Интервью ИА REGNUM с директором Правозащитного центра Азербайджана Эльдаром Зейналовым.

ИА REGNUM: Как утверждает газета "Бизим йол", иранские бизнесмены, занимающиеся предпринимательством в Азербайджане, отныне лишены права открывать счета в местных банках. Также введен запрет на денежные переводы из Ирана гражданам Азербайджана, а это, по очевидным причинам, затрудняет возможность обойти запрет на открытие банковских счетов и получение наличных денег на подставных лиц. Как вы считаете, соответствует ли всё это действительности?

Я думаю, что это вполне может соответствовать действительности, потому что у нас очень развито телефонное право. Особенно по части множества запретов, которые нигде не публикуются, нигде не прописаны, но, тем не менее, на себе граждане их чувствуют. Это, например, касается и политической деятельности иногда, и религиозной деятельности и так далее. Здесь вполне может быть, что наши власти именно такую позицию приняли в вопросе банковских операций с Ираном, но я думаю, что там речь идет не только о санкциях против Ирана, но также присутствует и собственный интерес Баку, связанный с безопасностью и с активизацией проиранской религиозной оппозиции в Азербайджане.

Вы знаете, что было такое дело Саида. Значит, человека обвинили в связях с Ираном, на уровне шпионажа, и в то же время и в попытке свержения существующей власти и в оппозиционной деятельности. То есть получилось, что это не просто шпион, но это еще и оппозиционер, который имел определенные планы по изменению государственного строя. Но с учетом того, сколько людей входило в группу Саида, это немножко смешно выглядит и несерьезно. Но с другой стороны... ИА REGNUM: Можно немного подробнее о Саиде? Гражданином какой страны он является, о попытке свержения власти в каком государстве идет речь?

Саид Дадашбейли - это сотрудник одной из международных организаций, гражданин Азербайджана, религиозный шиит. У них была группа верующих, которых потом, по версии обвинения, представили как "северную армию Мехти". То есть в качестве религиозной экстремистской организации. Но из материалов уголовного дела что-то не особенно усматривалось, в чем конкретно состояла практическая деятельность этой группы, как именно она угрожала безопасности, и т.д., и т.п. Единственное что там фигурировало какое-то оружие у одного из членов этой группы.

Но факт остается фактом, что власти очень настороженно относятся к проиранским религиозным группам. Особенно это проявилось в острой конфронтации в 2002 году. "Нардаранское дело", как вы знаете. И Нардаран - это, так сказать, образец или шаблон того, как проиранские шиитские религиозные группы планируют переустроить Азербайджан. И вопрос состоит даже не в том, что светское государство будет заменено, допустим, религиозным. Вопрос состоит в том, что это непосредственно затрагивает финансовые интересы правящей элиты, то есть при таком развитии событий им просто не будет места в Азербайджане. Естественно, что здесь возникает целый букет мотивов, чтобы подавлять в зародыше любое проиранское движение.

В 1996 году было дело Исламской партии. Был арестован председатель Исламской партии и несколько членов ее руководства. Тогда было установлено, и на суде они это подтвердили, что иранцы им выплачивали какие-то суммы денег на оппозиционную деятельность. Сейчас примерно такого же плана слухи ходят после того, как в этом году было разоблачено уже второе дело Исламской партии и был арестован лидер партии. Второе дело Исламской партии в чем-то повторяет первое. Вновь подразумеваются планы изменения государственного строя, и т.д., и т.п. Ни для кого не секрет, что руководство Исламской партии - это шииты.

С другой стороны, в нашей стране применяется зажим религиозных общин, который привел к тому, что в Азербайджане две трети исламских общин не зарегистрированы. Это официальные данные. То есть не выдумки правозащитников и не страшилки исламистов. Это официальные данные, которые неоднократно приводил шейхульислам (председатель Управления мусульман Кавказа, шейхульислам Аллахшукюр Пашазаде - ИА REGNUM), что в стране 1500 (полторы тысячи) общин, из которых только 500 (пятьсот) прошли регистрацию. То есть ситуация вот такая достаточно шаткая.

Более того, по сравнению с секулярной, светской, традиционной оппозицией, религиозная представляет гораздо большую опасность для властей. Сейчас оппозиционные группы традиционного плана боятся подставляться под дубинки. Например, последние оппозиционные акции выглядели немножко комично. То есть эти флэшмобы, когда кто-то начинал выкрикивать "свобода", "отставка", "яйца". Но это не похоже ни на тбилисские события, ни на арабские революции. Это что-то смешное. И в этих акциях очень мало кто из руководителей оппозиционных партий лично принимал участие. То есть, они боятся арестов и репрессий.

