного сложения депутатских полномочий.