Через многие российские СМИ прошло скандальное сообщение фонда "Историческая память" о плагиате в диссертации Н.Ю. Белых. Некоторые вятчане сомневаются, нужен ли был этот скандал. Дескать, работы многих других высокопоставленных диссертантов не лучше. Я с этим в корне не согласен. Писатель Владимир Дудинцев в своем известном романе "Белые одежды" говорит устами одного из героев: "Стоит ли бояться скандала тем, кто не замаран? Скандал - это факел, говорящий всем, что общество не терпит злоупотреблений ни с чьей стороны. Скандал порочит людей, но не общество. А вот уклонение, сокрытие скандала оберегает людей, но порочит общество. Пожалуйста, выбирайте!".

Вот я и хотел бы остановиться на причинах, порождающих подобные скандалы. Тем более, что причины эти имеют давнюю историю. Михаил Ардов в своей книге "Легендарная Ордынка" приводит слова известного архитектора И.В. Жолтовского, который относился к своим коллегам - советским архитекторам с необычайным презрением. Иван Владиславович говорил: "Я, по крайней мере, знаю что, где, как и у кого украсть... А они, невежды, даже этого не могут...".

Лев Николаевич Гумилев часто повторял такие слова: "Я никогда не видел в советской науке борьбы материализма с идеализмом, борьбы пролетарской идеологии с буржуазной... У нас всегда была только одна борьба - борьба за понижение требований к высшей школе. И эта борьба дала свои плоды". А вот что писал Е.Д. Петряеву книговед В.И. Безъязычний почти тридцать лет тому назад. Отмечу, что именно Владимир Иосифович сделал все возможное и невозможное, чтобы вернуть из небытия доброе имя нашего великого ученого-энциклопедиста Александра Леонидовича Чижевского, после возвращения того в Москву из ГУЛАГа.

Из письма Владимира Иосифовича Безъязычного к Евгению Дмитриевичу Петряеву от 5 сентября 1982 года: "С каждым годом все труднее работать отнюдь не из-за возраста. Просто совершенно изменилось все, что связано с учебным процессом. Невероятно изменились студенты, преподаватели. И среди тех, и других все меньше и меньше образованных людей. Те, кто поступает сейчас в вузы, знает, казалось бы, и много, но все как-то не то, что нужно было бы знать, прежде всего. Вспоминается покойный Николай Павлович Смирнов-Сокольский, который говаривал про свою жену: "Моя Софа знает много, только не очень точно...". Уровень преподавателей очень невысок, ибо уже редко найдется такой, чтобы хорошо знал иностранные языки, был широко эрудирован. По большей части узкая специализация и "нахватанность" через телевидение и прочие СМИ. А глубокие, фундаментальные знания можно встретить редко - это я знаю по многочисленным примерам" (ГАКО, ф. Р-139, оп.1 "а", д.53, л.299-304).

Хотелось бы отметить, что диссертация - это самостоятельная работа диссертанта, которая должна показать зрелость диссертанта как ученого. Показать его умение самостоятельной работы с опубликованными и архивными материалами и умение проводить анализ выявленных источников. Поэтому ссылки на то, что кто-то не возражает против использования своих материалов, просто смешны. Всегда и много работали в библиотеках и архивах наши замечательные ученые В.И. Вернадский, Д.И. Менделеев, В.М. Бехтерев. Знаменитый ученый кораблестроитель А.Н. Крылов, занимая пост председателя морского технического комитета во время перевооружения российского флота после русско-японской войны, самостоятельно писал свои научные работы. Он что, был загружен меньше, чем наш губернатор?

Что же произошло с работой Никиты Юрьевича? Всем известно, как "любит" его научный руководитель В.А. Бердинских работать в архивах и библиотеках, продолжая тасовать одну и ту же плохо проанализированную информацию в своих многочисленных книгах. О его целях "помочь" губернатору в получении второй кандидатской степени можно только догадываться. И тут он оказал Никите Юрьевичу медвежью услугу, написав её (то, что писал ее он, видно по стилю работы, как всегда небрежному) по чужим материалам. Считаю, что губернатор, помимо того что должен быть высоконравственным человеком, должен быть и осмотрительным, потому что репутация Виктора Аркадьевича в среде историков и краеведов уже давно и хорошо известна.

И закончить свою заметку я хочу выдержкой из письма к Е.Д. Петряеву основоположника борьбы за охрану природы в нашей стране, замечательного ученого, эколога и охотоведа Василия Николаевича Скалона: "Пока негодяй не имеет ученой степени, он пол-негодяя. Как стал кандидатом - он полный негодяй. Став доктором - он сто негодяев" (ГАКО, ф. Р-139, оп.1, д.123, л.267).

Добавить к этому уже нечего.

Александр Львович Рашковский - краевед, председатель клуба "Вятские книголюбы"