"Окно для прорыва в решении карабахской проблемы является узким, а терпение людей - на исходе", пишет The New York Times о предстоящей 25 июня в Казани встрече президентов Армении, Азербайджана и России.

Как пишет автор статьи Элен Барри, с начала 1990-х годов Азербайджан пытается восстановить контроль над Нагорным Карабахом, преимущественно армянонаселенным анклавом в пределах своих границ, а также обеспечить возвращение этнических азербайджанцев, которые были вынуждены покинуть свои дома в результате войны. Режим прекращения огня соблюдается с 1994 года, продолжаются переговоры с участием международных посредников, пишет издание, отмечая, что все внимание сегодня приковано к предстоящей встрече глав государств в Казани. "Я предпочла бы пойти на войну, чем ждать еще 20 лет", - сказала 34-летняя студентка снайперских курсов Шафаг Исмаилова, которая покинула Зангеланской район - один из семи прилегающих к Нагорному Карабаху территорий, находящихся под контролем армянских войск.

Говоря о возможности возобновления войны, ее подруга Шафаг Амрахова, выпускница юридической школы, заявила: "Война - это плохо для всех, но иногда ситуация требует этого".

"Забыть о "замороженных конфликтах" весьма заманчиво. Такие территории как Нагорный Карабах, молдавское Приднестровье, а также Абхазия и Южная Осетия в Грузии, стали самым болезненным наследием Советского Союза. СССР предоставил им статус полу-государств, который перестал существовать так же, как вспыхнул национализм в идеологическом вакууме. Но в 2008 году война в Грузии послужила напоминанием о том, как быстро и ужасающим образом они могут перейти в разряд "размороженных"", - пишет The New York Times.

При этом издание отмечает, что одной из причин, по которой замороженный карабахский конфликт до сих пор не возобновился, состоит в том, что у противоположных сторон нет соответствующего стимула: "Армения управляет территориями, поэтому заинтересована в сохранении статус-кво. Азербайджан смотрит немного вперед: хоть страна и может легко выиграть войну, но на помощь Армении могут быть направлены войска ее военного союзника - России, как это было в Южной Осетии".

"Но условия меняются медленно, но верно и в опасном направлении. В прошлом году переговоры при посредничестве ОБСЕ колебались, оставив после себя основные принципы соглашения (Мадридские принципы - ред.), которые стороны отказываются подписывать на протяжении пяти лет. Обе страны активно вооружаются, но Азербайджан, безусловно, опережает в этом вопросе: по данным Международной кризисной группы, с 2003 года страна увеличила расходы на оборону в двадцать раз. Угрозы войны настолько переплелись с переговорами, что трудно сказать, где начинаются одни и кончаются другие", отмечается в статье.

"Нет никакой гарантии, что завтра или послезавтра война между Азербайджаном и Арменией вновь не вспыхнет. Нам нужно мирное сосуществование, а не война. Нам нужно мирное развитие. Но ничто не заменит территориальную целостность и суверенитет Азербайджана. Если будет нужно, мы готовы отдать жизнь за территориальную целостность", - сказал в интервью газете заведующий общественно-политическим отделом администрации президента Азербайджана Али Гасанов.

Как он отметил, Баку крайне разочарован усилиями международных посредников: "Соединенные Штаты, Франция и Россия не делают того, что обещали. Америка сегодня на первое место ставит ситуацию в Афганистане, Ираке и Северной Африке, вопрос сооружения противоракетной обороны в Европе, но не региональные конфликты, подобно нагорно-карабахскому", указал он.