25 июня в Казани состоится очередной саммит президентов России, Азербайджана и Армении - Дмитрия Медведева, Ильхама Алиева и Сержа Саргсяна по урегулированию карабахского конфликта. Причем, с этой встречей экспертное сообщество связывает повышенные ожидания, которые во многом связаны с Довильским заявлением глав стран-сопредседателей Минской группы ОБСЕ - России, США и Франции. Действительно, в заявлении президентов отмечается, что "дальнейшая задержка (урегулирования конфликта) лишь поставит под сомнение приверженность сторон достижению соглашения". В этой связи замминистра иностранных дел России Сергей Рябков сделал даже заявление о том, что "шансы на мирное разрешение карабахского конфликта лучше, чем раньше" По его словам, "мы работаем над тем, чтобы это разрешение приблизить" и "нового конфликта в Нагорном Карабахе не произойдет".

Откуда такая уверенность? Возможно, это связано с небывалым дипломатическим переговорным процессом. Недавно в США с визитом побывал министр иностранных дел Армении Эдвард Налбандян. Сейчас переговоры в Вашингтоне проводит его азербайджанский коллега Эльмар Мамедъяров. Даже генеральный секретарь ООН Пан Ги Мун при оценке возможностей карабахского урегулирования говорит "о необходимости в скорейшем урегулировании этого конфликта", чего ранее не наблюдалось.

Если судить по сообщениям западных СМИ, все крутится вокруг возможности осуществления обновленных Мадридских принципов по карабахскому урегулированию, которые являются рабочим документом Минской группы ОБСЕ. Формула предполагаемого соглашения выглядит следующим образом: армянские войска покидают "некоторые азербайджанские районы, статус Карабаха приобретает так называемый отложенный характер до будущего референдума".

Одновременно Турция открыто намекает на возможность параллельно начать процесс ратификации цюрихских протоколов, предусматривающих нормализацию отношений с Ереваном и открытие границ. Причем, как убедился автор, общаясь со многими турецкими политологами в Стамбуле, ставка делается на сложное экономическое положение в Армении. Они оперируют данными, которые стали все чаще появляться в армянских СМИ: после глобального экономического кризиса экономика страны находится в тяжелейшем положении и общество оказывается на грани социального взрыва.

В 2011 году правительство Армении предполагает довести внешний долг до 4,4 млрд. долларов, что превышает уровень 50% ВВП. Уже в 2013 году Армения должна будет выплатить 500 млн. долларов для обслуживания внешнего долга, тогда как госбюджет Армении составляет всего 2,5 миллиарда долларов. Исходя из этого, Анкара предполагает вероятность изменения внешнеполитической ориентации Еревана и усматривает вероятность создания альянса Саргсян - Тер-Петросян, который может принять предполагаемое соглашение по Карабаху. В то же время они рассчитывают на политическую маргинализацию Роберта Кочаряна, который в их глазах выглядит главным носителем идеи воссоздания "Великой Армении". То есть Анкара рассчитывает сформировать из Сержа Саргсяна "образ Садата", подписавшего соглашение Египта с Израилем.

Но в данной операции есть свои определенные нюансы. Для того, чтобы Саргсян принял предлагаемые условия, только Цюриха недостаточно. Тем более, что Баку публично не отказывается от желания сохранить в любой правовой форме Карабах в своем составе. Поэтому чтобы быть последовательной в осуществлении намеченного сценария, Анкара полагает, что азербайджанская дипломатия в принципе может принять вариант "отложенного статуса" Карабаха, чтобы дать возможность для политического маневра Сержу Саргсяну. Он, как считает вице-президент Международной кризисной группы (ICG) Ален Делетроз, "должен сделать такие шаги к компромиссу с Азербайджаном, чтобы не проиграть следующие выборы".

Именно в таком контексте, видимо, следует воспринимать суждения считающегося осведомленным в карабахском урегулировании эксперта фонда Карнеги Тома де Ваала. Он сомневается в том, что лидеры Армении и Азербайджана подпишут соглашение по Карабаху в Казани. Поэтому предлагает державам "восьмерки" проявить превентивную активность, начав ввод миротворцев в зону конфликта еще до саммита в Казани.

Любопытно, что представители оппозиционного Армянского национального конгресса Тер-Петросяна быстро ухватились за такой проект, но в собственной интерпретации. По их мнению, расширение мандата российской базы в Армении, создание миротворческих сил ОДКБ, недавнее соглашение, согласно которому войска ОДКБ могут принимать участие в миротворческих миссиях ООН, то, что карабахское урегулирование происходит в рамках не ООН, а ОБСЕ, у которой нет вооруженных сил, предполагает вероятность получения Россией соответствующей резолюции СБ ООН.

Говоря иначе, все думают уже о вероятных действиях при определении статуса Карабаха и не подвергают сомнению то, что Армении придется освободить некоторые районы Азербайджана. Вот почему мои собеседники в Стамбуле высоко оценивают и потенциальные возможности "автобусного саммита" в Риме, который состоялся между главой МИД Турции Ахмедом Давудоглу и президентами Азербайджана и Армении - Ильхамом Алиевым и Сержем Саргсяном. Турецкая дипломатия пытается сейчас продемонстрировать Азербайджану, что подписание ею цюрихских протоколов с Арменией было дальновидным решением, поскольку если Армения в ином варианте пойдет на подписание соглашения по карабахскому урегулированию, это может восприниматься как ее поражение.

Так что, как и предполагало ранее ИА REGNUM, в Закавказье разыгрывается новая многоходовая политическая партия. Поэтому саммит в Казани Медведев - Алиев - Саргсян будет иметь важное, но вряд ли прорывное значение. Элементы предполагаемой комбинации еще только складываются.

Стамбул-Москва