Юрий Баранчик: Заговор молчащего большинства: захочет ли Лукашенко предотвратить революцию

Москва, 31 Мая 2011, 22:03 — REGNUM  Прошедшее 27 мая под руководством главы Беларуси Александра Лукашенко совещание с участием высших должностных лиц страны, членов правительства, губернаторов, посвященное актуальным вопросам экономики, имело громкий резонанс в мировых СМИ. Президент Беларуси в очередной раз продемонстрировал, что дара публично ораторствовать ему не занимать. Другое дело, способно ли находящееся в нынешнем предынфарктном состоянии белорусское "экономическое чудо" воспринять эти риторические заклинания и воскреснуть благодаря административным, а не рыночным методам воздействия.

Все минус один

Трансляция обширных кусков совещания показала, что вроде все как всегда - батька чихвостит неразумных бояр, а те боязливо помалкивают и опускают головы низко в стол. Тем не менее, происходящее в стране подталкивает к выводу о том, что номенклатура все же переиграла Лукашенко. Белорусские чиновники, как показывает многолетняя практика последних лет, чрезвычайно усидчивы - хоть по 30, хоть по 50 часов в сутки проводи такие совещания - все будут сидеть и послушно кивать головами, даже в туалет не выйдут. Вопрос только в том, что означает такое молчаливое послушание. Батька думает, что он все чиновничество давно "наклонил", и что оно ручное. Чиновничество же может думать совсем иначе - ты создал такие правила игры, чтобы мы все молчали, мы готовы по ним играть.

До последнего времени такая ситуация белорусского лидера устраивала - дела шли неплохо, экономика развивалась и имидж был позитивный. Но уже скоро год как дела идут из рук вон плохо. И в этой ситуации у населения стремительно меняется система восприятия того, кто за что отвечает и кто в чем виноват: раз президент всегда брал за все ответственность на себя, то и за кризис должен отвечать он. Чиновники же в это время курят бамбук, и все стрелки народного недовольства аккуратно переводят с себя, показывая пальцем на небо. Похоже, и Александр Григорьевич кое в чем начал прозревать. Чего стоит такая фраза: "Но предупреждаю: не выполните моих требований - головы полетят. Вы больше из меня кризисного управляющего делать не будете. Каждый сидит с портфелем - работайте".

Но ведь дело в том, что антикризисного менеджера президент сделал из себя сам и очень давно самой системой принятия решений в стране, когда многие мелочные вопросы, вроде назначения начальников райисполкомов, командировок министров, инвестиционных проектов больше 1 млн. долларов и т.д. и т.п., решаются им лично. Номенклатура с этим согласилась. Только и ответственность себе взяла соответственно своему вкладу в дело управления страны - менее 1%.

Почему чиновники сидят молча, вполне понятно: все хотят досидеть в своих креслах до смены власти, чтобы, пользуясь имеющимся властным ресурсом, приватизировать под себя кусочек подведомственной собственности. Ради этого они готовы сидеть и молча выслушивать многочасовые монологи Александра Лукашенко, от которых им ни холодно, ни жарко. Волнует только одно - усидеть в кресле после очередного совещания. Страна, народ, стратегия развития, будущее республики - понятия в этом контексте вообще не уместные. Временщики. Ситуация не изменится и после 27 мая. Все будут ждать указаний первого лица страны в части разруливания ситуации, и никто не будет брать ответственность на себя. Таких людей в системе давно не осталось.

В связи с этим можно сказать, что номенклатура переиграла Лукашенко, согласившись играть по его правилам. Кадровые чистки ни к чему не приведут. Нет в Беларуси такого количества и, главное, качества управленцев, которые бы имели цели, отличные от своих предшественников - усидеть в кресле как можно дальше и получить как можно больше чиновничьей ренты. А если им удастся еще и приватизировать "кусочек" общенародной собственности на радость семье и близким - тогда вообще "за счастье" и жизнь удалась. В этом плане номенклатура открыта для предложений как с Востока, так и с Запада.

Необходимо только понимать, что разрушение нынешней системы происходит семимильными шагами - всего за три месяца убит валютный рынок. Теперь на грани разрушения рынок потребительских и продовольственных товаров. Если не будет кредита от ЕврАзЭс, он умрет за два месяца - май-июнь. Что дальше будет делать власть? - Правильно, последняя мера административного регулирования - это введение ЧП. Если кто-то скажет, что это все происходит само собой, просто из-за некомпетентности Лукашенко и его окружения - отлично, значит, и башни-близнецы сами собой упали 11 сентября 2001 года.

Ничего не решающая передышка в месяц

27 мая Лукашенко приказал заморозить ситуацию на месяц: цены не повышать, валюту не продавать и т.д. Ничего страшного, ерунда. Белорусский народ и не такое в 1941-1945 годах терпел. Выжили. И этот летний месяц пролетит очень быстро. Кто-то закроет фирму в Беларуси и откроет в России, кто-то уедет на заработки в Россию, кто-то просто уволит всех сотрудников в отпуск за свой счет или за счет фирмы на три месяца, большинство уедет на дачу и предпочтет ни о чем не думать до начала осени. Вопрос же не в этом. Заморозить ситуацию - не означает ее решить.

