Кто поведет на выборы Республиканскую партию Армении - перспективы "третьего полюса"

Ереван, 27 Мая 2011, 15:48 — REGNUM  После того, как "цивилизованный диалог" между властями Армении и основной оппозиционной силой, Армянским Национальным Конгрессом (АНК) во главе с экс-президентом Левоном Тер-Петросяном приобрел регулярный характер, большинство местных экспертов стало склоняться к мысли, что вопреки риторике АНК, следующие выборы в республике не будут внеочередными. Поэтому уже сейчас политические силы исподволь начинают готовиться к очередным выборам в парламент страны, которые состоятся весной будущего года. Симптоматично, что при этом активно обсуждается вопрос, как будет выглядеть список правящей Республиканской партии Армении (РПА).

Уже очевидно, что в нем не будет целого ряда представителей "старой гвардии". Речь идет об "авторитетных парнях с кличками", бизнесменах, взявших за правило игнорировать заседания Национального собрания, да и просто политиках, мыслящих устаревшими категориями и явно выпадающих из современного "мейн-стрима".

Понятно, однако, что избавиться от этих людей будет очень непросто. И в этой связи эксперты предполагают, что многое будет зависеть от того, кто конкретно возглавит список республиканцев. Пока речь идет о двух деятелях - спикере Национального собрания Овике Абрамяне и премьер-министре Тигране Саркисяне. Говорится, что это совершенно разные люди, стиль работы, система ценностей и мировоззрение которых разнятся кардинальным образом. Абрамяна наблюдатели склонны если и не отождествлять полностью, то тесно связывать именно со "старой гвардией". Между тем Саркисян имеет реноме интеллектуала и либерала. И, как пишет, например, электронная газета "Лрагир", в зависимости от того, кто из них возглавит предвыборный список РПА, можно будет судить о планах президента Сержа Саргсяна.

Если во главе списка окажется спикер Абрамян, значит, "модернизационные намерения президента либо обречены, либо изначально были неискренними". И, напротив, появление во главе списка "продвинутого" премьера может свидетельствовать о стремлении к реальным, а не декларируемым переменам.

В то же время не исключается, что кандидатура Саркисяна может быть задействована совершенно иным образом. Как известно, два месяца назад президент поручил премьеру к началу лета выправить сложившееся в социально-экономической сфере нелегкое положение. Уже тогда это было расценено как намек на возможную отставку главы правительства, поскольку очевидно, что за два месяца преодолеть тяжелые последствия кризиса просто невозможно. Этого, разумеется, и не случилось, положение, по-прежнему, весьма далеко от желаемого. Правительство сегодня не критикует только ленивый, а парламентская фракция АРФ Дашнакцутюн, как уже сообщалось, на днях попыталась вынести на голосование вотум о доверии кабинету министров. Предложение не прошло, но симптоматично, что фракция РПА не стала открыто поддерживать правительство, а просто уклонилась от участия в голосовании. Возможно, тем самым премьеру дают понять, что вероятность его отставки в случае ухудшения социльно-экономического положения продолжает оставаться в повестке.

Однако отставка правительства - слишком ценный "козырь", с которого обычно принято ходить, когда иных уже не осталось. Да и фигура самого премьера выглядит настолько весомой, что не оставляет шансов на его обычное "жертвоприношение". Другой вопрос, что Тиграну Саркисяну может быть поручена иная весьма ответственная политическая миссия. Речь идет о возможности формирования "третьего политического полюса" в парламенте. Уже сегодня очевидно, что - при отсутствии форс-мажорных ситуаций на внутренней и внешней аренах - в Национальном собрании следующего созыва может сложиться не столь уж благоприятная для РПА конфигурация.

Власть явно не хотела бы видеть в парламенте слишком много оппозиционных представителей АРФД и партии "Наследие", мало устраивает ее заметное представительство "Процветающей Армении" во главе с ее строптивым лидером-олигархом Гагиком Царукяном. Вряд ли указанные политические силы без прямой или косвенной поддержки административного ресурса сумеют сохранить свое нынешнее представительство в законодательном органе. А это означает, что весьма существенную часть мест (не менее, а то и более трети) займут представители тер-петросяновского АНК. И совсем не факт, что при этом у Конгресса и власти сохранится возникший ныне "ситуативный союз". Напротив, более чем вероятно, что на первый план вновь выйдут глубокие противоречия. А потеря прочного контроля за двумя третями мандатов лишит власти многих связанных с этим законодательных возможностей. При этом нет оснований считать, что в процесс раздела депутатских мандатов между РПА и АНК сегодня способна вмешаться какая-либо "третья сила". Внепарламентская оппозицция (как националистическая, так и либеральная), отдаленная от блока АНК, маргинализирована, идейно и организационно крайне раздроблена и фагментарна, всерьез рассчитывать на ее проникновение в парламент не приходится.

