Осетинам придется искать новые механизмы сосуществования православия и ислама - эксперт

Владикавказ, 1 июня 2011, 16:04 — REGNUM  Об исламских религиозных экстремистах, действующих в Северной Осетии, и перспективах сохранения механизмов мирного сосуществования христианства и ислама в республике после убийства народного поэта Северной Осетии Шамиля Джигкаева (Джикаева) в интервью ИА REGNUM рассказал Старший научный сотрудник Института востоковедения РАН Ахмед Ярлыкапов.

ИА REGNUM: Лица, подозреваемые в убийстве Шамиля Джигкаева, судя по сообщениям правоохранительных органов, были религиозными экстремистами. Как вы оцениваете численность приверженцев экстремистских исламских групп в сегодняшней Северной Осетии?

Численность оценивать трудно, потому что никто такой подсчет не ведет. Единственное, что нам известно - такие люди есть в Северной Осетии. И о том, что они действуют в рамках своих убеждений, как раз и говорит убийство известного осетинского поэта.

ИА REGNUM: В каких отношениях экстремистские исламские группы с новым руководством Духовного управления мусульман РСО-Алания?

Эти люди находятся в подполье и, я не думаю, что у них есть какие-то связи с ДУМ. Мне кажется, здесь даже сомнений нет, что они не связаны. ДУМ Северной Осетии выразило искренние сожаления в связи с тем случилось.

ИА REGNUM: Есть ли в Северной Осетии зарегистрированные мечети, имамы которых не подконтрольны ДУМ?

Такого нет. Раньше это было, когда было двоевластие какое-то, до середины 2000-х годов, сейчас зарегистрированных мечетей, имамы которых не подконтрольны ДУМ Северной Осетии, нет. Но надо уточнять, что есть контроль. По крайней мере, мечетей, имамы которых ведут себя независимо и открыто заявляют о неподчинении ДУМ, нет, насколько я знаю.

ИА REGNUM: В ряде регионов Северного Кавказа в молодежной среде имеет конфликт между религиозными (не обязательно экстремистскими) и этническими активистами. Наблюдается ли что-то подобное среди осетинской молодежи?

В Северной Осетии ситуация сложная и в религиозном плане, и в плане этническом. Среди мусульманской молодежи, конечно, такое есть, и североосетинские мусульмане в этом смысле не выделяются. Среди них тоже есть такие же споры о том, насколько этническое соответствует исламскому. Это, действительно, общесеверокавказская тенденция.

ИА REGNUM: Появление радикальных групп среди осетинской молодежи и конфликт вокруг Пригородного района - оказывают ли два этих явления какое-либо влияние друг на друга?

Североосетинские мусульмане в тяжелом положении в связи с конфликтом в Пригородном районе. Они, с одной стороны, вынуждены доказывать, что они осетины, с другой стороны, эта их общеисламская идентичность тоже влияет. Мне кажется, конфликт вокруг Пригородного района не является каким-то катализатором для появления экстремистов именно среди молодых этнических осетин. Непосредственно этот конфликт не влияет на радикализацию осетинской молодежи. Скорее, он влияет на радикализацию ингушской этнической молодежи.

ИА REGNUM: Традиционно в осетинском обществе существуют достаточно действенные механизмы мирного сосуществования христианства и ислама. Какова сейчас перспектива их сохранения, требуется ли какая-то их трансформация в новых условиях?

Условия, действительно, новые, когда практически во всем исламском мире, и наши мусульмане здесь не исключение, происходит переосмысление взглядов на свою религию, переоценка, появляются какие-то новые понимания. И в этом смысле, конечно же, будут претерпевать очень серьезные изменения и те механизмы, о которых вы говорите. Эти механизмы не всегда, но часто основывались на неглубоком проникновении этих двух мировых религий в религиозное сознание осетин, сохранении все-таки элементов прежней осетинской этнической религии. И соответственно, чем глубже будут проникать и ислам, и православие в религиозное сознание осетин, тем больше будет переосмысливаться вообще религиозность. Я думаю, что осетины будут искать и находить новые механизмы, новые возможности, которые больше основаны на толерантных положениях этих двух мировых религий, нежели на слабом их знании и понимании.

Если Вы заметите ошибку в тексте, выделите её и нажмите Ctrl+Enter, чтобы отослать информацию редактору.
Главное сегодня
NB!
21.02.17
The Observer: «Миру нет дела до старушки Европы»
NB!
21.02.17
Радио REGNUM: первый выпуск за 21 февраля
NB!
21.02.17
«Рубль передумал слабеть»
NB!
21.02.17
Китайские власти: Птичий грипп мутировал и стал опасней
NB!
21.02.17
Косово подаст новую заявку на членство в ЮНЕСКО
NB!
21.02.17
Выделение бесплатной земли: «Вам гектар на Хоккайдо? Да пожалуйста!»
NB!
21.02.17
Новая Антанта идёт на войну: Почему Германия создает ЕС-2?
NB!
21.02.17
«Они хотят геноцида, но Порошенко этого не может»
NB!
21.02.17
Под видом «культурных центров» в Италии финансировались бордели для геев
NB!
21.02.17
После визита Пенса в ЕС на американском флаге стало больше звезд
NB!
21.02.17
Явка на конституционном референдуме в Нагорном Карабахе составила 76%
NB!
21.02.17
Приднестровье: «Нас приглашают в мышеловку, даже не положив туда сыра»
NB!
21.02.17
Эквадор: Ленин в шаге от победы в первом туре
NB!
21.02.17
Землетрясение в Панаме: Эвакуированы метро и высотные здания
NB!
21.02.17
«Шанхайцы» против «пекинцев»: как китайская элита борется за власть
NB!
21.02.17
Есть ли надежда у землян? Определит ли XXI век текст, «сделавший» век XX
NB!
21.02.17
О геях, влюбленных и бытовом национализме: Казахстан за неделю
NB!
21.02.17
В офисе партии Ле Пен проходят обыски
NB!
20.02.17
Катастрофа Boeing MH17 спустя два года / 3
NB!
20.02.17
В Софии состоялось факельное шествие неонацистов «Луков марш»
NB!
20.02.17
Глава МИД Молдавии дезавуировал антинатовскую риторику президента Додона
NB!
20.02.17
Гражданская война на Украине — главное за сегодня