Все равно наступит 1 июля, и надо будет решать вопросы и с курсом белорусского рубля, и с ценами на продукты и товары в магазинах, и с зарплатами нищего населения. Как ни крути, но решать придется. Можно будет отсрочить решение еще на месяц, до 1 августа, или еще - до 1 сентября. Но это все. Все же знают - самый тяжелый в финансовом плане для белорусов период - это конец августа и первая половина сентября, когда отпускные уже закончились, а аванс еще не получен, или получен, но очень маленький. В это время народ выходит из отпусков, детей готовят в школу. И к 1 сентября решение должно быть найдено. Это крайний срок.

Какие могут быть варианты.

Позитивный. Официальный Минск не выгоняет российские СМИ. Соглашается на приватизацию белорусских предприятий до 4 июня (осталось 3 дня). В обмен Россия дает 800 млн. долларов кредита из Антикризисного фонда ЕврАзЭс. Летом подписываются соответствующие соглашения о приватизации. С августа-сентября в республику начинает поступать валюта за приватизацию. Нацбанк получает возможность установить единый курс белорусского рубля на уровне 5500-7000 рублей за доллар. Отсюда начинают плясать импортеры, цены в магазинах для рядовых потребителей, возможно, зарплаты. В подкрепление белорусской экономики поступает второй транш из Антикризисного фонда ЕвраАзЭс в размере 400 млн. долларов. Ситуация стабилизируется. Народ успокаивается и отвозит лопаты, ломы и прочую ударную утварь снова на дачи.

Негативный. Официальный Минск делает все для того, чтобы не получить кредит в 800 млн. долларов из Антикризисного фонда ЕврАзЭс: российские СМИ в республике закрываются, отказ от "бандитской приватизации" остается в силе. 4-7 июня соглашение по кредиту не подписывается. Черный курс взлетает до заоблачных высот - под 10 000, типа, "еще живых зайчиков" за, типа, одного "убитого енота", импортеры начинают курить бамбук (т.е. прекращают деятельность), ожидая снятия Нацбанком ограничений в 2%, из магазинов происходит очередная волна вымывания товаров первой необходимости. Госрегулирование цен на товары приводит к вымыванию большинства товаров и продуктов из оборота, дефициту и росту объемов черного рынка, как это было в СССР. Резко накаляется социально-экономическая обстановка в республике.

К переходу народного негодования в общественно-политическую плоскость остается один шаг - выход этого самого народа из отпусков. Россия выражает готовность обсудить с ЕС и США вопрос координации и выработки общей позиции в отношении европейской Северной Кореи. В возникшей уже в первой половине июня ситуации отставкой главы Нацбанка ситуацию уже не решишь. Даже сменой правительства. Остается только один, самый "сильный" вариант продолжения административного регулирования всего и вся - введение ЧП. Все основания для этого будут уже все налицо.

Если позитивный сценарий хорош и, в принципе, устраивает все "высокие договаривающиеся стороны" - белорусский народ, власть, Россию как партнера по Союзному государству, то негативный сценарий означает быструю агонию нынешней белорусской правящей верхушки и переход ситуации в разряд неуправляемых. Дело осталось за "малым" - за официальным Минском, за тем образом будущего "синеокой", который он захочет оставить в наследие потомкам.

Если Вы заметите ошибку в тексте, выделите её и нажмите Ctrl+Enter, чтобы отослать информацию редактору.
Главное сегодня
NB!
11.12.16
Азербайджан грозит Нагорному Карабаху новой войной
NB!
10.12.16
Новак: РФ не будет заключать с Украиной дополнительные соглашения по газу
NB!
10.12.16
Выборы в Приднестровье: давление исполнительной власти началось
NB!
10.12.16
СМИ: Пальмира находится под контролем сирийских войск
NB!
10.12.16
Почему Россия позволяет унижать и дискредитировать себя?
NB!
10.12.16
«Вольсбург» продолжает опускаться в зону вылета
NB!
10.12.16
Государство намекает Церкви на важность идти путем милосердия
NB!
10.12.16
Порты: Россия хочет повоевать с Прибалтикой за белорусский нефтетранзит
NB!
10.12.16
Репрессии в Минске: о чём на самом деле идёт речь
NB!
10.12.16
«Фараон» Ортега, «мутный» миллиардер и никарагуанская авантюра
NB!
10.12.16
Репрессии в Минске: Эксцесс исполнителя? Кому это выгодно?
NB!
10.12.16
Официальный Минск преследует ИА REGNUM за критику дрейфа властей на Запад
NB!
10.12.16
Мининформ Белоруссии признал политическими свои репрессии против СМИ
NB!
10.12.16
Православные России выступили против политических репрессий в Белоруссии
NB!
10.12.16
«Помните же – не верьте отступлению»: Крымская война
NB!
10.12.16
Австрия: Что будет, если Трамп договорится с Путиным о Крыме и Донбассе?
NB!
10.12.16
Грузия: Мечты сбываются?
NB!
10.12.16
Уголовщина в московском ЖКХ: «Для вас закон — платить!»
NB!
10.12.16
«Не устал, не ухожу» — президент Гамбии передумал отдавать власть
NB!
10.12.16
«Секрет английского футбола» — изнасилования воспитанников футбольных школ
NB!
10.12.16
Госдеп США: Импичмент президента Южной Кореи должен пройти «мирно и плавно»
NB!
09.12.16
Действие международного права должно распространяться и на Белоруссию