А исламисты, наоборот, ищут страданий на пути джихада. Если они, допустим, свою борьбу с правящей партией в Азербайджане воспринимают как джихад, то в этом случае любое преследование - это богоугодно, это для них почетно. И я могу сказать, что если, например, среди обычных оппозиционеров, а их было арестовано, начиная с 1993 года, порядка 1300 человек, из которых примерно 1200 было освобождено, а чуть меньше сотни находятся в заключении. Так вот из этих 1200-1300 человек все практически, за исключением единиц, которых можно перечислить по пальцам двух рук, отказались от своих взглядов. Все написали покаянные письма. Все попросили помилования. А из исламистов всего только одна десятая часть отреклась от своих взглядов. Можете себе представить.

Вот был конкретный случай. Одному из исламистов дали 15 лет заключения, посадили в крытую тюрьму в Гобустане. То есть это было наказание, тяжелее которого может быть только пожизненное лишение свободы. Так вот он даже оттуда в течение трех месяцев по мобильному телефону руководил другой группой исламистов, которая готовила нападения на американское и британское посольства. Это свидетельствует о том, что человек не сломлен был даже вот таким тяжелым наказанием. Я это говорю не потому, что я восхищаюсь или еще что-то в этом роде. Это объективно, что исламская оппозиция реагирует на репрессии другим путем. Репрессии только подстегивают это движение, понимаете? И во главе арабских революций совершенно не случайно была не светская оппозиция, а религиозная. Потому что там стреляют, там было опасно, и светская оппозиция была сломлена репрессиями уже давно, еще во время этих арабских диктатур. А исламисты воспринимали гонения как должное. Они на пути джихада, значит вот эти кяфиры, наверняка, будут их преследовать. А, значит, это для религиозной оппозиции богоугодное дело, они на правильном пути, и вместо одного репрессированного в строй становился целый круг его родственников. Это примерно то же самое, что мы видим в Узбекистане или Чечне, когда репрессии против верующих, так сказать, рекрутируют новых людей в движение. ИА REGNUM: А можно ли предположить, что запрет на открытие счетов иранскими предпринимателями и на получение денежных переводов из Ирана продиктовано тем, что у Азербайджана поступить таким образом могли потребовать США?

Я думаю, что это не только Евросоюза влияние, это не только влияние американцев, которые хотят каким-то образом наказать Иран. Это в интересах самого Баку, который не хочет, чтобы исламское движение проиранского толка в Азербайджане получало финансовую подпитку. Я могу просто в качестве примера сказать, что, скажем, в конце 1990-х - начале 2000-х годов очень много из Азербайджана было вытеснено благотворительных и финансовых организаций, происходящих из арабских стран. Предполагалось, что они поддерживают ваххабитские группировки. Но не столько или не только в Азербайджане, а, главным образом, в Чечне и других странах и регионах. То есть одной рукой занимается благотворительностью, другой поддерживает политическую деятельность в Азербайджане. И азербайджанские власти вытеснили из территории нашей страны международные организации арабского происхождения, которые занимались финансированием разных проектов в нашей республике. Это были репрессии против одного крыла ислама, против суннитов. А сейчас, видимо, начинается зажим именно и шиитского крыла. Это гораздо более обширное по масштабам наступление, потому что шииты составляют 70 процентов среди мусульман Азербайджана.

Эти неписаные запреты на открытие счетов, на получение денежных переводов, отказ Азербайджана от безвизового режима с Ираном... Тегеран ведь предложил безвизовый режим, в одностороннем порядке отменив визы. Значит, можно приезжать туда, не открывая виз. А Азербайджан нет. Все это звенья одного и того же процесса. То есть это обеспечение собственной безопасности перед экспортом исламской революции из Ирана. Я так думаю, что запрет продиктован главным образом именно этим, а не санкциями Евросоюза. А санкции Евросоюза - это удобный, так сказать, повод. То есть сейчас, допустим, если кто-то будет поднимать на европейском уровне вопрос на счет трудностей в открытии счетов в Азербайджане для иранцев, Европа не поддержит. Евросоюз не поддержит, потому что это попало в общее русло.

ИА REGNUM: То есть в этом вопросе ЕС будет на стороне Азербайджана?

Я думаю, что да.