Ермолай Слышик: Кризис системы образования в Белоруссии как следствие несостоятельности государства

Минск, 30 мая 2011, 13:49 — REGNUM  

Проверки коммерческих вузов Белоруссии сотрудниками КГБ и МВД являются тревожным сигналом. Вполне вероятно, что новый учебный год начнется без наборов на первый курс, профессорско-преподавательский состав будет существенно сокращен. Сокращения ждут и сотрудников государственных вузов.

Глава Администрации президента Белоруссии Владимир Макей 14 мая проинформировал общественность о том, что в настоящее время в республике проходят массовые проверки образовательных учреждений всех уровней. "Потому что и там, как показал теракт в минском метро, оказывается, существуют проблемы, касающиеся поддержания дисциплины, выполнения учебных программ, и другие вопросы", - цитирует чиновника госинформагентство БелТА. В проверках участвуют сотрудники Минобразования, КГБ, МВД и других госструктур.

В частном женском институте "Энвила" недавно прошли проверки чиновниками Минобраза. До них в вузе с неформальными проверками работали сотрудники КГБ, МВД и Комитета госконтроля. Предлогом стало то, что фигурантка дела о теракте 11 апреля в Минском метро, задержанная на съемной квартире вместе с предполагаемыми устроителями взрыва, училась в данном институте.

Официальных отчетов по итогам проверок в женском институте "силовики" не оставили. Но ректор вуза уже заявила о намерении подать в отставку с должности, если это поможет спасти учебное заведение от полного закрытия. В настоящее время профессорско-преподавательский состав "Энвилы" морально готовится к отсутствию набора студенток в сентябре и сокращениям. Помочь коллективу вуза смириться с неизбежной участью помогают государственные СМИ, систематически демонизирующие состояние дел в женском институте. Так, 6 мая Первый канал гостелевидения Белоруссии посвятил частному вузу специальный репортаж, сходу декларируя "вопиюще безответственное отношение к своему делу" в "Энвиле". В телесюжете с изобличением недостатков в работе вуза выступила Ирина Дрига - заместитель начальника Главного идеологическая управления - начальник Управления социально-культурной политики Администрации президента, она же - руководитель группы по проведению мониторинга в ЧУО "Женский институт "Энвилла". Гостелеканалу было поручено обосновать тезис о том, что "заявленная планка, по-видимому, оказалась не по силам" женскому вузу. Доказательством явилось мнение чиновницы о недостаточном внимании вуза к вопросам идеологической подготовки курсисток. "Дисциплина хромает: образно выражаясь, здесь она вообще инвалид", - делает заключение сотрудник АТН БТ. - "Да и набор на курсы, создается впечатление, проходит согласно слепому жребию. Кто не поступил в более серьезные вузы - здесь милости просим. Пока в большой женской семье учатся (или учатся учиться) порядка 340 человек. И еще около тысячи - на заочном отделении". Дрига заявила, что на дневное отделение женского вуза "практически нет конкурса", а корреспондент гостелеканала сообщил, что в "Энвиле" наличествуют "недоработки руководства и отсутствие какого-либо сервиса для самих студентов".

Позднее последовали аналогичные заявления чиновников и госжурналистов в адрес женского вуза, недостатки в работе которого не столь уж вопиющи в сравнении с другими частными вузами и многими государственными учебными заведениями. Истинный предлог столь пристального внимания к "Энвиле" никто не скрывает, однако открыто обвинить ректора в том, что она лично заслала студентку в логово подозреваемых в совершении теракта 11 апреля проверяющие пока не решились, ограничиваясь многозначительными намеками. На совещании 20 мая чиновники определились с вопросом о закрытии женского института.

В другом частном вузе - "Белорусском институте правоведения" (БИП) работают сотрудники подразделения по экономическим преступлениям МВД. Хозяин вуза Степан Сокол давно находится в поле зрения правоохранителей, выявивших многочисленные нарушения хозяйственной деятельности. Однако на этот раз были обнаружены не только полупустые аудитории, но и "мёртвые души". БИП тем более интересен чиновникам, что является наглядным примером того, как можно платить большие налоги, а не получать большие дотации из госбюджета. По информации сотрудников вуза, БИП и на этот раз не закроют, т.к. с руководством проверяющих достигнуты определенные договоренности. Возможно, желаемое выдается за действительное и поводов для оптимизма именно на этот раз гораздо меньше.

Внимание к частным вузам привлечено по двум основным причинам. Первая: "демографическая яма", следствием которой в 2011 году абитуриентов станет меньше. Следовательно, обостряется борьба между вузами за деньги студентов-"платников". В коммерческих вузах все студенты платят за свое обучение, в государственных - около 2/3 учащихся. Таким образом, основной причиной борьбы госструктур с частными вузами является именно вопрос перераспределения финансовых потоков.

Высшее образование в Белоруссии давно является платным и, в определенной степени, элитарным. Уровень доходов большинства белорусских семей таков, что они не могут себе позволить качественное образование. Таковое стоит не только больших денег, но и "связей". Родители иногородних студентов не только оплачивают учебу своих чад, но и съемное жилье, питание, учебники, интернет и т.д. Все это является платным. Вузовские библиотеки бедны, и даже в академиях один из трех-пяти "платников" может рассчитывать на морально устаревший учебник. О количестве мест в общежитиях и условиях проживания в них говорить излишне. Кроме того: даже самый выдающийся выпускник провинциальной школы не имеет шансов поступить, например, на факультет международных отношений Белгосуниверситета, если его родители не высокопоставленные чиновники, или ближайшие родственники таковых, или преуспевающие предприниматели. У небедных провинциалов нет возможности нанять высококлассных столичных репетиторов. Средняя школа (особенно - в провинции) давно приказала долго жить и укреплять суверенную систему образования. Что касается богатых провинциалов, то они давно перебрались в столицу, решая данные проблемы отнюдь не через усиленную подготовку своих детей с помощью репетиторов. Нельзя забывать и о том, что уже не первый год некие "комиссии" решают, в каком вузе молодому человеку учиться, по какой специальности и на какой форме обучения. Не получившие соответствующего разрешения, не прошедшие "собеседования" белорусские юноши и девушки не имеют права даже подавать документы не только на ФМО БГУ, но даже на обучение по таким специальностям как, например, правоведение или журналистика. Иначе говоря, всё за всех давно решено.