В этих условиях возможная отставка премьер-министра может быть не наказанием за недостаточно хорошую работу, а "перебрасыванием", как было принято говорить в свое время, "на другой участок" фронта. Премьер, который сразу после этого обретет ореол "пострадавшего", может сформировать недостающий "третий полюс", представители которого сформируют в парламенте пусть небольшую, но прочно связанную с РПА фракцию, на которую можно с уверенностью рассчитывать властям.

Конечно, нельзя сказать, что на фоне нынешней ситуации в хозяйственной жизни рейтинг премьер-министра слишком высок, однако он пользуется доверием и, главное, симпатией значительного сегмента интеллигенции, видящей в нем "своего человека", не замешанного в коррупционных и всякого рода иных малопочтенных историях. Поскольку в таком отношении эта часть избирателей явно отказывает представителям РПА, то их голоса могут быть отданы в пользу АНК. Этот в любом случае произойдет, но чтобы процесс "бегства интеллигенции к Конгрессу" не приобрел слишком уж широкие масштабы, данная прослойка избирателей, особенно городских, должна получить приемлемую альтернативу, которой и может стать "третья сила" во главе с Тиграном Саркисяном.

Правда, тут есть нюанс - премьер и министры формируемого им "экономического блока" правительства относительно недавно были приняты в ряды РПА. Поэтому возможен и паллиативный вариант, при котором премьер возглавит "реформаторское крыло" партийного списка, а в парламенте следующего созыва займет пост спикера. В этом случае возглавляемые им "либеральные интеллектуалы" могут, дистанцируясь от наиболее одиозных однопартийцев, создать нечто вроде собственной автономной платформы, своего рода политического квазиполюса. В любом раскладе участие Тиграна Саркисяна в избирательной компании очень вероятно, поскольку другого "политического тяжеловеса с человеческим лицом" у РПА пока не просматривается.

Ануш Левонян (Ереван)

Если Вы заметите ошибку в тексте, выделите её и нажмите Ctrl+Enter, чтобы отослать информацию редактору.
Главное сегодня
NB!
08.12.16
«На рынке нефти не сезон»
NB!
08.12.16
«Эффект Роснефти» не повлиял на рубль
NB!
08.12.16
National Interest: Являются ли США тихоокеанской державой?
NB!
08.12.16
Радио REGNUM. «Четверть часа о высоком». В гостях Мария Манакова
NB!
08.12.16
СМИ сообщили подробности неудавшейся посадки Су-33 на «Адмирал Кузнецов»
NB!
08.12.16
Женщины-депутаты недовольны переработками: «Еще мужей кормить»
NB!
08.12.16
Порошенко: ЕС нашёл компромисс по механизму приостановки безвизового режима
NB!
08.12.16
В Молдавии установят бюст короля «Великой Румынии»
NB!
08.12.16
Япония должна признать итоги войны
NB!
08.12.16
Последняя игра ЦСКА под руководством Слуцкого — провал
NB!
08.12.16
Жадность фраера погубит: похоронят ли Порошенко откровения его соратника?
NB!
07.12.16
«Меркель будет решать проблему, которую сама же и создала»
NB!
07.12.16
МОК продлевает санкции против России
NB!
07.12.16
«Заморозка» накопительной части пенсии на три года прошла II чтение Госдумы
NB!
07.12.16
Восстанавливаются пенсионные права осужденных и реабилитированных граждан
NB!
07.12.16
Приостановка компенсаций советских вкладов Сбербанка продлевается
NB!
07.12.16
«Севастополь ждет от нового губернатора решения социальных проблем»
NB!
07.12.16
Госдума повысила МРОТ на 300 рублей
NB!
07.12.16
Атомная энергетика Украины — это сильная головная боль для Европы: обзор
NB!
07.12.16
Госдума устанавливает единый порядок индексации соцвыплат с 2018 года
NB!
07.12.16
В Ингушетии задержаны сотрудники Центра по противодействию экстремизму
NB!
07.12.16
Радио REGNUM: второй выпуск за 7 декабря