Московская область уверенно держит лидерство по вводу жилья среди регионов России, отмечают аналитики рынка недвижимости. По данным, полученным корреспондентом ИА REGNUM от аналитического агентства "Инвесткафе", согласно данным отчета строительного комплекса Подмосковья, за 2010 год было введено 7,73 млн. кв. метров жилья, из которых 4,9 млн. кв. метров пришлось на многоквартирные здания. В то же время застройщики обещают нарастить предложение жилья в регионе до таких количеств, что это неизбежно приведет к затовариванию рынка.

По словам эксперта "Инвесткафе" Юрия Кочеткова, миллионные объемы жилья прошлых лет более-менее начали продаваться только в 2010 году. В частности, это отмечали участники конференции "Жилая недвижимость ЦФО" выступили несколько активных застройщиков региона, которые отмечали как активность строительных работ, так и ужесточение конкуренции. "Хорошая текущая реализация новостроек Подмосковья связана с двумя обстоятельствами. Первое - это накопившийся за посткризисный период отложенный спрос. Второе - истощение предложения новостроек экономкласса в Москве, выдавившее значительную часть потенциальных покупателей в область. Действительно, московский ценник даже для самых убогих проектов составил не менее 90 тыс. рублей за метр, в то время как Подмосковье в количестве предлагало и предлагает вблизи Москвы жилье по 50-70 тыс. рублей за метр. И, что характерно, здесь какого-то значимого роста цен не замечено. В отличие от той же столицы", - пояснил Кочетков.

Экономику подмосковных проектов, во многом, спасает умение местных застройщиков строить дешево, а также невысокие инвестиционные нагрузки (земля, подвод коммуникаций, выстраивание инфраструктуры и т.п.) на проект, пояснил аналитик. Даже с учетом подключения сетей и инвестиционных нагрузок подмосковным застройщикам вполне удается удержаться на плаву даже при ценах ниже 50 тысяч рублей за метр.

"Умение строить недорого и достаточно быстро вкупе со значительным земельным ресурсом Московской области как раз и ведет к тому, что здесь строят и продают (замечу, пока продают!) миллионами. Выход на рынок масштабных проектов способен поколебать баланс, ведь емкость подмосковного рынка не бесконечна, - отметил Кочетков. - Однако главной проблемой я считаю даже не емкость, а социальную и дорожную инфраструктуру области. Где будут работать, учиться и лечиться жильцы новых микрогородов и кварталов? Как, через какие дороги они будут въезжать в Москву, где в большинстве своем они будут работать? Какие застройщики и на какие деньги будут создавать рабочие места в области, прокладывать и чинить новые дороги, строить социальные объекты? Уже сейчас въезд и выезд в Москву в часы пик, а также по летним выходным - это испытание душевных сил и терпения. Продолжение линий московского метро в область не спасет ситуацию: подземка и так работает с перегрузкой, а вагоны нередко берутся с боем. Область совершенно не готова к резкому увеличению числа жителей. Вот такие непростые вопросы встают по подмосковной стройке. Регион лидирует по вводу жилья, но сможет ли он удержаться на этих в ближайшие годы? И не стоит ли сейчас сделать ставку на широкое строительство во всех регионах?"