В 2011 году министерство образования решило, что квота частных вузов на рынке образовательных услуг составит 14 тыс. абитуриентов (9 тыс. заочников и 6 тыс. дневной формы обучения). "Перед министерством поставлена задача сократить количество студентов заочной формы получения образования в этих вузах до 25%, что постепенно будет реализовано", - заявил 19 мая первый заместитель министра образования Александр Жук. Несомненно, министерство может вообще лишить частные вузы обучать заочников, как ограничило выдачу лицензий на обучение по ряду специальностей. На совещании 19 мая Жук особо и не скрывал усиления конкурентной борьбы на рынке образовательных услуг, хотя конкурентной борьбы не наблюдается вовсе - условия диктует государство, и Минобраз представляет, прежде всего, интересы государственных вузов.

В 2011 году в Белоруссии функционирует 55 вузов: 45 государственных и 10 - негосударственных (частных). Количество абитуриентов запланировано на уровне 105 тыс. человек (всех форм обучения), из них лишь 32,9 тыс. студентов смогут обучаться за счет бюджета. Но сокращается не только количество бюджетных мест в государственных вузах - сокращается количество выпускников школ. В 2011 году общеобразовательную школу закончат 75,5 тыс. чел. (в 2010 году - 88 тыс.), а в 2015 году - менее 55 тыс. чел. Вторая причина, по которой власти присматриваются к частным вузам: участие студентов данных учебных заведений в мероприятиях оппозиции. Несомненный факт используется, скорее, не как причина, а предлог для "стрижки" коммерческих вузов и их устранения из борьбы за "платников". На самом деле студенты государственных академий и университетов не менее оппозиционно настроены к той системе, которую олицетворяет с 1994 года Александр Лукашенко. В десятитысячных акциях протеста 19 декабря 2010 года в Минске и менее массовых мероприятиях оппозиции неизменно принимают участие студенты и преподаватели совершенно разных вузов - и государственных, и негосударственных. И "физики", и "лирики" фигурируют в протоколах задержания МВД, отчетах вузовских кураторов из другой организации.

Не всем вузам удается поддерживать высокий уровень контактов и щедро "откупаться". Например, в 2005 году "Институт современных знаний" не изыскал такого потенциала и лишился возможности брать плату со студентов за обучение по специальностям "правоведение" и "экономическое право". ИСЗ был вынужден закрыть факультет социальных технологий и права, а также филиалы в Гродно, Бресте и Витебске. В итоге деньги студентов ИСЗ освоили БГУ, Академия управления при президенте РБ, БИП и другие вузы.

Тем временем, пока в "Энвиле" и других частных вузах госкомиссии ищут недостатки в идеологической работе, в Академии управления при президенте РБ ликвидировали кафедру идеологии и политических наук. Формально на сайте ведущего вуза страны и кузницы комсостава для "идеологического фронта" есть такая кафедра. Фактически же ее уже нет: в апреле руководством Академии было объявлено о ликвидации данной кафедры, а в мае объявлено о создании странного образования типа "кафедра философии, идеологии и политических наук" под началом автора известного труда "Чуешов В.И. Основы идеологии белорусского государства. Инновационные технологии подготовки в вопросах и ответах".

Внимание Лукашенко к так и не состоявшейся государственной идеологии и "идеологической вертикали" известно далеко за пределами Белоруссии. Поэтому трудно предположить, что кафедра идеологии и политических наук Академии управления при президенте больше не нужна. В таком случае теряет смысл и пресловутая государственная идеология, и "идеологическая вертикаль", и сама Академии управления при президенте. По всей видимости, дело или в деньгах, или в желании руководства вуза свести личные счеты с кем-то из этой кафедры. Как правило, по подобной схеме избавляются от неугодного заведующего кафедрой или проректора: объявляют о реорганизации, увольняют неугодного, а затем восстанавливают структурное подразделение или штатную единицу. Что на самом деле происходит в данном вузе, пожалуй, непонятно никому. Ясно лишь одно: государственные учебные заведения тоже переживают кризис, как и страна в целом.

Объективно, вся система образования Белоруссии находится в кризисе. Осколок сверхдержавы не состоялся как государство, и переживает типичные проблемы постсоветских республик, изначально не располагая ресурсами (не только сырьевыми, прежде всего - интеллектуальными) для сохранения хотя бы достигнутого в СССР уровня. Нынешний белорусский кризис стал закономерным явлением, обнажая то, что долгое время скрывалось различными способами, замалчивалось, выдавалось за достижение некоей особой стратегии развития. Некоторым кажется, что российский кредит решит проблему финансовой системы суверенной республики, а вслед за финансовой стабилизацией всё вернется на круги своя, наладится и, возможно, республика осуществит на практике лозунги об "инновационном пути развития" и т.п. Правда заключается в том, что нет оснований для таких надежд. Но об этом предпочитают не говорить ни в государственных, ни в негосударственных вузах.

Если Вы заметите ошибку в тексте, выделите её и нажмите Ctrl + Enter, чтобы отослать информацию редактору.